Как помочь малышу стать самостоятельным? Родительское собрание в группе с 2 до 3 лет
методическая разработка (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Главный результат самостоятельного поведения – это способность подчинять свое поведение собственным взглядам. Только самостоятельный человек может быть по-настоящему свободным и независимым от внешних влияний и принуждений. а следовательно и счастливым. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.Первым и очень ответственным шагом ребенка на пути к самостоятельности является овладение навыками самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_malyshu_stat_samostoyatelny1.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь малышу стать самостоятельным?

Родительское собрание в 21 группе

Цель: создание условий для осознания родителями необходимости формирования навыков самообслуживания у детей 2,5-3 лет, как начала развития их жизненной самостоятельности.

Задачи:

  1. Рассмотреть необходимость формирования навыков самообслуживания ребенка 2,5-3 лет как важнейшей предпосылки его дальнейшего успешного физического интеллектуального развития.
  2. Познакомить родителей с особенностями формирования самостоятельности и навыков самообслуживания у детей 2,5 – 3 лет.
  3. В результате работы тренинговой группы разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию самостоятельности и навыков самообслуживания детей группы.

Ход собрания

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем очередном родительском собрании, тем более что у нас есть достаточно много поводов для радости. Эта радость – плод нашей с вами плодотворной работы и успешного сотрудничества. Низкий вам всем поклон за вашу отзывчивость, доброту, внимание, понимание, терпение. Благодаря вам мы успешно участвуем во всех акциях и конкурсах нашего детского сада. За оформление группы к Новому году заняли 3 место, и в этом тоже ваша заслуга. А главное, спасибо вам за чудесных и замечательных детей, которых мы с вами вместе воспитываем! За полтора года успешной работы наши дети все достаточно успешно усваивают программу воспитания и обучения; научились очень неплохо говорить, петь, танцевать, выступать на радость не только всем нам, но и окружающим, с удовольствием общаются друг с другом, стремятся к взаимопомощи. У нас появилось еще 3 новеньких и мне очень приятно, что ребята охотно приняли их в свой коллектив и даже стараются помогать и поддерживать.

Игра «Мяч радости»

Воспитатель. Для того, чтобы эта радость стала еще больше и принесла хорошее настроение я предлагаю сделать несложное упражнение, которое называется «Мяч радости». Встаньте, пожалуйста в круг и протяните поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.  Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Притча «Урок бабочки»

Воспитатель. Сейчас я хочу рассказать вам одну короткую притчу: «Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться».

Скажите, пожалуйста, о каком жизненно важном человеческом качестве эта притча? (Обсуждение притчи). Правильно, о самостоятельности. Это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Главный результат самостоятельного поведения – это способность подчинять свое поведение собственным взглядам. Только самостоятельный человек может быть по-настоящему свободным и независимым от внешних влияний и принуждений. а следовательно и счастливым.  А это, согласитесь, достаточно важно качество в нашей непростой современной действительности. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Игра «Верю-не верю»

Педагог-психолог. Для того, чтобы определиться с возможностями самостоятельности наших детей в 2,5-3 года я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Мы будем зачитывать вам утверждения, а вы, либо соглашаетесь, либо нет. Если соглашаетесь, то вы хлопаете, если нет, то топаете.

Итак, ребенок в 2,5-3 года:

  • ребенок знает свои вещи и умеет ими пользоваться;
  • пользуется носовым платком и умеет сморкаться;
  • находит свою зубную щетку и правильно чистит зубы;
  • умеет умываться в правильной последовательности;
  •  правильно пользуется полотенцем;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф или на стульчике вещи;
  • ребенок иногда нуждается в памперсе;
  • убирает за собой игрушки, книжки, расставляет их по местам;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • еще требует бутылочку по ночам;
  • снимает сам обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы;
  • помогает маме накрывать на стол;
  • помогает убрать посуду со стола;
  • помогает перенести или принести какие-либо нужные вещи;
  • загружает стиральную или посудомойную машину;
  • помогает развешивать белье после стирки;
  • вытереть за собой пол или включить пылесос;
  • сам вытирает попу.

По результатам игры проводится обсуждение с родителями наиболее спорных моментов.

Первым и очень ответственным шагом ребенка на пути к самостоятельности является овладение навыками самообслуживания. Словарь русского языка Евгеньева А.П. так объясняет это определение: «Самообслуживание – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами»

Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:

1. Навыки опрятности.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки одевания и раздевания.

Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Р.С. Буре и Г.Н. Година отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Но часто на пути овладения этими навыками появляются некоторые трудности. Мы предлагаем вам посмотреть и обсудить несколько коротких эпизодов с использованием кукольного театра на эту тему.

