«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».
статья

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образования через повышение профессиональной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Субъект Российской Федерации: п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Ф.И.О. заведующего: Приймак Марина Анатольевна

 Контактный телефон: 8(35363)7-14-27

 Адрес электронной почты: mdou6novoorsk@yandex.ru

Наименование практики: «Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Направление практики: Вариативность дошкольного образования – инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации.

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Краткая аннотация:  Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образования через повышение профессиональной компетентности педагога.

В современных условиях модернизации Российского образования, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые признано начальным уровнем общего образования. Внедрение Федерального стандарта в дошкольное образование и все изменения, связанные с ним, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге детского сада, как главном действующем лице в системе образования. Для эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности, основу которой составляет его личностное и профессиональное развитие. Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В современном обществе востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, обладающий набором качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Говоря о значимости дошкольного образования, хочется рассказать, как решается проблема повышения профессиональной компетентности педагогов нашей дошкольной организации. Современные требования, предъявляемые к педагогам ДОО обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду. Наращивание инновационного методического потенциала проводилось в рамках реализации инновационного проекта «Методический комплекс - инновационная форма методической деятельности в ДОУ в условиях ФГОС».

Проект предполагал создать эффективную модель методического комплекса, способствующую повышению профессионального мастерства педагогов, активному внедрению инновационных технологий в работу с детьми.

Методическое сопровождение инновационной деятельности проходило поэтапно.

На информационно-аналитическом этапе работы провели глубокий всесторонний анализ мониторинга профессиональной компетентности и результативности деятельности каждого педагога.

Информационно-аналитический этап наряду с проблемами, обозначил и положительные моменты на пути реализации поставленных целей.

Диагностической мониторинг выделил группу творчески работающих педагогов - «Центр деловой активности», обладающих высоким уровнем профессионального мастерства, способных оказать помощь молодым педагогам, педагогам - «стажистам» и педагогам совершенствующим свое мастерство. Мы выделили наиболее важные, приоритетные направления методической работы с каждым педагогом и сформировали из них коррекционные «центры». Так создались три коррекционных «центра».

Первый - «Центр профессионального становления» (2 педагога-14%). Основная деятельность центра, организация тьюторского сопровождения молодых педагогов по «дорожной карте» и работа в клубе «Начинающий воспитатель».

Второй - «Центр профессиональной переподготовки» (7 педагогов - 54%) отвечал за организацию курсовой подготовка, аттестацию педагогов и профессиональную переподготовку и совершенствование педагогического мастерства.

Деятельность третьего - «Информационно- коммуникативный центр» (6 педагогов -42%), основывалась на повышении уровня развития навыков владения ИКТ педагогов «стажистов».

Для работы центров была разработана и внедрена инновационная форма методической деятельности «Методический комплекс».

В состав «Методического комплекса» вошли:

  • программа тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
  • проект «Внедрение современных образовательных технологий, способствующи повышению профессионального уровня педагогов»;
  • программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»;
  • проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».

Деятельность основного этапа способствовала организация эффективной системы взаимодействия центров по внедрению «Методического комплекса». С первого дня работы молодого специалиста в ДОО, в «Центре профессионального становления», начиналась реализация «дорожной карты», его тьюторское сопровождения. Педагоги разработали положение о группе педагогов - наставниках, план работы группы, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) молодого педагога.

Организация работы «Центра профессиональной переподготовки» основывалась на поиске стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах повышения квалификации и проблемных  курсах, поступление педагогов со среднеспециальным образованием в ВУЗы, профессиональная переподготовка педагогов со школьным образованием на дошкольное, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов. Весь педагогический коллектив прошел курсовую подготовку по теме: «Научно-методическое сопровождение деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС», повысили свою квалификацию все младшие воспитатели. 20% педагогов поступили в ВУЗ. Возможность участия в инновационной деятельности помогло стимулировать интерес педагогов к работе. Педагоги активно посещали мастер-классы, творческие гостиные, проводимые в дошкольных учреждениях района с целью обмена опытом.

«Информационно- коммуникативный центр» активно реализовывал программу «Путь к успеху». Повысить теоретический уровень педагогов и совершенствовать их информационную компетентность помогли семинары - практикумы, на которых педагоги «центра деловой активности» давали практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживали их выполнение. Результатом деятельности центра стало: использование Интернет - ресурсов при подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию; участие в форумах, видеоконференциях; участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Это повысило уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Педагоги научились разрабатывать документы, создавать презентации и буклеты, выставляли материалы на сайт ДОУ, открывали персональные сайты. Использование Internet-ресурсов позволил сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Активизация инновационной творческой деятельности педагогов стала возможна через внедрение «Центром деловой активности» в методическую деятельность нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы. В целях повышения активности, побуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков внедрили в методическую деятельность инновационную форму работы - методический театр. Практика внедрения активных методов обучения: деловых игр, экспресс - конференций, дискуссий, консультаций-тренингов, консультаций -диалогов, помогла формировать творческое мышление педагогов, искать новые пути решения сложных задач, тренировала их практические умения и навыки.

Педагоги получили навыки по внедрению метода кейса, познакомились с социо-игровой технологией В.Букатова. В конце каждого методического мероприятия традиционным стало проведение рефлексии («Ракушка», «Мое настроение», «Шесть шляп» (по методу Эдварда де Боно), «На сегодняшнем семинаре я...» и т.д).

Организация деятельности педагогов в педагогических мастерских, способствовала ознакомлению с игровыми и проектными технологиями, созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

На заключительном этапе с педагогами был повторно проведен мониторинг профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствовали о положительной динамике формирования мотивационной готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности, у педагогов появилось позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций, повысился профессиональный уровень.

В заключении хочется отметить следующее, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств. Современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Литература

  1. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2006. - № 6
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - 2 изд. доп. испр. и перераб. М.: Логос, 2004.
  3. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2007. - № 1
  4. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 1979.
  5. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство, как фактор повышения качества дошкольного образования.

Работа с дошкольниками – дело очень серьезное и интересное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребенок всецело зав...

Проект УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация пр...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»

   Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования

Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования"  поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...

Управленческий проект «Инновации в ДОУ — важный фактор повышения качества дошкольного образования»

Управленческий проект «Инновации в ДОУ — важный фактор повышения качества дошкольного образования»...