«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
учебно-методический материал по логопедии
Статья о создании в ДОУ условий обеспечения диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения для воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.13 КБ |
![]() | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сегодня, одной из главных целей образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Задача развития дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о системе дошкольного образования и были оптимальными для всех участников образовательного процесса.
В последнее время отмечается значительное увеличение численности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), относящихся к категории детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются, главным образом, в создании доступных условий, психологического, медицинского сопровождения в течение всего рабочего дня. Поэтому, в детских садах необходимо создавать должные условия для инклюзивного образования таких детей. Учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психоневролог, воспитатели с высшим образованием и курсовой подготовкой, находящиеся в штате учреждения, могут оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.
Для детей с ТНР в детском саду должны функционировать группы компенсирующей направленности или логопункты, в которых создаются все условия по реализации предметно-развивающей среды.
Для воспитанников с особыми образовательными потребностями, для обеспечения их диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения, необходимо функционирование в детских садах психолого – медико – педагогического консилиума, который не только определяет и конкретизирует специальные условия для детей с ОВЗ, но и способствует получению ими качественного образования. Результатом работы консилиума является - действенная и эффективная помощь детям с ОВЗ в тесном взаимодействии специалистов с семьей.
В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по профилактики речевых нарушений уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Поэтому в нашем детском саду педагогический коллектив интенсивно внедряет в работу педагогические технологии. Для профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста специалистами нашего детского сада разработаны, реализуются и эффективно используются игры, включающие в себя элементы новых технологий и методик: «Играем и растем» В. Воскобович «Система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде» , М. Монтессори. На основе методики В. Воскобовича был самостоятельно разработан многофункциональный логопедический тренажер, включающий в себя многофункциональны игры, которые способствуют речевой самостоятельности и активности малышей.
Игра «Высоко, низко». На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются необходимые детали: облака, река, дерево, листочки, цветочки.
Цель: активизировать речь детей.
Упражнение «Посмотри и расскажи»
Цель: подготовка ребенка к фразовой речи.
Взрослый с ребенком рассматривает картины, смоделированные на многофункциональном логопедическом тренажере с помощью съемных элементов и вместе описывают их. Взрослый может продолжать и дополнять все сказанное ребенком, но не принуждать его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого.
Дыхательные упражнения.
На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются съемные детали - бабочки из тонкой бумаги на нитке.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
Игры, разработанные на основе методики М. Монтессори, апробированные и применяемые для развития детей дошкольного возраста:
1.Упражнения и игры с использованием тактильной панели «Ручеек», направленные на развитие у детей звуковой стимуляции, образного мышления, мелкой моторики, обогащения активного словаря детей.
2. Упражнения и игры с использованием тактильной дорожки «Контрастные ощущения»
Цель: совершенствовать тактильно-осязательное чувство; стимулировать тактильные рецепторы, обогащения активного словаря детей, через совершенствование тактильно-осязательного восприятие.
3. Упражнения и игры с использованием тактильно-развивающей игрушкой «Крокодил».
Цель: Развивать тактильные ощущения, эмоциональную сферу, общую и мелкую моторику, наблюдательность и внимание, речь, обогащать пассивный и активный словарь.
С внедрением и реализацией методической разработки с элементами технологий и методик сопровождения детей раннего возраста повысилась профессиональная компетентность педагогического коллектива, улучшилось качество взаимодействия с родителями, содержание обучения и воспитания детей раннего возраста.
Условия, созданные в дошкольном учреждении для детей с ТНР, должны способствовать получению ими качественного образования. Перед работниками детского сада стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. По выражению А.Асмолова (одного из авторов-разработчиков ФГОС), сегодня «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку», ребенку-почемучке и активному деятелю.
Список литературы
Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913
Монтессори М. Руководство к моему методу. М.: Типолитогр, 1916
Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005
Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.– СПб.
Предварительный просмотр:
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сегодня, одной из главных целей образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Задача развития дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о системе дошкольного образования и были оптимальными для всех участников образовательного процесса.