Сценки «Почему так трудно быть самостоятельным…»

Сцена№1

Мама. Мы идем гулять!

Ребенок. Ура!

Мама. Вот твоя одежда, одевайся, и я пойду переоденусь.

Мама уходит. Ребенок раскидывает вещи, кое-что одевает, но одет как попало (кофта на ноги, носки на руки, колготки на голове; шарфик в рот).

Мама приходит. Ты почему так одет? А мне в садике говорили, что уже умеешь одеваться.

Ребенок. Умею.

Вопрос: почему так получилось?

Обсуждение с родителями

Вывод: Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и некоторой непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один, ребенок растерялся.

Сцена № 2.

Мама. Одевайся правильно.

Ребенок натягивает колготки. Ой…какие колготки узкие…

Нетерпеливая мама. Давай уже быстрей! Давай я тебе помогу, быстрее будет!

Ребенок: Я сам…они не надеваются…

Мама. Как это не надеваются?!! Трудно, но можно…(помогает) И правда трудно. Я дам тебе другие.

Обсуждение с родителями

Вывод: не все вещи подходят для самостоятельного одевания. Ребенку бывает просто физически трудно, поэтому все вещи, которые ребенок надевает самостоятельно должны быть максимальны удобны и их не должно быть слишком много (например, не две тонких кофты, а одна, но теплая и пр.)  

Сцена № 3

Ребенок.  Я уже оделся! (Одевает колготки задом наперед).

Мама. Вот и неправильно! Еще ничего не можешь сам, дай сюда, одену тебе. Воспитатель еще меня учит, что ты должен сам одеваться, а тебе еще дорасти надо.

Обсуждение с родителями

Вывод: похвала, одобрение, вера в силы ребенка, поддержка. Если надо быстро: совместное одевание, помогаем друг другу, но не обижаем недоверием.

Сцена № 4.

Мама. Вот колготки. Одевайся.

Ребенок. Не буду. Не хочу.

Мама. Не можешь?

Ребенок. Могу, но не хочу. И гулять не пойду.

Обсуждение с родителями

Вывод: не получается серьёзно? Пошутите, поиграйте, сделайте наоборот. Возможен такой диалог:

Мама. Что это такое?

Ребенок. Штаны!

Мама. А для чего они?

Ребенок. Надевать.

Мама. Надевать??? А как это?

Педагог-психолог. Еще одну причину отсутствия у ребенка желания быть самостоятельный мне бы хотелось продемонстрировать с помощью фрагмента мультфильма «Нехочуха».

Просмотр и обсуждение с родителями фрагмента мультфильма «Нехочуха»

Вывод: в первую очередь мешает ребенку стать самостоятельным гиперопека родителей.

Воспитатель. Таким образом, на сегодняшний день актуальным является ряд проблем и трудностей, связанных с обучением детей раннего возраста самообслуживанию:

  • Недостаточная мотивация родителей, гиперопека, сложившийся определенный стереотип отношений в семье. Очень часто родителям удобнее все сделать самим, вместо ребенка, и они не видят особого смысла в обучении детей самообслуживанию.
  • Недостаточная мотивация самого ребенка. Здесь мы имеем дело с проблемами поведения, которые связаны с нежеланием малыша выполнять общепринятые требования (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или с определенными стереотипами поведения (ребенок умеет есть сам, но хочет, чтобы его кормили взрослые).
  • Отсутствие в семье единых требований к ребенку в вопросе обучения навыкам самообслуживания.
  • Нарушение двигательной сферы ребенка (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.)

Последнее требует более внимательного отношения к проблемам ребенка, привлечения специалистов: психолога, невролога.

Рефлексия. Как вы думаете, почему так важно научить ребенка навыкам самообслуживания? От чего зависит их своевременное и успешное формирование? (обсуждение с родителями)

Вывод: если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Взрослые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. На формирование навыков влияет планирование выполнения действий в определенной последовательности. Необходимым условием при формировании навыков является и анализ полученных результатов, допущенных ошибок, причин их происхождения. Без такого сознательного самоконтроля не может быть и надлежащей коррекции его дальнейшего совершенствования.

Родителям были предложены памятки по формированию навыков самообслуживания.

Обратная связь игра «Светофор»

Педагог-психолог. Уважаемые родители, нам очень важно ваше мнение по поводу проведенного собрания. Пожалуйста, покидая зал, выберите и положите в корзинку фишку с соответствующим цветом, которая больше всего соответствует вашему мнению.

Красный цвет: не актуально.

Желтый цвет: кое-что показалось интересным, может быть буду пробовать.

