Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной площадки «Картинная галерея В ДОУ» «Богатырь и его верный конь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задачи рабочей программы «Картинная галерея в ДОУ» для детей 5-6 лет по теме «Прошлое и настоящее» (художественно-эстетическое развитие) - познакомить детей с жанром былины. Былина - жанр сложный для восприятия детей, в отличии от любимых сказок. Но именно из былин мы можем узнать историю становления Руси, о подвигах, совершенных богатырями, о недругах наших предков. Сейчас у современных детей герои совершенно другие, а зачастую просто ужасающие. Мне хотелось бы, чтобы дети подробнее познакомились с богатырями, их подвигами, с отвагой и храбростью, которыми обладали наши исконно русские «супергерои».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bogatyr_i_ego_kon.docx737.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

Конспект

образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной  площадки «Картинная галерея В ДОУ»

«Богатырь и его верный конь»

старшая группа (5-6 лет)

 Разработала:

Старший воспитатель Уразбахт О.В

Вихоревка, 2023

Пояснительная записка

Конспект образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задачи рабочей программы «Картинная галерея в ДОУ» для детей 5-6 лет по теме «Прошлое и настоящее» (художественно-эстетическое развитие) - познакомить детей с жанром былины. Былина - жанр сложный для восприятия детей, в отличии от любимых сказок. Но именно из былин мы можем узнать историю становления Руси, о подвигах, совершенных богатырями, о недругах наших предков. Сейчас у современных детей герои совершенно другие, а зачастую просто ужасающие. Мне хотелось бы, чтобы дети подробнее познакомились с богатырями, их подвигами, с отвагой и храбростью, которыми обладали наши исконно русские «супергерои».

Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, предлагаемый конспект образовательной деятельности выстроен на основе игровой сюжетной линии. Содержание программного материала реализуется через игровые упражнения, игровые проблемные ситуации, сюрпризные моменты. Структура образовательной деятельности соответствует принципам системно-деятельностного подхода:

1. Создание проблемной ситуации

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности.

4. Обращение к опыту для решения проблемной ситуации.

5. Выполнение действий, самостоятельная деятельность.

6. Анализ результатов деятельности, рефлексия.

Тема: «Богатырь и его верный конь»

Возраст детей: средний (5-6 лет)

Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская

Цель:пробудить у детей интерес к родному фольклору.

Задачи:

1. Познакомить детей с жанром «былина». Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.

2. Обогащать словарь детей новыми словами (былина, гусли, скоморохи и т.д.).

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

4. Познакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри».

Запланированная цель для детей:помочь богатырю найти коня.

Предварительная работа: разучивание с детьми пословиц «Стрелок познается на охоте, богатырь-в бою», «Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч».

Оборудование: мультиборд, мольберт.

Демонстрационный материал:фрагмент мультфильма «Три богатыря»,репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», картинки с изображением недругов богатырей (змей Горыныч, Соловей - разбойник, Тугарин змей), книга «Сказки и былины», робо-мышь, карточки-подсказки для пословиц, изображение русской рубахи для составления узора из геометрических фигур, распечатка с изображением богатырского коня.

Структура и методические приемы:

  1. Вводная часть – 4 мин.
  1. Просмотр фрагмента мультфильма «Три богатыря».
  2. Беседа о богатырях.
  3. Словесная дидактическая игра «Недруги богатырей».
  1. Основная часть – 18 мин.
  1. Беседа о былинах.
  2. Чтение «Былины об Илье Муромце и Соловье – разбойнике».
  3. Дидактическая игра «Отгадай пословицу».
  4. Проговаривание детьми пословиц о богатырях.
  5. Дидактическая игра «Дополни узор».
  6. Выкладывание маршрута движения по заданной программе.
  1. Заключительная часть – 3 мин.
  1. Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри».
  2. Анализ занятия.

Этапы деятельности:

  1. Мотивационный этап

Воспитатель обращает внимание детей на мультиборд.

В: Ребята, сегодня на электронную почту детского сада пришло необычное видео-сообщение(просмотр фрагмента мультфильма «Три богатыря» с обращениемкнязя к богатырю, где сообщается о пропаже богатырского коня).

