Реализация задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_zadach_proforientatsionnoy_raboty.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация задач профориентационной работы
с детьми дошкольного возраста
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода:
- младший дошкольный возраст (3-4 года);
- средний дошкольный возраст (4-5 лет);
- старший дошкольный возраст (5-7 лет и 6-7 лет).
Основные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
- учить сравнивать профессии;
- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
- знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.
Литература
Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304 с.
Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. – 344 с.
Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого заседания муниципальной инновационной площадки по теме «Современные технологии профориентационной работы с детьми дошкольного возраста»
Материал предназначен для организауии открытого просмотра методического обединения....
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ
Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависимым от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирая профессию отвечали и соотносились с потребностями общества....
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста
Мастер - класс по теме: "Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста"...
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
laquo;Ознакомление детей с профессиями и трудом взрослых»...
«Оказание психологической помощи в процессе реализации воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста». Методическое пособие
В пособии представлены формы работы по психолого-педагогическому сопровождению, профилактической и коррекционно-развивающей работы. Предложенный практический материал может оказаться полезным пр...
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста
Проект по профориентационной направленности в детском саду«Из песочницы - в аграрии»....
«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.
Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...