Зеленый цвет: было все понятно и интересно, буду использовать.

Приложение 1

Как научить ребенка самостоятельно вытирать попу

Наиболее благоприятный возраст, когда учить ребенка вытирать попу – это тот, в котором ребенок стремится к самостоятельности 2.5-3 года. Если к этому моменту ваш малыш еще не обладает навыками вытирания попы, то настал самый благоприятный момент его научить. Если упустить это время, то в более старшем возрасте обучить малыша будет сложнее.

Если не научить ребенка следить за своей интимной гигиеной, то это может спровоцировать возникновение заболеваний мочеполовых путей, например, пиелонефрита. Он развивается вследствие попадания микроорганизмов, которые составляют нормальную микрофлору кишечника, в мочевыводящие пути. Мы, взрослые, конечно же, знаем, для чего нужна интимная гигиена, а вот ребенку это только предстоит узнать. Важно объяснить малышу следующее:

  • Вытирают попу после «больших дел» все – от мала до велика, исключений нет ни для кого.
  • Если не вытирать попу, будут проблемы со здоровьем, да и просто неприятные ощущения.
  • Надо уметь самостоятельно вытирать попу, чтобы, оказавшись в ситуации, когда рядом нет мамы, справиться без чужой помощи.
  • Каждый из пунктов надо проговаривать с примерами, которые вы можете придумать буквально на ходу – каждый родитель должен уметь импровизировать. Для закрепления можно даже рассказать сказку о подтирании попы: вспомните, каких героев малыш больше всего любит и задействуйте в истории.

Когда вы уже решили вплотную подойти к обучению самостоятельности в туалете, делайте следующее:

  • Покажите на кукле, а лучше – на какой-то мягкой игрушке, как держать салфетку, как вытирать, как смотреть, уже чисто или еще нет, как потом сворачивать салфетку пополам для следующего движения. И каждый шаг проговаривайте, стараясь удержать внимание ребенка.
  • Можно предложить малышу потренироваться самому на кукле после вас. А потом – на своей попе, только когда она еще чистая.
  • Если все прошло успешно, и ребенок готов приступить к «практике», то, после очередного похода на горшок «по-большому», напомните, что теперь он может сделать это сам. Обязательно проконтролируйте, чтобы исправить ошибки, если понадобится.
  • После туалета, напомните, что теперь надо помыть ручки – это важно. Этот пункт тоже надо каждый раз проговаривать, чтобы запомнилось и делалось уже на автомате.
  • Покажите ребенку, как вы гордитесь им, что он уже такой большой и самостоятельный, предложите позвонить бабушке – пусть похвастается своими успехами.

Даже если ваши дети уже научились подтираться сами, надо иногда проверять, что они делают это хорошо. И, если вдруг попросят помочь – ни в коем случае не отказываться. Просьба ребенка проверить, хорошо ли он вытер попу, должна быть удовлетворена. Пусть чувствует себя уверенным! Ведь детям так важно слышать наше одобрение и похвалу.

Приложение 2

Как помочь ребенку стать самостоятельным

При формировании навыков самообслуживания используются следующие уровни помощи:

  • совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  • частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  • взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
  • ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  • ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
  • ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Приложение 3

Навыки самообслуживания, которые должны быть сформированы у детей 3х лет

  1. Навыки опрятности: умывание, пользование полотенцем, пользование носовым платком, пользование расческой.
  2. Навыки приема пищи: пользование ложкой, поведение за столом (соблюдение аккуратности во время приема пищи, отсутствие разговоров и баловства), умение пользоваться салфеткой, благодарить.
  3. Навыки одевания: одевание футболки (джемпера, платья); застегивание молнии; надевание колготок; надевание носков; надевание трусов; надевание обуви (сандалий, сапог).
  4. Навыки раздевания: снять варежки, снять шапку, снять ботинки, закончить расстегивать молнию, начатую взрослым, снять расстегнутую куртку; спустить и стащить с себя брюки и колготки.

1. Навыки опрятности:

Умывание:

  • Завернуть рукава.
  • Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.
  • Смыть мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо.
  • Высморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю (с усилием «выдуть» струю воздуха).
  • Еще раз обмыть водой руки.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть лицо и руки.

Пользование полотенцем:

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из—под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Поменять руки местами.

Пользование носовым платком:

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Пользование расческой:

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности.
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Навыки приема пищи:

Пользование ложкой:

  • Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.
  • Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.
  • Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.
  • Поднять вертикально до уровня рта.
  • По прямой направить ложку в рот.
  • Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.
  • Брать еду с ложки губами, а не языком.