  1. Ориентировочный этап

В: Ребята, что же произошло?

Д: Украли богатырского коня.

В: Кто же его украл? (Ответы детей)

В: Ребята, как же богатырь без своего верного коня будет совершать подвиги? Что же делать?

Д: Нужно помочь богатырю отыскать коня.

В: Молодцы. Конечно, надо помочь богатырю отыскать коня. Только как же нам узнать, кто украл коня у богатыря, и где же конь теперь находится? Какие недруги были у богатырей и с кем они сражались в древние времена?

Д: Варианты ответов детей.

В: Вы знаете врагов богатырей? (Если дети затрудняются ответить. Воспитатель по очереди демонстрирует картинки и рассказывает о недругах богатырей: змей Горыныч, Соловей – разбойник, Тугарин змей).

В: Как вы думаете, кто же из них украл коня у богатыря?C:\Users\user\Desktop\14.02\20190212_163635.jpg

Д: Тугарин змей, Соловей – разбойник, змей Горыныч.

В: Как же нам узнать, кто именно украл коня и где спрятал? (Ответы детей)

В: Ребята, откуда мы можем узнать больше информации о богатырях их недругах?

Д: Из мультфильма. Из книги о богатырях.

В: Верно.

Воспитатель обращает внимание детей на необычную книгу «Сказки и былины о богатырях» на книжной полке.

В: Ребята, кто такие богатыри мы с вами знаем, а что такое былина?(Ответы детей)

В: Былины – древниерусские народные песни-сказанияо подвигах богатырей. Ребята, а что значит древние?

Д: Это значит было давно.C:\Users\user\Desktop\14.02\20190212_135057.jpg

В: Верно, былины были придуманы очень давно. Былины сочиняли музыканты – сказители, гусляры.Обычно гусляры рассказывали былину народу, и подыгрывали себе на гуслях (показывает картинку с изображением гуслей). Да, обратимся к книге, может она даст ответы на наши вопросы.

Воспитатель читает отрывок из былины об Илье Муромце и Соловье – разбойнике:

Из города из Мурома,

Из села да Карачарова

Выезжал удалой добрый молодец – Илья Муромец,

Подъехал он к городу Чернигову,

Никто тут теперь не прохаживает,

Никто не проезживает: ни птица, ни зверь, ни добрый человек.

Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,

Победил ее конем, потоптал всех врагов.

Выходили к нему, отворяли ворота

Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:

«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев – град

По прямой дорожке, заросла она травой – муравой.

У той дорожки, у березы, что у речки Смородины

Сидит Соловей – разбойник на сыром дубу.

А и свистит Соловей да по – соловьиному!

А кричит он, злодей, по – звериному!

И от этого свиста страшного

Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,

Темные леса к земле приклоняются,

А что люди, - то все мертвые падают.

В: Про какого богатыря идет речь в былине?

Д: Илье Муромце.

В: Правильно. Как называется город, в котором жил Илья Муромец?

Ответы детей. (При затруднении воспитатель снова возвращается к строкам из былины «Из города из Мурома…»).

В: Отлично. Какой недруг был у Ильи Муромца?

Д: Соловей разбойник.

В: Правильно. Ребята,где же спрятал коня Соловей - разбойник? (Ответы детей)

В: Верно, в городе Киев – град. Кто же нам укажет верную дорогу до Киев – града? (Ответы детей)

Воспитатель прислушивается к звукам, доносящимся из сундука, стоящего рядом.

В: Кажется, я слышу, что кто-то скребется.

Воспитатель достаёт из сундучка робо-мышь. И снова прислушивается к мышке.

В: Ребята, мышка говорит, что укажет верный путь, если выполним задания.

В: Согласны?

Д: Да.

3.        Исполнительский этап

В: Ребята, для выполнения первого задания нам нужно разделиться на две команды. C:\Users\user\Desktop\14.02\20190212_163556.jpg

Перед детьми на столах дидактическая игра «Отгадай пословицу».  

В: Карточки помогут узнать,  какие пословицы о богатырях  зашифрованы.

Дети заполняют таблицу карточками, команда, заполнившая таблицу озвучивает пословицу:

-Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч.

