«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»
проект на тему
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Проект направлен на организацию методической инновационной деятельности в условиях внедрения ФГОС в ДОУ, все проектные мероприятия призваны развивать творческий потенциал педагогов, способствовать их профессиональной компетентности.
Реализация проекта способствует эффективному внедрению инновационных технологий в методическую деятельность ДОУ.
Данный проект рекомендован заведующим, заместителям руководителей по ВМР, старшим воспитателям, воспитателям, специалистам дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 6 «Почемучка»
Инновационный проект
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов»
Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна
старший воспитатель высшей категории
п. Новоорск 2014 г.
Аннотация проект:
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Проект направлен на организацию методической инновационной деятельности в условиях внедрения ФГОС в ДОУ, все проектные мероприятия призваны развивать творческий потенциал педагогов, способствовать их профессиональной компетентности.
Реализация проекта способствует эффективному внедрению инновационных технологий в методическую деятельность ДОУ.
Данный проект рекомендован заведующим, заместителям руководителей по ВМР, старшим воспитателям, воспитателям, специалистам дошкольных учреждений.
Паспорт инновационного проекта
1. Наименование Проекта | «Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС» МБДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» |
2. Основание для разработки Проекта |
|
3.Заказчик инновационного проекта | Отдел образования Администрации Новоорского района Оренбургской области |
4.Разработчик инновационного проекта | Шиваракова Раиса Евгеньевна – старший воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» |
5.Исполнители инновационного проекта | МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» |
6. Характеристика Проекта |
|
7. Цель Проекта | Создание эффективной модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ФГОС ДОО. |
8.Основные направления инновационного проекта | 1. Инновации в методической деятельности; 2. Инновации в работе с педагогическими кадрами; 3. Инновации в содержании образования; |
9.Этапы реализации проекта | I Этап: предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы; II Этап: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности. III Этап: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. IV. Этап: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта. |
9.Возможное финансовое обеспечение проекта |
|
10.Ожидаемые результаты от реализации инновационного проекта |
|
11. Сроки реализации Проекта | Проект рассчитан на 2 года (2014 – 2015 г.) |
12. Участники Проекта |
|
13. Возможный продукт исследовательского Проекта |
|
14. Управление инновационным проектом и контроль за его реализацией | Управление и контроль осуществляет администрация МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» |
Обоснование актуальности проблемы.
В современном мире главным вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В Законе РФ «Об образовании» обозначено, что дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к его качеству в дошкольном учреждении.
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации –организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Управление качеством методической деятельности в дошкольном учреждении предполагает непосредственно участие старшего воспитателя в разработке и апробации структуры и содержания инновационной деятельности.
Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
В условиях ФГОС ДОО переход к полноценному инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления методической деятельности, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме.
При этом необходимы особые управленческие действия методиста по подготовке педагогов к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры. «Инновационная культура» - это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков.
.
Проблематике управления дошкольного образования посвящены работы отечественных и зарубежных учёных: В.Г.Афанасьева, Д.М.Гвишиани, И.Н.Герчниковой, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, П.Друккера, А.Маслоу, Д Карнеги, К.Роджерса. Технологии управления разработаны в трудах, Г.И.Кузнецова, М.В.Кларина. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы В.Н.Тарасюка, Б.С.Гершунского, А.В.Беляева, В.П.Беспалько, М.М.Поташника.
Анализ трудов показывает, что, хотя в них и раскрыты отдельные стороны проблемы управления образовательным учреждением, они в целом, не обеспечивают старшего воспитателя чётким, целостным представлением о сущности и путях реализации управленческой деятельности в условиях инновации. Недостаточная разработанность теоретических основ поставленной проблемы, а также практические потребности в организации деятельности дошкольного учреждения в условиях инновационного режима определили выбор темы данного опыта «Модернизация управления методической инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования».
Важное условие, способствующее повышению качества образовательного процесса в ДОУ, - создание гибкой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью роста их педагогической компетентности.
Управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога и расширение педагогических возможностей всего коллектива - главные ориентиры методической работы ДОУ в переходный период.
Профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности, - на сегодня одна из актуальных задач в сфере образования. Её решение требует инновационного подхода к организации методической работы, направленной на развитие профессиональной мобильности сотрудников образовательного учреждения, раскрывающей новые возможности для самореализации, повышающей ценность педагогического труда.
Деятельность педагога есть деятельность, основанная на педагогической теории и педагогическом творчестве. Для того чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.
А.С.Макаренко особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчёркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.
Новизна проекта заключается в поиске инновационных форм и методов работы с педагогическим коллективом, ориентирование методической работы на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса в ДОУ, содействие становлению индивидуального стиля педагогической деятельности у членов коллектива, повышении уровня творческого развития педагогов в условиях введения ФГОС и реализации ООПДО. Определение объективных направлений и этапов внедрения методических инноваций, необходимых для повышения эффективности управления ДОУ.
Цель проекта: Создание эффективной модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях перехода на ФГОС ДОО.
Основные задачи проекта:
В соответствие с намеченными целями были определены задачи:
- Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
- Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной компетентности, творчества, реализации себя как личности.
- Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.
- Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.
- Создать единую систему мониторинга.
- Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.
- Выявить и распространить инновационный опыт.
Условия реализации проекта:
Внедрение инноваций в методическую деятельность ДОУ будет успешным при реализации следующих условий:
- организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов;
- создан мониторинг образовательного процесса;
- ведется планомерная работа по укреплению материально – технической базы.
Направления развития программы
Инновации в управленческой методической деятельности:
- Разработка «Программы управления инновационной деятельностью в ДОУ в условиях ФГОС ДОО»
- Создание «Центров» для комплексного решения инновационных проблем;
- Создание «Банка инноваций»;
- Формирование структуры модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
- Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
Инновации в работе с педагогическими кадрами:
- Создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
- Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;
- Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, использование ИКТ.);
- Самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
- Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
- Использование педагогами инновационных авторских технологий;
- Дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
Инновации в содержании образования
- Адаптация и внедрение новых инновационных технологий;
- Разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
- Организация дополнительных образовательных услуг.
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – информационно – аналитический /январь-февраль 2014 г/
Цель: Выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;
Информационно-аналитическая деятельность:
- Мониторинг инновационного потенциала педагогов, показавший, что не все сотрудники могут грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс в группе, но готовых, к совершенствованию профессионального уровня и повышению педагогической культуры.
- Мониторинг потребности педагогов в развитии;
- Мониторинг удовлетворенности родителей организацией работы ДОУ;
- Диагностика имеющихся организационных и материально – технических условий ДОУ;
- Формирование Банка инноваций педагогов ДОУ;
- Создание «Центров» для комплексного решения инновационных проблем;
II этап – практический /март-май 2014г/
Цель: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
- Разработка модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
- Организация работы «Центров» по выявлению проблем и прогнозированию результатов;
- Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;
- Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта;
- Разработка Программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
- Разработка проекта «Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов»
- Разработка и внедрение проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».
- Разработка программы «Первый раз в первый класс!» по организации сетевого взаимодействия со школой.
- Разработка сценариев форм методической работы.
III этап – основной / июнь 2014- октябрь 2015г /
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
- Организационная деятельность:
Мероприятия по обучению педагогов эффективным инновационным технологиям в сфере дошкольного образования.
- Использование педагогами инновационных авторских технологий;
- Организация сотрудничества социальными партнерами;
- Организация тематического контроля по применению современных образовательных технологий в воспитательно – образовательном поцессе.
- Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, методический театр, педагогические проекты, использование ИКТ.);
- Самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
- Дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
- Организация работы «Центров»: по внедрению проектов и программ и использованию инновационных педагогических технологий;
- по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.
IV этап – заключительный /ноябрь -декабрь 2015г/
Цель: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта. он предусматривает следующую работу:
- Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
- Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
- Подведение итогов проекта.
Этапы реализации Программы по развитию инновационного методического потенциала коллектива ДОУ
Этап I. Информационно - аналитический (январь-февраль)2014г
Цель: выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.