Навыки одевания и раздевания:

Навыки раздевания

  • Снять варежки.
  • Снять шапку.
  • Снять ботинки.
  • Закончить расстегивать молнию, начатую взрослым.
  • Снять расстегнутую куртку.
  • Спустить и стащить с себя штаны и колготки.

Навыки одевания

  • Одевание футболки, джемпера, платья:
  • Взять футболку (джемпер) в обе руки.
  • Определить изнаночную и лицевую сторону (швы на изнаночной стороне).
  • Определить перед и зад (сзади находиться бирка).
  • Расположить футболку (джемпер) задом к себе.
  • Просунуть голову в ворот, а руки в рукава джемпера или футболки
  • Надеть рубашку, не застегивая ее.
  • Застегнуть разъемную молнию (взрослый соединяет замок).

Надевание колготок:

  • Взять колготки обоими руками за резинку.
  • Найти изнанку и лицо (лицо снаружи).
  • Найти 3 шва сверху (один спереди, 2 сзади).
  • Примерить колготки. Повернуть колготки двумя швами к себе.
  • Собрать чулок в гармошку, надеть на ножку носок.
  • Дотянуть первый чулок до колена.
  • Взять другой чулок.
  • Встать и колготки натянуть до пояса.

Надевание носочков: не путать лицевую и изнаночную сторону, следить, чтобы «пяточка» была снизу.

Надевание трусиков: не путать лицевую и изнаночную сторону, переднюю и заднюю часть.

Надевание обуви (сандалий):

  • Поставить обувь, так, чтоб они смотрели друг на друга.
  • Пальчиками левой руки придерживать пряжку застежки, а пальчиками правой – держать ремешок почти за краешек.
  • Просунуть ремешок в пряжку и отодвинуть его назад.
  • Потянуть ремешок в сторону, а теперь указательным пальчиком левой руки просунуть «язычок» в нужную нам дырочку.
  • Теперь кончик ремешка вставить в металлическую петельку пряжки, чтобы получились «воротики».
  • Нажать пальцем на «воротики», чтобы ремешок проскочил.

Приложение 4

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания

  • Наберитесь терпения, будьте спокойны и доброжелательны с ребенком.
  • Иногда необходима настойчивость, но надо придерживаться одних и тех же принципов.
  • Нельзя оставлять без внимания чувства ребенка, и в то же время нужно помочь им вырасти до самообладания.
  • Хвалите ребенка за малейшее достижение и даже за желание что-то сделать самому, всегда показывайте, как вы его любите.
  • Дайте ребенку возможность делать то, что он уже умеет.
  • Не торопите и не подгоняйте его;
  • Дети могут последовательно выполнять 2-3 простых упражнения; придется неоднократно повторять одни и те же правила и давать одни и те же указания.
  • Старайтесь соблюдать последовательность выполнения определенных действий при самообслуживании.
  • В ходе обучения используйте простые слова, изменяйте устойчивые выражения так, чтобы они были понятны и легко запоминаемы детьми.
  • Взрослым нужно быть осторожными, не пугать ребенка внезапным громким голосом или страшными историями; не слишком драматизировать; помнить, что у детей и без этого слишком развито воображение – им совсем не нужно, чтобы все детали были представлены в излишне драматической форме.
  • Умения и навыки самообслуживания формируются постепенно; не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей; помните, что Ваш малыш развивается индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ (конспект собрания-студии с родителями детей старшей группы))

У каждого ребёнка имеется определённый запас знаний, приобретённый в детском саду, при общении со сверстниками и взрослыми, при просмотре телепередач и т.д. Этот запас знаний будет пополнятся на протя...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста "Помогаем ребенку стать самостоятельным"

В методической разработке рассмотрена технология проведения родительского собрания, основная цель которого – сформировать компетентность родителей по вопросу развития самостоятельности у детей 3-4 лет...

Как помочь малышу стать самостоятельным:одевание

лучший тренажер для развития мелкой моторики-это одевание. Но когда малыш это делает сам....Процесс этот трудоемкий и порой маленький человек не знает как справиться с этой одеждой. Предлагаю вашему в...

"Будь здоров, малыш!" выступление на родительском собрании во 2й младшей группе

Выступление на родительском собрании во 2й младшей группе...

Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности с 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему: «Чему мы научились за год, успехи нашей группы» Итоговое родительское собрание

Конспект родительского собранияв группе общеразвивающей направленностис 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему:«Чему мы научились за год, успехи нашей группы»  ...

Родительское собрание в группе малышей

Знакомство с родителями вновь поступающих малышей очень ответсвенный момент, так как от его проведения во многом зависит успех сотрудничества всех участников образовательного процесса....

Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»

Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...