Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной площадки «Картинная галерея В ДОУ» «Богатырь и его верный конь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задачи рабочей программы «Картинная галерея в ДОУ» для детей 5-6 лет по теме «Прошлое и настоящее» (художественно-эстетическое развитие) - познакомить детей с жанром былины. Былина - жанр сложный для восприятия детей, в отличии от любимых сказок. Но именно из былин мы можем узнать историю становления Руси, о подвигах, совершенных богатырями, о недругах наших предков. Сейчас у современных детей герои совершенно другие, а зачастую просто ужасающие. Мне хотелось бы, чтобы дети подробнее познакомились с богатырями, их подвигами, с отвагой и храбростью, которыми обладали наши исконно русские «супергерои».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_bogatyr_i_ego_kon.docx | 737.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»
Конспект
образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной площадки «Картинная галерея В ДОУ»
«Богатырь и его верный конь»
старшая группа (5-6 лет)
Разработала:
Старший воспитатель Уразбахт О.В
Вихоревка, 2023
Пояснительная записка
Конспект образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задачи рабочей программы «Картинная галерея в ДОУ» для детей 5-6 лет по теме «Прошлое и настоящее» (художественно-эстетическое развитие) - познакомить детей с жанром былины. Былина - жанр сложный для восприятия детей, в отличии от любимых сказок. Но именно из былин мы можем узнать историю становления Руси, о подвигах, совершенных богатырями, о недругах наших предков. Сейчас у современных детей герои совершенно другие, а зачастую просто ужасающие. Мне хотелось бы, чтобы дети подробнее познакомились с богатырями, их подвигами, с отвагой и храбростью, которыми обладали наши исконно русские «супергерои».
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, предлагаемый конспект образовательной деятельности выстроен на основе игровой сюжетной линии. Содержание программного материала реализуется через игровые упражнения, игровые проблемные ситуации, сюрпризные моменты. Структура образовательной деятельности соответствует принципам системно-деятельностного подхода:
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Обращение к опыту для решения проблемной ситуации.
5. Выполнение действий, самостоятельная деятельность.
6. Анализ результатов деятельности, рефлексия.
Тема: «Богатырь и его верный конь»
Возраст детей: средний (5-6 лет)
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская
Цель:пробудить у детей интерес к родному фольклору.
Задачи:
1. Познакомить детей с жанром «былина». Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.
2. Обогащать словарь детей новыми словами (былина, гусли, скоморохи и т.д.).
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
4. Познакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри».
Запланированная цель для детей:помочь богатырю найти коня.
Предварительная работа: разучивание с детьми пословиц «Стрелок познается на охоте, богатырь-в бою», «Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч».
Оборудование: мультиборд, мольберт.
Демонстрационный материал:фрагмент мультфильма «Три богатыря»,репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», картинки с изображением недругов богатырей (змей Горыныч, Соловей - разбойник, Тугарин змей), книга «Сказки и былины», робо-мышь, карточки-подсказки для пословиц, изображение русской рубахи для составления узора из геометрических фигур, распечатка с изображением богатырского коня.
Структура и методические приемы:
- Вводная часть – 4 мин.
- Просмотр фрагмента мультфильма «Три богатыря».
- Беседа о богатырях.
- Словесная дидактическая игра «Недруги богатырей».
- Основная часть – 18 мин.
- Беседа о былинах.
- Чтение «Былины об Илье Муромце и Соловье – разбойнике».
- Дидактическая игра «Отгадай пословицу».
- Проговаривание детьми пословиц о богатырях.
- Дидактическая игра «Дополни узор».
- Выкладывание маршрута движения по заданной программе.
- Заключительная часть – 3 мин.
- Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри».
- Анализ занятия.
Этапы деятельности:
- Мотивационный этап
Воспитатель обращает внимание детей на мультиборд.
В: Ребята, сегодня на электронную почту детского сада пришло необычное видео-сообщение(просмотр фрагмента мультфильма «Три богатыря» с обращениемкнязя к богатырю, где сообщается о пропаже богатырского коня).
