методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "вода - источник жизни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
занятие предполагает использование мультимедийных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda-istochnik_zhizni.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Цель занятия: расширить представления детей о воде, как источники жизни.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о воде и значение ее в природе, об условиях преобразования воды из одного состояния в другое.
Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
Развивающие:
Развивать исследовательский подход к познанию свойств воды.
Формировать умение применять усвоенные знания на практике.
Умение устанавливать взаимосвязи воды с объектами живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность, совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
Принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
Развитие речи, расширение словарного запаса по теме.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Цели экспериментальной деятельности:
1. Учить проводить исследования.
2. Добиваться результатов.
3. Размышлять, иметь своё мнение.
4. Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия:
Глобус, иллюстрации о воде, запись с шумом океана, с журчанием ручья, компьютер, флешкарта, проектор.
Материал для проведения опытов:
Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка, лед, две баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы, гуашь, сахарный песок в пиале.
Ход занятия
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать.
Руки поднимать,
Руки опускать.
Руки поднимать,
Руки опускать.
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
В.: Я хочу загадать вам загадку:
«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит».
В.: Что это?
Д.: Это вода!
Слайд 2. Вода.
В.: Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: что это?
Д.: Это ручеек.
Слайд 3. Ручеек.
В.: А вот еще одна запись, послушайте и ее. Что вы сейчас слышите?
Д.: Это море, океан.
Слайд 4. Море.
В.: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываем глобус). Вы узнали что это?
Д.: Это глобус.
В.: Да, это глобус – модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Давайте посмотрим, что же мы можем увидеть на глобусе, тут и разные страны, леса и горы. Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего? Верно, синего и голубого. Он означает моря и океаны. В морях и океанах находится соленая вода, для питья ее использовать нельзя. Воду мы пьем пресную, ее можно встретить в реках, озерах, прудах, ключах и родниках.
В.: А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла. Что будет?
Д.: Без воды все живое погибнет.
В.: Всему живому, в том числе и растениям, нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех, до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня, берег у реки). В пустыни нет воды, а вот, как красиво выглядит берег у реки.
Слайд 5. Пустыня и берег реки.
В.: Ребята, а вы знаете, для чего нужна нам вода?
Д.: Воду мы пьем; моемся, стираем, моем посуду; купаемся в речке, море, ванне; поливаем цветы и растения в квартире, на даче; вода необходима животным, птицам, насекомым.
В.: Значит - без воды прожить невозможно.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
В.: Ребята сегодня в гости к вам заглянул Капитошка.
Слайд 6. Капитошка.
В.: Он хочет вместе с вами посетить нашу лабораторию. Здесь мы узнаем о свойствах воды. Попробуем ответить на вопрос - какая она вода?
В.: Дети, а вы знаете, что вода волшебная! С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Опыт 1.
В.: Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте воду, скажите какая она?
Д.: Вода без запаха, без вкуса, без цвета.
В.: Вы, что-нибудь видите на дне стакана?
Д.: На дне есть картинка.
В.: Мы ее видим на дне стакана. Значит вода какая?
Д.: Вода прозрачная.
Опыт 2.
В.: Посмотрите, на подносе есть белое вещество, добавьте его в воду и размешайте. Что произошло с веществом?
Д.: Оно растворилось.
В.: А теперь попробуйте воду на вкус и подумайте, что вы добавили в свой стакан?
Д.: В воду добавили соль, потому что вода стала соленой.
В.: Из чего мы можем сделать вывод, что такие вещества, как соль и сахар растворяются в воде. Ребята, а все ли вещества растворяются в воде?
Д.: Нет, не все. Песок, земля, крупа и т. д. не растворяются в воде.
Опыт 3.
В.: А теперь предлагаю вам добавить в стакан с водой земли. Какая вода стала?
Д.: Вода стала грязной, мутной, не прозрачной.
В.: А какая вода в водоемах?
Д.: Вода в водоемах грязная.
В.: Что человек делает, прежде чем использовать воду?
Д.: Человек очищает воду.
Слайд 7. Очисные сооружения.
В.: Да. Мы очищаем воду специальными фильтрами. Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Давайте очистим нашу воду в стаканчиках.
Опыт 4.
В.: Перед вами ванночка с водой, а на подносе - различные предметы. Опустите в ванночку с водой эти предметы. Что мы видим?
Д.: Мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.
В.: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?
Д.: Железо.
В.: Какое свойство воды мы с вами увидели.
Д.: Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
В.: А сейчас, у меня для вас сюрприз (показывает льдинку). Как вы думаете что это? Вода на морозе превращается в лед. Как можно получить цветные льдинки?
Д.: Добавить в воду краситель.
Опыт 6:
В.: А сейчас еще один фокус с водой (у воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца; в одном из стаканов воспитатель растворяет пять чайных ложек соли; опускаем в оба стакана яйца). Что происходит с яйцом в каждом стакане?
Д.: В соленой воде яйцо всплывает.
В.: Из чего мы можем сделать вывод. В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
В: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.
Д.: Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут. Чистая вода не имеет запаха и она прозрачная. Вода является растворителем. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают. На морозе вода застывает и превращается в лед. В соленой воде легче плавать потому, что тело держит не только вода, но и соль, растворенная в воде.
В.: Давайте с вами вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем за собой краны? Экономим ли воду? Как мы с вами сможем беречь воду?
Д.: Всегда плотно закрывать кран. Не оставлять его надолго открытым.
В.: Ребята, посмотрите, какая у меня есть интересная коробочка. Вытяните из нее улыбку если вам понравилось занятие! Если не понравилось, то грустную картинку. Расскажите, что вам понравилось больше всего, что запомнилось?
Д.: Нам понравились опыты с водой.
В.: Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы активно участвовали в занятии и отвечали на мои вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение
Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:- социализация (па...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме.Задачи: 1. Подбор прилагательных к существительным....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»
Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».
Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельно...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?» (2019 г.)
Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
методическая разработка проводится с использованием мультимедийного оборудования...