-Стрелок познается в охоте, богатырь в бою.

В: Молодцы, отлично справились.

Воспитатель слушает, о чем ей «шепчет» мышка.

В: Мышка вас «похвалила», вы на верном пути.

Воспитатель приглашает детей к выполнению следующего задания. На столах дидактическая игра «Дополни узор».C:\Users\user\Desktop\14.02\20190212_163734.jpg

В: Ребята, как вы думаете, что за одежда изображена на картинке?

Д: Кофта, футболка., рубаха

 В: Ребята, это рубаха.

Д: Богатырская рубаха.

В: Верно, но чего-то в ней не хватает?

Д: Узор на рубахе не до конца сделан.

В: Верно, выложите узор до конца.  Какие геометрические фигуры для этого вам нужны?

Д: Овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В: Отлично, как вы думаете зачем в старину вышивали различные узоры на рубашках?( Ответы детей)

В: Вы правы, но узоры еще служили и оберегом. Вы справились со всеми заданиями. Мышка хочет показать нам дорогу.

В: Ребята, внимательно следите за движением мышки, нужно запомнить весьпуть, определить направление движения и количество шагов в определенном направлении.

Робо-мышь, заранее запрограммированная воспитателем, на специальном поле начинает двигаться.

В: Вкаком направлении двигалась «мышь»?Сколько шагов она сделала?

Д: Мышь двигалась прямо и сделала три шага, потом повернула налево и сделала два шага вперед, повернула направо, и снова три шага вперед.

В: Отлично. Вы запомнили путь мышки?

Д: Да.

Затем с помощью плиток- квадратов выстраивают дорожку, повторяя путь мышки.

В: Вот и выстроили мы дорожку, и пройдем по ней как могучие богатыри.

Дети двигаются по дорожке под симфоническую пьесу «Богатырские ворота» Мусорского. Подходят к мольберту.

В: Дорогу мы выбрали верную. Где же конь богатырский?https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/964102/45648b31-566b-4fb7-a830-034831832659/s1200

Дети обходят вокруг мольберта и находят картину с изображением коня.

В: Молодцы! Отыскали коня, помогли богатырю. Как вы думаете, куда же отправится Илья Муромец на своем верном коне? (Ответы детей)

В: Отправится богатырь к своим верным друзьям. Хотите увидеть Илью Муромца и его друзей?

Д: Да.Картина Swarovski "Три богатыря"

Воспитатель приглашает детей к репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».

В: Ребята, вы знаете, кто изображен на картине?

Д: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

В: Правильно. А какому богатырю мы помогли отыскать коня?

Д: Илье Муромцу.

В: Верно. А как называется город, в котором жил Илья Муромец?

Д: Муром

В: Молодцы. Скажите, ребята, почему в пословице о богатырях говорится, что лучше богатырское сердце, чем золоченый меч?

Д: Потому что, богатыри были добрые.

В: Правильно, у богатырей было доброе и храброе сердце. Они помогали нуждающимся. Какую одежду носили богатыри под кольчугой?

Д: Рубаху.

В: Правильно, а для чего ее украшали узором?

Д: Для оберега, для красоты.

В: Верно, ребята

4. Рефлексивный этап

Что вам сегодня больше всего понравилось? Что для вас было самым сложным? Самым легким?

5.Перспективный этап

Если вы захотите узнать больше о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, вам помогут былины, их вы можете прочесть дома с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение

Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе  изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»

Цель:  Расширение  и активизация словаря по теме.Задачи:   1.  Подбор прилагательных к существительным....

Проект Совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках « Патриотизм»

«…Чтоб снова на земной планетеНе повторилось той войны,Нам нужно, чтобы наши детиОб этом помнили, как мы!»Юрий Воронов,Участник блокады Ленинграда« Патриотизм формируется в процессе воспитания на осно...

Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

Сценарий образовательной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Мой край родной» в рамках работы «STEAM- лаборатории». Тема: «Путешествие за город».

Сценарий реализации культурной практики Название культурной практикиМаршрутная игра в рамках STEAM – лабораторииВозраст детей5 летТема (с указанием культурного(-ых) объекта(-ов))Маршрутная ...