Мероприятия | Сроки | Ответственный | Продукты деятельности |
Анкета «Оценка инноваций в МДОУ» | январь 2014г | Старший воспитатель | Справка по результатам анкетирования |
Оценка реализации потребностей педагога в развитии (Н.В. Немова) | январь 2014г | Педагог-психолог | Справка по результатам анкетирования |
Анкета «Ваше отношение к педагогическим инновациям» | январь 2014г | Старший воспитатель | Справка по результатам анкетирования |
Создание инновационного банка | в течение реализации программы | Старший воспитатель | Характеристика инноваций и нововведений |
Анкетирование педагогов «Выявление результативности инновационной деятельности» Провести диагностику «Оценка инноваций в МДОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов (в конце учебного года) | февраль 2014г | Старший воспитатель | Справка по результатам анкетирования |
Разработка вопросника для ежегодного анализа и отчета старшему воспитателю ДОУ, работающего в инновационном режиме | февраль 2014г | Старший воспитатель | Вопросник для отчета |
Создание «Центра деловой активности» | февраль 2014г | Ст. воспитатель | Разработка: - модели построения инновационной методической работы в ДОУ. (Приложение Схемы 1-5) |
Этап II. Практический (март 2014г- май 2014г)
Организационно-педагогические мероприятия
Цель: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
II этап – практический (март 2014 г. –май 2014г) | |||
Организация работы «Центров» Создание системы тьюторского сопровождения молодых педагогов; | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр пофессиона-льного становления» | Разработана Программа тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»; |
Организация работы с педагогами - «стажистами» по внедрению ИКТ. | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Информационно-коммуникати вный центр» | Программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху» |
Организация методической работы по изучению и внедрению современных педагогических технологий. | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр деловой активности» | Разработан проект «Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов» |
Организация методической работы по самообразованию педагогов | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр пофессиона-льной переподготовки» | Разработан проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование». |
Организация методической работы по повышению квалификации педагогов | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр пофессиона-льной переподготовки | План повышения квалификации педагогов на 2014-2015г |
Организация планирования образовательного процесса: -разработка алгоритма планирования индивидуального образовательного маршрута педагогов дошкольного учреждения; -разработка методического инструментария для педагогов и специалистов для подготовки и оформлению конспектов НОД, структуры анализа и самоанализа и методике его проведения; | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр деловой активности» | Методический инструментарий к планированию НОД с учетом ФГОС (Приложение ) |
III этап – основной /июнь 2014г –октябрь 2015г./
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
III этап – основной | |||
Подготовка программно – методической базы для реализации проекта: - Реализация проекта по самообразованию педагогов | в течение всего периода | Ст. воспитатель | Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов через самообразование» |
Реализация проекта «Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов» | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр деловой активности» | Проект «Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов» |
Реализация программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»; | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр профессионального становления» | Программа «Путь к профессиональному совершенству»; |
Реализация программы психологического сопровождения педагога «Путь к успеху» | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Информационно-коммуникати вный центр» | Программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху» |
Реализация плана повышения квалификации педагогов на 2014-2015г.г. | в течение всего периода | Ст. воспитатель «Центр пофессиона-льной переподготовки» | План повышения квалификации педагогов на 2014-2015г.г. |
Реализация программы «Первый раз в первый класс!» | в течение всего периода | Ст. воспитатель воспитатели подготовительных групп | Реализация программы «Первый раз в первый класс!» |
Систематизация методических и дидактических материалов по обучению воспитанников | Сентябрь - октябрь | Ст. воспитатель педагоги | Подборка практического материала |
Координация деятельности педагогов Тематический контроль: «Применение современных образовательных технологий в воспитательно - образовательном процессе» | Сентябрь – апрель | Заведующий Ст. воспитатель, | План контроля (Приложение 13) |
Использование активных форм методической работы: -мастер-классы; -творческие мастерские; -педагогические гостиные; - Методический театр и др. | В течение уч. года | Ст. воспитатель | Фотоотчет |
Представление опыта работы на районном и республиканском уровне - Межрайонная сетевая школа воспитателей: « Внедрение современных здоровьесберегающиех технологий в образовательном процессе ДОУ» «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, через внедрение инновационных педагогических технологий» (2015г.) | февраль (2014) декабрь 2015г | Заведующая Ст. воспитатель Педагоги | Программа сетевой школы воспитателей Программа семинара |