В последнее время отмечается значительное увеличение численности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), относящихся к категории детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются, главным образом, в создании доступных условий, психологического, медицинского сопровождения в течение всего рабочего дня. Поэтому, в детских садах необходимо создавать должные условия для инклюзивного образования таких детей. Учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психоневролог, воспитатели с высшим образованием и курсовой подготовкой, находящиеся в штате учреждения, могут оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.
Для детей с ТНР в детском саду должны функционировать группы компенсирующей направленности или логопункты, в которых создаются все условия по реализации предметно-развивающей среды.
Для воспитанников с особыми образовательными потребностями, для обеспечения их диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения, необходимо функционирование в детских садах психолого – медико – педагогического консилиума, который не только определяет и конкретизирует специальные условия для детей с ОВЗ, но и способствует получению ими качественного образования. Результатом работы консилиума является - действенная и эффективная помощь детям с ОВЗ в тесном взаимодействии специалистов с семьей.
В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по профилактики речевых нарушений уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Поэтому в нашем детском саду педагогический коллектив интенсивно внедряет в работу педагогические технологии. Для профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста специалистами нашего детского сада разработаны, реализуются и эффективно используются игры, включающие в себя элементы новых технологий и методик: «Играем и растем» В. Воскобович «Система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде» , М. Монтессори. На основе методики В. Воскобовича был самостоятельно разработан многофункциональный логопедический тренажер, включающий в себя многофункциональны игры, которые способствуют речевой самостоятельности и активности малышей.
Игра «Высоко, низко». На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются необходимые детали: облака, река, дерево, листочки, цветочки.
Цель: активизировать речь детей.
Упражнение «Посмотри и расскажи»
Цель: подготовка ребенка к фразовой речи.
Взрослый с ребенком рассматривает картины, смоделированные на многофункциональном логопедическом тренажере с помощью съемных элементов и вместе описывают их. Взрослый может продолжать и дополнять все сказанное ребенком, но не принуждать его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого.
Дыхательные упражнения.
На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются съемные детали - бабочки из тонкой бумаги на нитке.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
Игры, разработанные на основе методики М. Монтессори, апробированные и применяемые для развития детей дошкольного возраста:
1.Упражнения и игры с использованием тактильной панели «Ручеек», направленные на развитие у детей звуковой стимуляции, образного мышления, мелкой моторики, обогащения активного словаря детей.
2. Упражнения и игры с использованием тактильной дорожки «Контрастные ощущения»
Цель: совершенствовать тактильно-осязательное чувство; стимулировать тактильные рецепторы, обогащения активного словаря детей, через совершенствование тактильно-осязательного восприятие.
3. Упражнения и игры с использованием тактильно-развивающей игрушкой «Крокодил».
Цель: Развивать тактильные ощущения, эмоциональную сферу, общую и мелкую моторику, наблюдательность и внимание, речь, обогащать пассивный и активный словарь.
С внедрением и реализацией методической разработки с элементами технологий и методик сопровождения детей раннего возраста повысилась профессиональная компетентность педагогического коллектива, улучшилось качество взаимодействия с родителями, содержание обучения и воспитания детей раннего возраста.
Условия, созданные в дошкольном учреждении для детей с ТНР, должны способствовать получению ими качественного образования. Перед работниками детского сада стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. По выражению А.Асмолова (одного из авторов-разработчиков ФГОС), сегодня «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку», ребенку-почемучке и активному деятелю.
Список литературы
Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913
Монтессори М. Руководство к моему методу. М.: Типолитогр, 1916
Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005
Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.– СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение инструктора по физической культуре с педагогами в ДОУ в целях повышения качества дошкольного образования (из опыта работы)
Цель: Познакомить слушателей городской дискуссионой площадки с работой ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1042868-1576563580.jpg)
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/16/picture-1144122-1558003053.jpg)
Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-1155121-1565192666.jpg)
Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"
Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...
Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования
Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. За тыс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907697-1490118292.jpg)
Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...
Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие для повышения качества дошкольного образования.
Чтобы педагоги могли решать задачи воспитания, в детском саду должны быть сообщества, или общности. Разработчики примерной программы воспитания выделили четыре такие общности: профессиональную, профес...