Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие для повышения качества дошкольного образования.
статья (младшая группа)
Чтобы педагоги могли решать задачи воспитания, в детском саду должны быть сообщества, или общности. Разработчики примерной программы воспитания выделили четыре такие общности: профессиональную, профессионально-родительскую, детскую, детско-взрослую. Особое внимание педагоги должны уделять именно взаимодействию детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие
для повышения качества дошкольного образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим в Законе РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44), указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), дошкольное учреждение играет новую роль, обеспечивая непосредственное участие родителей в образовательной деятельности, включая создание образовательных проектов с семьей для выявления потребностей и поддержки семейных образовательных инициатив. Как отмечает М. С. Задворная, «в современном мире детей и взрослых существует проблема нарушения связей в системе «родитель - ребёнок» и как следствие — эмоциональное неблагополучие ребёнка дошкольного возраста», в связи с чем она рекомендует «субъектам образовательного процесса непосредственно взаимодействовать в различных видах совместной деятельности». Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
- Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
- Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка.
- Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Для повышения эффективности воспитательного процесса и работы по социализации детей, необходимо стремиться к формированию новых форм общения и взаимодействия между родителями и педагогами, на основе принципов открытости и доверия, неформального подхода. Родители должны быть помощниками педагогов, и активно вовлекаться в жизнь детского сада. Одной из форм вовлечения родителей в работу дошкольного учреждения и активного взаимодействия с детьми и педагогами является создание детско-взрослых сообществ. Впервые в педагогике понятие детско-взрослой общности было представлено в работах Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина, рассматривавших ее в контексте детского воспитательного коллектива. Сообщества являются естественной организацией жизнедеятельности людей. В детско-взрослых сообществах дети выступают в качестве полноценных участников и членов общества. Создание детско-взрослого сообщества в дошкольном учреждении предполагает поиск и внедрение новых форм для раскрытия талантов и способностей воспитанников, изменение образа жизни ДОУ, чтобы ребенок в процессе реализации собственного потенциала добивался успеха при помощи педагогов и родителей. При этом добиваться успеха он должен там, где ему это интересно, и с помощью тех методов и инструментов, которые соответствуют его личностным особенностям, а также его социально-бытовому окружению, возможностям и интересам его семьи. Кроме того, создание сообщества детей и взрослых в детском саду — один из способов инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной «детско-взрослое сообщество — это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности». Важнейшим фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личное участие детей и родителей в насыщенной событиями жизни. С помощью проектов родители и дети могут заниматься тем, что им по-настоящему интересно, развивать свои творческие способности, конечным результатом чего станет обеспечение для ребёнка эмоционального комфорта. Члены семей воспитанников детского сада имеют разные профессии, хобби и интересы. И каждый из них может в той или иной форме поделиться своими знаниями и навыками, тем самым способствуя развитию не только своего ребёнка, но и других воспитанников. Объединение интересов — залог эффективной совместной работы взрослых и детей, которая будет привлекательной для каждого участника детско-взрослого сообщества. Создание детско-взрослого сообщества является одним из условий реализации педагогических проектов в нашем учреждении, но, главное, это способствует изменению отношений в коллективе детей, сотрудников, родителей, оптимизирует систему организационно-педагогических условий развития таланта воспитанников. Создание в учреждении детско-взрослого сообщества, реализация проектов способствуют активному участию родителей в жизнедеятельности группы и детского сада в целом. Детско-взрослое сообщество в нашем дошкольном учреждении наполняет новым смыслом сотрудничество детей и взрослых. В процессе проектной деятельности рождаются новые идеи, предложения, которые содействуют самореализации воспитанников, педагогов и родителей, дают возможность не только установить партнерские отношения с семьями воспитанников, но и объединить усилия детского сада и родителей для развития и воспитания детей; активизировать и обогатить воспитательные умения взрослых и оказать им психолого-педагогическую поддержку, убедить их в собственных педагогических возможностях; создать атмосферу общности интересов между субъектами образовательных отношений, способствовать эмоциональной взаимоподдержке и взаимопроникновению в проблемы друг друга, а так же содействовать развитию культуры отношений между детьми и взрослыми. На наш взгляд, создание в дошкольном учреждении детско-взрослого сообщества является важнейшим условием для повышения качества дошкольного образования.
Литература:
- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн.: Университетское, 1997. – 385с
- Задворная М. С. Создание детско-взрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 1. — С. 69–72.
- Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития // Детство: Педагогический альманах. — 1998. — № 1. — С. 13–22.
- Лопсонова З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник СВФУ. — 2014. — Том 11. № 2. — С. 129–135.
10. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь.:Белый ветер, 2004. – 608с. - Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослых с детьми в игре[Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова// Дошкольное воспитание. – 1993. – №4. – С.18-23.
- Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0-7 лет) [Текст]/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-671359-1699187973.jpg)
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/27/picture-713317-1527415283.jpg)
Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.
Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1042868-1576563580.jpg)
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/16/picture-1144122-1558003053.jpg)
Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1203922-1578595351.jpg)
Условия, способствующие повышению качества дошкольного образования
В презентации подробно рассмотрены пять основных условий повышения качества дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794753-1464722611.jpg)
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Статья о создании в ДОУ условий обеспечения диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения для воспитанников с особыми образовательными потребност...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-671359-1699187973.jpg)
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».
Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образовани...