Организация взаимодействия с социальными институтами | Сентябрь – апрель | Ст. воспитатель, педагоги подготовительных групп | Программа сетевого взаимодействия ДОУ со школой. (Приложение ) |
IV этап – заключительный /ноябрь - декабрь 2015г/ Цель: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта. | |||
IV - заключительный | |||
Организация работы с педагогическими кадрами Оформление методических материалов и разработок организации работы | ноябрь | Ст. воспитатель педагоги | |
Организация процедуры мониторинга- отслеживанию промежуточных результатов реализации проекта | ноябрь | Ст. воспитатель | Сравнительный анализ / ноябрь - декабрь 2015 г./ |
Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО) на районном уровне | декабрь | Администрация Творческая группа | План мероприятия (Приложение ) |
Подведение итогов работы по проекту, определение перспектив работы ДОУ | декабрь | Администрация Творческая группа |
Ресурсное обеспечение проекта
Методическое | Кадровое | Материально - техническое |
- Методическая литература по данной тематике; - методический и практический материал для работы с детьми - Использование Интернет - ресурсов | Заведующий Старший воспитатель Воспитатели Специалисты Медицинская сестра | Наличие в ДОУ: - методического кабинета - физкультурно- музыкального зала - спортивной площадки - медицинского блока -центров двигательной активности в групповых помещениях - уголков релаксации - кабинет логопеда и психолога -пищеблок Оборудование: - спортивное - медицинское -оборудование для пищеблока -для проведения закаливающих и профилактических мероприятий -для проведения коррекционно – оздоровительной работы Имеющиеся ресурсы: -компьютер -ноутбук -принтер -проектор -экран -фотоаппарат -телевизор -видеомагнитофон -интернет -вебкамера |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.
- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
- Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ.
- Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении
инновационного педагогического опыта работы в районном, региональном и российском масштабе.
- Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.
Заключение
Предлагаемый проект является результатом деятельности педагогов ДОУ, которые заинтересованы в его развитии и желают реализовывать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования позволили выдвинуть идеи и планы, которые были заложены в проект, благодаря которым определись ее такие возможности как реалистичность, целостной и обоснованность. Многого удалось достичь. И мы продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.
4. Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3// сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2012.
5. Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2009.
6. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013 г.
7. Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009.
8. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-Пресс, 2009.
Приложение 3
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ
«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении личностного и профессионального роста».
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.
ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.
За основание для классификации ИОМ педагога может быть принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно могут быть такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:
1. Самообразование педагога.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе ОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
В маршруте педагог может сформулировать:
- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием воспитанников.
- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута отличается универсальностью, поэтому начать работу по его составлению можно с любого этапа.
1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
2. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
3. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ по кварталам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в
профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ.
В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
«Профессиональные достижения»
Информационная справка
ФИО Наследова Антонина Васильевна____________________________________________
Должность воспитатель _________________________________________________________________________________
Стаж педагогической работы 35 лет _________________________________________________________________________________
Стаж работы в данном образовательном учреждении 25 лет _________________________________________________________________________________
Квалификационная категория первая
_________________________________________________________________________________
Награды, звания, дата награждения Грамоты, Благодарности ________________________________________________________________________________
Задачи ДОУ:
1.Осуществление перехода на новую форму планирования воспитательно-образовательного процесса, соответствующую ФГОС. Способствовать обеспечению развития кадрового потенциала через использование активных форм методической работы: обучающие семинары, мастер-классы, открытие просмотры; создание банка данных инновационных идей педагогов через ведение персональных сайтов и блогов.
2. Совершенствовать в ДОУ психолого-педагогическую работу по освоению образовательной области «СОЦИАЛИЗАЦИЯ».
