Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"
статья по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_regionalnoy_konferentsii_2017_goda.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Белгородской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
(ОГАОУ ДПО «БелИРО»)
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
г. Белгород, 08 июня 2017 года
Белгород 2017
ББК 74.1
Р 31
Редакционная коллегия:
Серых Л.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования,
кандидат педагогических наук, доцент ОГАОУ ДПО «БелИРО»;
Епанчинцева Н.Д., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;
Астахова Л.Е., старший преподаватель кафедры дошкольного
и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;
Демина О.А., старший методист кафедры дошкольного
и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;
Махова Г.А., старший преподаватель кафедры дошкольного
и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;
Остапенко Л.В., старший преподаватель кафедры дошкольного
и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;
Астахова Л.Е., старший преподаватель кафедры дошкольного
и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Р 31
Реализация федерального государственного образовательного стандар-та дошкольного образования как условие повышения качества дошколь-ного образования : материалы региональной научно-практической конферен-ции / ОГАОУ ДПО «БелИРО». Белгород, 08 июня 2017 г. – Белгород : ИПЦ
БелИРО, 2017. – 652 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
В сборнике представлены материалы выступлений участников региональной
научно-практической конференции по вопросам организации образовательного про-цесса в рамках реализации ФГОС ДО, управления ДОО в соответствии с ФГОС ДО,
реализации методологических основ ФГОС ДО (системно-деятельностный подход,
культурно-историческая теория Л.С. Выготского, современные виды детской дея-тельности, организация культурных практик в ДОО), проблемам обеспечения социа-лизации и индивидуализации в дошкольном образовании, новых технологий взаимо-действия участников образовательных отношений, реализации образовательных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы сборника будут полезны педагогам дошкольных образовательных
организаций, преподавателям и студентам вузов и колледжей, слушателям институ-тов развития образования.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ББК 74.1
© Коллектив авторов, 2017
© ОГАОУ ДПО БелИРО, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Дубовая А.Н., Татаренко А.С. Развитие интеллектуально-творческих способностей у де-тей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике ................................................. 315
Ерошева О.В. Роль продуктивных видов деятельности в личностном развитии ребёнка
дошкольного возраста ....................................................................................................................... 317
Шамраева Л.П., Железцова Ю.Н. Развитие познавательной активности у дошкольников
посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО ........................................ 319
Жиленко Л.А., Ивашина Т.В. Развитие позиции субъекта экологической деятельности у
детей дошкольного возраста ............................................................................................................. 321
Запорожцева М.Д. Нетрадиционные техники аппликации в развитии мелкой моторики
дошкольника ....................................................................................................................................... 324
Калашник А.С., Зайцева Ю.В. Экспериментальная деятельность как фактор развития по-знавательной активности дошкольников ......................................................................................... 327
Капустина Н.С., Ирниденко Л.В. Деятельность педагогов ДОО по поддержке и развитию
одаренности ........................................................................................................................................ 329
Кислова Т.В., Конева Н.В. Влияние проектной деятельности на развитие внеситуативных
форм общения со взрослыми у старших дошкольников ................................................................ 332
Кобзарь Я.А. Опытно-эксперементальная деятельность с детьми младшего дошкольного
возраста ............................................................................................................................................... 334
Коломийцева Ж.А. Развитие элементарных математических представлений у детей до-школьного возраста посредством использования цветных счетных палочек Кюизенера .......... 336
Коломийченко Т.В., Болотина Е.И., Гладышева И.А. Развитие у дошкольников самостоя-тельности и инициативы средствами образовательной технологии «клубный час» .................. 337
Контаурова Н.А., Мирошник Н. Н., Швец-Ковган Ж.Г. Система педагогического взаимо-действия семьи и дошкольного учреждения по вопросам воспитания и поддержки ода-рённого ребёнка ................................................................................................................................. 340
Красильникова Т.Д., Захарченко Л.Д. Использование метода проектов как здоровьесбере-гающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста .................................... .342
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЦВЕТНЫХ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА
Коломийцева Ж.А.
МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 7»
п. Пролетарский Ракитянский район
Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалась. Но с другой стороны, у детей именно с этой наукой чаще всего возникают трудности. Так как же нужно начать обучение математике в дошкольном возрасте, может, есть какой – то секрет обучения малышей счету и величинам?
В концепции математического образования в РФ от 24.12.13 г. [1] сказано что: «Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании – условия (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни». В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.
В соответствии с ФГОС [2] работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из пяти разделов: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
ФГОС приводит о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Не секрет что сегодня существует огромное количество разнообразных методик обучения детей дошкольного возраста математике. Многие из них посвящены развитию математических представлений. Авторы этих методик предлагают использовать различные материалы: от простых кубиков до сложных фигур. Давайте рассмотри м на примере использования палочек Кюизенера, как с помощью этого доступного игрового конструктора, можно развивать элементарные математические представления дошкольников [3].
Из всех математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно- образного. Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера?
Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета – целое число, раз укладывается по длине любой палочки. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше- меньше», «больше- меньше на…», помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «быть одного итого же цвета», «иметь одинаковую длину». Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике палочек Кюизенера расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Применяя для занятий- игр с детьми разноцветные палочки, у ребенка со временем формируется правильное представление о величине, основанное на самостоятельных действиях и умозаключениях.
Использование счетных палочек Кюизенера а также игр построенных на самом различном материале в соответствии ФГОС, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Учение должно быть радостным!
Список литературы
1. Концепция математического образования РФ от 24.12.2013 года.
2. ФГОС ДО Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный
№ 30384
3.«Формирование элементарных математических представлений дошкольников» Березенкова Т.В. Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования
Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...
выступление на региональной научно-практической конференции "Введение ФГОС ДО как условие повышения качества ДО в июне 2015 года
Региональная научно-практическая конференция "Введение ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования в 3 июня 2015 года в ОГАОУ ДПО "Белгородский инстит...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условие повышения качества дошкольного образования
Современная наука выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством воспитательно – образовательного процесса и образования в целом. Он...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условия повышения качества дошкольного образования.
Для формирования позитивного отношения к решению проблем патриотического и духовно – нравственного воспитания дошкольников у воспитателей и руководителей ДОУ необходимо не прос...
Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...