- Ориентировочный этап
В: Ребята, что же произошло?
Д: Украли богатырского коня.
В: Кто же его украл? (Ответы детей)
В: Ребята, как же богатырь без своего верного коня будет совершать подвиги? Что же делать?
Д: Нужно помочь богатырю отыскать коня.
В: Молодцы. Конечно, надо помочь богатырю отыскать коня. Только как же нам узнать, кто украл коня у богатыря, и где же конь теперь находится? Какие недруги были у богатырей и с кем они сражались в древние времена?
Д: Варианты ответов детей.
В: Вы знаете врагов богатырей? (Если дети затрудняются ответить. Воспитатель по очереди демонстрирует картинки и рассказывает о недругах богатырей: змей Горыныч, Соловей – разбойник, Тугарин змей).
В: Как вы думаете, кто же из них украл коня у богатыря?
Д: Тугарин змей, Соловей – разбойник, змей Горыныч.
В: Как же нам узнать, кто именно украл коня и где спрятал? (Ответы детей)
В: Ребята, откуда мы можем узнать больше информации о богатырях их недругах?
Д: Из мультфильма. Из книги о богатырях.
В: Верно.
Воспитатель обращает внимание детей на необычную книгу «Сказки и былины о богатырях» на книжной полке.
В: Ребята, кто такие богатыри мы с вами знаем, а что такое былина?(Ответы детей)
В: Былины – древниерусские народные песни-сказанияо подвигах богатырей. Ребята, а что значит древние?
Д: Это значит было давно.
В: Верно, былины были придуманы очень давно. Былины сочиняли музыканты – сказители, гусляры.Обычно гусляры рассказывали былину народу, и подыгрывали себе на гуслях (показывает картинку с изображением гуслей). Да, обратимся к книге, может она даст ответы на наши вопросы.
Воспитатель читает отрывок из былины об Илье Муромце и Соловье – разбойнике:
Из города из Мурома,
Из села да Карачарова
Выезжал удалой добрый молодец – Илья Муромец,
Подъехал он к городу Чернигову,
Никто тут теперь не прохаживает,
Никто не проезживает: ни птица, ни зверь, ни добрый человек.
Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,
Победил ее конем, потоптал всех врагов.
Выходили к нему, отворяли ворота
Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:
«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев – град
По прямой дорожке, заросла она травой – муравой.
У той дорожки, у березы, что у речки Смородины
Сидит Соловей – разбойник на сыром дубу.
А и свистит Соловей да по – соловьиному!
А кричит он, злодей, по – звериному!
И от этого свиста страшного
Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,
Темные леса к земле приклоняются,
А что люди, - то все мертвые падают.
В: Про какого богатыря идет речь в былине?
Д: Илье Муромце.
В: Правильно. Как называется город, в котором жил Илья Муромец?
Ответы детей. (При затруднении воспитатель снова возвращается к строкам из былины «Из города из Мурома…»).
В: Отлично. Какой недруг был у Ильи Муромца?
Д: Соловей разбойник.
В: Правильно. Ребята,где же спрятал коня Соловей - разбойник? (Ответы детей)
В: Верно, в городе Киев – град. Кто же нам укажет верную дорогу до Киев – града? (Ответы детей)
Воспитатель прислушивается к звукам, доносящимся из сундука, стоящего рядом.
В: Кажется, я слышу, что кто-то скребется.
Воспитатель достаёт из сундучка робо-мышь. И снова прислушивается к мышке.
В: Ребята, мышка говорит, что укажет верный путь, если выполним задания.
В: Согласны?
Д: Да.
3. Исполнительский этап
В: Ребята, для выполнения первого задания нам нужно разделиться на две команды.
Перед детьми на столах дидактическая игра «Отгадай пословицу».
В: Карточки помогут узнать, какие пословицы о богатырях зашифрованы.
Дети заполняют таблицу карточками, команда, заполнившая таблицу озвучивает пословицу:
-Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч.
-Стрелок познается в охоте, богатырь в бою.