3. Создание образовательных проектов совместно с родителями воспитанников детского сада, направленных на повышение педагогической компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья детей;
4. Использование ИКТ в ДОУ с целью информационно-методического сопровождения образовательного процесса.
5. Проектирование и внедрение в деятельность индивидуальных образовательных маршрутов педагогов ДОУ
Тема самообразования: «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»
Цель: Развитие профессиональной компетентности
Задачи профессионального развития:
• Изучение ФГОС, подготовка к его реализации
• Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута дошкольника
• Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, в планировании ОП
• Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога
по развитию профессиональной компетентности
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки | Ожидаемые результаты: | Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя |
Самообразование | -изучение специальной педагогической и психологической литературы; -изучение новых образовательных стандартов. - Изучение нового УМК и литературы, уяснение их особенностей и требований. - Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. -Участие в детских интеллектуальных Всероссийских конкурсах | Октябрь Ноябрь Декабрь март | -развитие профессиональных компетенций | - разработанные методические пособия. - доклады - выступления - разработка дидактических материалов, наглядностей - разработка мероприятий по инновационным технологиям -распространение опыта в ДОУ, на районном уровне Вельможный Вова -Диплом Победителя -2 место |
Участие в методической работе ОУ | Разработка индивидуального образовательного маршрута Выступление на педсовете с идеей по развитию речи младших дошкольников | Октябрь Ноябрь Декабрь октябрь | -повышение качества обучения - распространение опыта среди коллег – педагогов ДОУ - публикации в интернете | -Разработка методического пособия «Веселые пальчики» - Создание картотеки «Дидактические игры по развитию речи» -Изготовление дидактических игр по речевому развитию: «Сухой бассейн», «Игры с прищепками» -Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 3-4 лет» - Папка – передвижка «Учим ребенка говорить правильно» -Публикация на сайте ДОУ: «С пальчиками играем – речь развиваем» |
Развлечение: «Поможем Зайчику быть здоровым» - развлечение совместно с группой «Маргаритка» Проект «Чистюля», Проект «Будь здоров, малыш» | Январь Февраль Март | Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни | -Пополнение уголка физкультуры (с помощью родителей) -Изготовить «Дорожки Здоровья»
Публикации на сайте ДОУ по ЗОЖ: - Консультация для родителей в форме мастер – класса: «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» -Круглый стол для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» -Презентация «Здоровьесбережение в режиме дня» -Презентация проекта «Чистюля» | |
Работа в профессиональном сообществе | Курсы повышения квалификации по теме: «Научно-методическое сопровождение организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Участие в районном конкурсе детского рисунка «Безопасность труда и Я» Участие в мероприятии ДОУ «День Земли» Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в зимний лес» | Апрель – май 2015г. Апрель Апрель Май | -развитие профессиональных компетенций в условиях ФГОС | -Создание предметно - развивающей среды в группе. -Фотостенд для родителей «Хорошо у нас в саду» -Фотостенд «Игра – основная деятельность дошкольника» -Отчетное родительское собрание в форме занятия совместно с детьми: «Чему мы научились за год?» -Отчет по самообразованию на педсовете |
Вывод:
В результате проделанной работы по самообразованию повысился уровень педагогического мастерства и развитие профессиональных компетенций в условиях ФГОС.
Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Повысилось качество обучения, заметно вырос авторитет и популярность среди родител
Шиваракова Раиса Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/11/picture-52114-1428768383.jpg)
Проект УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/16/picture-1144122-1558003053.jpg)
Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1039164-1614500542.jpg)
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования" поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1287845-1678697565.jpg)
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-671359-1699187973.jpg)
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».
Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/15/picture-1070751-1655279021.jpg)
Управленческий проект «Инновации в ДОУ — важный фактор повышения качества дошкольного образования»
Управленческий проект «Инновации в ДОУ — важный фактор повышения качества дошкольного образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-988255-1513695434.jpg)
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников, школой, социумом как фактор повышения качества дошкольного образования
Описание системы взаимоотношений дошкольной образовательно организации с социальными партнерами для повышения эффективности работы с семьями воспитанников....