методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "вода - источник жизни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

занятие предполагает использование мультимедийных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda-istochnik_zhizni.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Цель занятия: расширить представления детей о воде, как источники жизни.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о воде и значение ее в природе, об условиях преобразования воды из одного состояния в другое.

Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

Развивающие:

Развивать исследовательский подход к познанию свойств воды.

Формировать умение применять усвоенные знания на практике.

Умение устанавливать взаимосвязи воды с объектами живой и неживой природы.

Развивать наблюдательность, совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

Развитие речи, расширение словарного запаса по теме.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде.

Цели экспериментальной деятельности:

1. Учить проводить исследования.

2. Добиваться результатов.

3. Размышлять, иметь своё мнение.

4. Обобщать результаты опытов.

Материал для занятия:

Глобус, иллюстрации о воде, запись с шумом океана, с журчанием ручья, компьютер, флешкарта, проектор.

Материал для проведения опытов:

Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка, лед, две баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы, гуашь, сахарный песок в пиале.

Ход занятия

     Физкультминутка

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать.
Руки поднимать,
Руки опускать.
Руки поднимать,
Руки опускать.
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.

В.: Я хочу загадать вам загадку:

«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит».

В.: Что это?

Д.: Это вода!

Слайд 2. Вода.

В.: Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: что это?

Д.: Это ручеек.

Слайд 3. Ручеек.

В.: А вот еще одна запись, послушайте и ее. Что вы сейчас слышите?

Д.: Это море, океан.

Слайд 4. Море.

В.: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываем глобус). Вы узнали что это?

Д.: Это глобус.

В.: Да, это глобус – модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Давайте посмотрим, что же мы можем увидеть на глобусе, тут и разные страны, леса и горы. Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего? Верно, синего и голубого. Он означает моря и океаны. В морях и океанах находится соленая вода, для питья ее использовать нельзя. Воду мы пьем пресную, ее можно встретить в реках, озерах, прудах, ключах и родниках.

В.: А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла. Что будет?

Д.: Без воды все живое погибнет.

В.: Всему живому, в том числе и растениям, нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех, до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня, берег у реки). В пустыни нет воды, а вот, как красиво выглядит берег у реки.

Слайд 5. Пустыня и берег реки.

В.: Ребята, а вы знаете, для чего нужна нам вода?

Д.: Воду мы пьем; моемся, стираем, моем посуду; купаемся в речке, море, ванне; поливаем цветы и растения в квартире, на даче; вода необходима животным, птицам, насекомым.

В.: Значит - без воды прожить невозможно.

Физкультминутка


   Быстро встаньте, улыбнитесь,
   Выше, выше подтянитесь.
   Ну-ка, плечи распрямите,
   Поднимите, опустите,
   Влево, вправо повернулись,
   Рук коленями коснулись.
   Сели, встали, сели, встали
   И на месте побежали.

В.: Ребята сегодня в гости к вам заглянул Капитошка.

Слайд 6. Капитошка.

В.: Он хочет вместе с вами посетить нашу лабораторию. Здесь мы узнаем о свойствах воды. Попробуем ответить на вопрос - какая она вода?

В.: Дети, а вы знаете, что вода волшебная! С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Опыт 1.

В.: Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте воду, скажите какая она?

Д.: Вода без запаха, без вкуса, без цвета.

В.: Вы, что-нибудь видите на дне стакана?

Д.: На дне есть картинка.

В.: Мы ее видим на дне стакана. Значит вода какая?

Д.: Вода прозрачная.

Опыт 2.

В.: Посмотрите, на подносе есть белое вещество, добавьте его в воду и размешайте. Что произошло с веществом?

Д.: Оно растворилось.

В.: А теперь попробуйте воду на вкус и подумайте, что вы добавили в свой стакан?

Д.: В воду добавили соль, потому что вода стала соленой.

В.: Из чего мы можем сделать вывод, что такие вещества, как соль и сахар растворяются в воде. Ребята, а все ли вещества растворяются в воде?

Д.: Нет, не все. Песок, земля, крупа и т. д. не растворяются в воде.

Опыт 3.

В.: А теперь предлагаю вам добавить в стакан с водой земли. Какая вода стала?

Д.: Вода стала грязной, мутной, не прозрачной.

В.: А какая вода в водоемах?

Д.: Вода в водоемах грязная.

В.: Что человек делает, прежде чем использовать воду?

Д.: Человек очищает воду.

Слайд 7. Очисные сооружения.

В.: Да. Мы очищаем воду специальными фильтрами. Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Давайте очистим нашу воду в стаканчиках.

Опыт 4.

В.: Перед вами ванночка с водой, а на подносе - различные предметы. Опустите в ванночку с водой эти предметы. Что мы видим?

Д.: Мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.

В.: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?

Д.: Железо.

В.: Какое свойство воды мы с вами увидели.

Д.: Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

В.: А сейчас, у меня для вас сюрприз (показывает льдинку). Как вы думаете что это? Вода на морозе превращается в лед. Как можно получить цветные льдинки?

Д.: Добавить в воду краситель.

Опыт 6:

В.: А сейчас еще один фокус с водой (у воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца; в одном из стаканов воспитатель растворяет пять чайных ложек соли; опускаем в оба стакана яйца). Что происходит с яйцом в каждом стакане?

Д.: В соленой воде яйцо всплывает.

В.: Из чего мы можем сделать вывод. В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

В: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.

Д.: Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут. Чистая вода не имеет запаха и она прозрачная. Вода является растворителем. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают. На морозе вода застывает и превращается в лед. В соленой воде легче плавать потому, что тело держит не только вода, но и соль, растворенная в воде.

В.: Давайте с вами вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем за собой краны? Экономим ли воду? Как мы с вами сможем беречь воду?

Д.: Всегда плотно закрывать кран. Не оставлять его надолго открытым.

В.: Ребята, посмотрите, какая у меня есть интересная коробочка. Вытяните из нее улыбку если вам понравилось занятие! Если не понравилось, то грустную картинку. Расскажите, что вам понравилось больше всего, что запомнилось?

Д.: Нам понравились опыты с водой.

В.: Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы активно участвовали в занятии и отвечали на мои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение

Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе  изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию  является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:-    социализация (па...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»

Цель:  Расширение  и активизация словаря по теме.Задачи:   1.  Подбор прилагательных к существительным....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»

Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».

Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельно...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?» (2019 г.)

Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...