Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
проект (старшая группа) на тему

Кунденок Гульнара Равилевна

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_organizatsiya_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти

Проект

«Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 в рамках реализации ФГОС».

    Подготовил: воспитатель Кунденок Г.Р.

г.о. Тольятти                                                                                                                                             

Актуальность: Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода к исследовательской деятельности, в частности  к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивая  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым  заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому  особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса,  приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками

Проблема: В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Изучение и анализ методической литературы, изучение  нормативно-правовых документов;
  2. Составление  планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;
  3. Создание  у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности;
  4. Обогащение предметно - развивающей среды;
  5. Определение эффективности проведённой работы и обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.


Этапы реализации проекта

Этапы

             

Мероприятия

Механизмы

Ожидаемые

Результаты

Для  специалистов

Для родителей

Для детей

I.

Информационно – аналитический

Задачи:

  1. Изучение и анализ методической литературы по теме
  2. Составление  планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

  1. Изучение  нормативно-правовых документов

  • Диагностика
  • Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

  • Консультации для  воспитателя  
  • Просмотр и анализ методической литературы и интернет ресурсов
  • Знакомство и анализ  опыта коллег
  • Разработка (отбор) диагностического инструментария

  • Анкетирование родителей  
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы в области экспериментирования
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации, папок тематических ширм передвижек и др.
  • Родительские собрания
  • Открытые мероприятия для родителей.

  • Диагностика знаний детей на начало проекта. 
  • Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

 

  1. Заинтересованность и участие родителей и детей в экспериментально-поисковой деятельности.
  2. Повысилась компетентность в вопросах разработки проекта

II.

Конструктивно-

практический

Задачи:

  1. Создание  у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности

  1. Обогащение предметно – развивающей среды.

  1. Создание методической документации.

  1. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей
  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

  • Участие в мастер - классах
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Помощь в пополнении необходимыми материалами в уголок экспериментирования,
  • Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
  • Наблюдения в природе
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий
  • Целевая прогулка (Экскурсия).
  • Проведение экспериментов
  • Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

  1. Разработан календарно-тематический план работы с детьми на год.

  1. Разработаны конспекты занятий по экспериментированию

  1. Подобран тематический  дидактический материал

  1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности

  • Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
  • Совместные досуги
  • Совместные экскурсии

III.

Оценочно – результативный

Задачи:

  1. Определение эффективности проведённой работы и обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах
  2. Выявление степени удовлетворённости участников
  3. Выявление уровня сформированности у воспитателя дополнительных компетенций

  • Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
  • Диагностический инструментарий (серия вопросов о  свойствах материалов,  свойствах глины, свойствах магнита  свойствах песка и т.д.)



  • Выставка различных программ, планов, конспектов, диагностического инструментария, наглядных пособий, картотек
  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию 
  • Мониторинг воспитанников на конец года

  • Анкетирование родителей (на конец года)
  • Создание и презентация семейных проектов.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

  • Преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

- более глубокое усвоение предметного содержания;

- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

- развитие творческого мышления;

- большое количество идей, их глубина, оригинальность;

- эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную     деятельность, интерес к происходящему.

Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относится к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Список используемой литературы

  1. ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/ru
  2. scool2100.ru
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  4. Мониторинг  в детском саду. Научно - методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 592с.+цв. вклейка.
  5. Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.
    Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 333с.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...

Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и пр...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...