В: Молодцы, отлично справились.
Воспитатель слушает, о чем ей «шепчет» мышка.
В: Мышка вас «похвалила», вы на верном пути.
Воспитатель приглашает детей к выполнению следующего задания. На столах дидактическая игра «Дополни узор».
В: Ребята, как вы думаете, что за одежда изображена на картинке?
Д: Кофта, футболка., рубаха
В: Ребята, это рубаха.
Д: Богатырская рубаха.
В: Верно, но чего-то в ней не хватает?
Д: Узор на рубахе не до конца сделан.
В: Верно, выложите узор до конца. Какие геометрические фигуры для этого вам нужны?
Д: Овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
В: Отлично, как вы думаете зачем в старину вышивали различные узоры на рубашках?( Ответы детей)
В: Вы правы, но узоры еще служили и оберегом. Вы справились со всеми заданиями. Мышка хочет показать нам дорогу.
В: Ребята, внимательно следите за движением мышки, нужно запомнить весьпуть, определить направление движения и количество шагов в определенном направлении.
Робо-мышь, заранее запрограммированная воспитателем, на специальном поле начинает двигаться.
В: Вкаком направлении двигалась «мышь»?Сколько шагов она сделала?
Д: Мышь двигалась прямо и сделала три шага, потом повернула налево и сделала два шага вперед, повернула направо, и снова три шага вперед.
В: Отлично. Вы запомнили путь мышки?
Д: Да.
Затем с помощью плиток- квадратов выстраивают дорожку, повторяя путь мышки.
В: Вот и выстроили мы дорожку, и пройдем по ней как могучие богатыри.
Дети двигаются по дорожке под симфоническую пьесу «Богатырские ворота» Мусорского. Подходят к мольберту.
В: Дорогу мы выбрали верную. Где же конь богатырский?
Дети обходят вокруг мольберта и находят картину с изображением коня.
В: Молодцы! Отыскали коня, помогли богатырю. Как вы думаете, куда же отправится Илья Муромец на своем верном коне? (Ответы детей)
В: Отправится богатырь к своим верным друзьям. Хотите увидеть Илью Муромца и его друзей?
Д: Да.
Воспитатель приглашает детей к репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».
В: Ребята, вы знаете, кто изображен на картине?
Д: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
В: Правильно. А какому богатырю мы помогли отыскать коня?
Д: Илье Муромцу.
В: Верно. А как называется город, в котором жил Илья Муромец?
Д: Муром
В: Молодцы. Скажите, ребята, почему в пословице о богатырях говорится, что лучше богатырское сердце, чем золоченый меч?
Д: Потому что, богатыри были добрые.
В: Правильно, у богатырей было доброе и храброе сердце. Они помогали нуждающимся. Какую одежду носили богатыри под кольчугой?
Д: Рубаху.
В: Правильно, а для чего ее украшали узором?
Д: Для оберега, для красоты.
В: Верно, ребята
4. Рефлексивный этап
Что вам сегодня больше всего понравилось? Что для вас было самым сложным? Самым легким?
5.Перспективный этап
Если вы захотите узнать больше о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, вам помогут былины, их вы можете прочесть дома с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение
Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме.Задачи: 1. Подбор прилагательных к существительным....
Проект Совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках « Патриотизм»
«…Чтоб снова на земной планетеНе повторилось той войны,Нам нужно, чтобы наши детиОб этом помнили, как мы!»Юрий Воронов,Участник блокады Ленинграда« Патриотизм формируется в процессе воспитания на осно...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
методическая разработка проводится с использованием мультимедийного оборудования...
методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "вода - источник жизни"
занятие предполагает использование мультимедийных технологий...
Сценарий образовательной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Мой край родной» в рамках работы «STEAM- лаборатории». Тема: «Путешествие за город».
Сценарий реализации культурной практики Название культурной практикиМаршрутная игра в рамках STEAM – лабораторииВозраст детей5 летТема (с указанием культурного(-ых) объекта(-ов))Маршрутная ...