Как помочь малышу стать самостоятельным:одевание
статья на тему

Антонова Ольга Владимировна

лучший тренажер для развития мелкой моторики-это одевание. Но когда малыш это делает сам....Процесс этот трудоемкий и порой маленький человек не знает как справиться с этой одеждой. Предлагаю вашему вниманию практические советы как облегчить жизнь себе и главное помочь ребенку проявить свою самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Как помочь малышу стать самостоятельным: одевание.

Очень часто в  детском саду я наблюдаю одну и ту же картину - родители, а особенно бабушки,   приводя или забирая ребенка,  сами переодевают его. На взгляд человека далекого от педагогики ничего особенно не происходит….

Быстро переодели и вопрос закрыт…Что тут такого?  

Это с точки зрения взрослого, а вот с точки зрения ребенка…ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА: А ЧТО ДЕЛАТЬ ЭТОМУ МАЛЫШУ ПЕРЕД ПРОГУЛКОЙ? КАК САМОМУ справиться с этими колготками и кофтами, носками и штанами, особенно в холодное время года? Так как же быть? Как маленькому человеку проявить свою самостоятельность, о которой мечтают взрослые, но они же   и не дают возможности ей(самостоятельности) проявиться.

Предлагаю Вашему вниманию несколько практических советов. как облегчить жизнь себе и   ребенку.  Как минимизировать свое участие в процессе переодевания, приучая тем самым маленького человека к самостоятельности.

А почему важно, чтобы сам?...

Участие ребенка в процессе переодевания решает сразу несколько задач.

  1. Развитие мелкой моторики. В психологии есть следующее определение этого понятия.   «Мелкая моторика –это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. В применении к моторным навыкам руки и пальцев используется термин ловкость». Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук ребенка? Чем раньше, тем лучше для его развития. Сейчас предлагается большой выбор  материала  для развития движений пальцев рук. Но я предлагаю обратить пристальное внимание на деятельность, которую можно превратить в игру. Она не стоит денег, она стоит времени, терпения и положительных эмоций. Не требует денежных затрат от взрослых, только временных и эмоциональных, и при этом она жизненно необходима для ребенка и его развития –Игра «одень себя!»
  2. Развитие речи. Исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что двигательные импульсы пальцев рук стимулируют речевую зону в коре головного мозга. Это обусловлено близостью расположения моторного и речевого центров. Да и в процессе переодевания мы, взрослые, называя части одежды, или ее детали обогащаем речь ребенка новыми словами, стимулируя тем самым память и мышление.
  3. Умственное развитие. Давая в руки малыша одежду и ставя перед ним задачу ее одеть, малыш сам ищет решение. Наши комментарии помогают ему в поиске этих решений. Поиск так называемой «передней части» штанов или колготок заставляет ребенка обращать внимание на ориентиры-завязки, картинка, полоски. Главное, чтобы они были. Конечно метод проб и ошибок никто не отменял.
  4. Физическое развитие. В процессе переодевания даже эта сторона развития ребенка не остается без внимания. Чтобы эти чудесные колготки оказались на ногах, малышу придется постараться –поднять ногу, удерживать баланс (если сидит не очень удобно), приложить достаточно усилий чтобы растянуть их по ноге, перехватывая руками. Казалось бы, простые колготки, а они как тренажер для ребенка.

Как помочь ребенку проявить самостоятельность?

Чтобы не оставлять один на один маленького человека с трудностями одевания, надо показать способы их преодоления. Итак, начнем по порядку.

  1. Конечно, очень помогает в этом вопросе наглядные подсказки. Последовательность одевания может быть представлена схемой со стрелками и картинками  с изображением одежды, начиная с нижнего белья, далее к колготкам и т.д. до варежек (схема для холодного времени года).
  2.  Если это колготки (а они, как известно, труднее всего поддаются), то наденьте на ногу малышу только самую нижнюю часть-стопу, а дальше руководим процессом, используя слова: «тяни к себе», «захватывай», «перехватывай», «натягивай». Тем самым мы опять вносим вклад свой в обогащение словаря ребенка, а наши слова одобрения («молодец», «ты все правильно делаешь», «еще чуть-чуть осталось» и т.д ) очень помогают ребенку  и вселяют в него надежду на победу и укрепляют его самооценку.
  3. Как показать легкий путь борьбы со свитерами и бадлонами(водолазками), одним словом кофтами без пуговиц, рассказываю….

Держите свитер или бадлон лицевой стороной к себе на уровне глаз ребенка. Вход в так называемый «тоннель» будет уже перед глазами. Останется только помочь дотянуть горловину, а в рукава малыш легко найдет дорогу сам.

  1. Носки- это вообще трудно победимые воины. С ними мы поступаем так же, как и с колготками, единственное отличие в том, что надеваем только на пальцы, а дальше просим ребенка натянуть двумя руками (это необходимое условие победы) на пятку и дальше расправить носочек. Заодно и расширим объем знаний малыша о частях стопы.
  2. Решить вопрос с замками необходимо следующим способом: соедините обе половины изделия и протяните замок на 1 сантиметр, не более, дальше он (замок) превращается в паровоз, которым управляет малыш. Паровоз едет вверх до конечной станции.

Вот и все!

 В конечном итоге, процент участия ребенка в одевании (это все же труднее, чем снять одежду) будет с каждым разом увеличиваться. И вы сможете гордиться не только его успехами, но и своими. Ведь это стало возможным благодаря вашим стараниям и терпению……

Теперь осталось только применить предложенные советы при первом удобном случае, и я убеждена, что результаты Вас порадуют! Вы с легкой душой отдадите малыша в детский сад и будете уверены, что волнительных минут в его жизни стало меньше ровно на столько, сколько времени Вы посвятили ему, помогая становлению самостоятельности. И малышу теперь не страшно оставаться один на один с массой одежды. Он сможет, потому что, знает как!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей, логопедов "Как помочь малышу - молчуну?"

Что делать, если Ваш малыш молчит? Как помочь малышу, если он не ходит в садик? Это статья для мам, бабушек и тех, кому не безразлично, когда заговорит ваш молчун....

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии...

СТАТЬЯ «ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ И КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ».

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются де...

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОДЕВАНИЕ. В ЧЕМ СЕКРЕТ?

Консультация для родителей детей раннего возраста....

Статья "Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у дошкольника".

В данной статье я рассказываю, как научить ребенка одеваться самостоятельно....

Статья "Как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада"

Статья об адаптации детей раннего возраста к условия детского сада (из личных наблюдений педагога)...

Как помочь малышу стать самостоятельным? Родительское собрание в группе с 2 до 3 лет

Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Главный результат самостоятельного...