«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.
статья (младшая группа)
Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
- обогащать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
- формировать у детей представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov_v_ramkah_fgos_.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»
«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы
с детьми дошкольного возраста»
Доклад на педсовете, из опыта работы.
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Вандышева Елена Владимировна
Тонкино, 2023г.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
Родители, обычно задаются вопросом о профессиональном самоопределении, когда ребенок учиться в старших классах.
Однако к этому детей можно готовить уже с детского сада. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
- обогащать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
- формировать у детей представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Основными формами работы по профориентации детей, являются:
- беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;
- чтение и обыгрывание стихов о профессиях;
- дидактические и СРИ;
- выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;
- просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;
- наблюдения;
Исходя из возрастных особенностей детей, организуются экскурсии:
- в медицинский кабинет
- в прачечную
- в библиотеку
- в школу
- в магазин
- в аптеку
- в парикмахерскую
- на почту
- в пожарную часть
- на хлебозавод
- в музей и т.д
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. В связи с этим, необходимо владеть разнообразными педагогическими технологиями, методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу с дошкольниками.
Я использую следующие образовательные технологии:
- Технология проектной деятельности.
3. Технология интегрированного обучения.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
- мультимедийные презентации;
- виртуальные экскурсии
5. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
К примеру мы играем в, сюжетно - ролевые игры «Кафе», «Доктор», «Рыбалка», «Водители» и др.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, в ней дети отражают труд взрослых.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.
К примеру, в игре «Кафе» ребята играют роль повара, официанта, кассира; закрепляют знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе; развивают умение готовить обстановку для проведения игры, подбирают предметы – заместители и атрибуты для игры.
Широко используем дидактические игры.
«Что кому нужно для работы?» - познакомить детей с представителями разных профессий: милиционер, повар, врач, художник, пожарный, воспитатель, учитель, регулировщик строитель, а также соответствующими атрибутами; закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии; воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.
Лото «Профессии»- дети закрепляют названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
«Оденем куклу на работу» - игра учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Игра «Варим суп, компот, варенье» -закрепляет знания детей об овощах, фруктах и ягодах; развивает логическое мышление и память.
Игра – пазл «Профессии» - игра знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, учит соотносить их, воспитывать уважение к труду взрослых.
Так же профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, демонстрационного материалы, дидактических игр изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний читаю детям художественную литературу, разучиваем стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, макеты, альбомы и игры.
Трудовое воспитание, так же является мотодом профориентации.
В проекте «Есть у нас огород» - мы с детьми сеяли и сажали овощные культуры, ухаживали за ними и собирали урожай.
Все свои знания и умения дети отражают в продуктивной деятельности:
Аппликация «Комбайн»; аппликация «Мороженое» - дети были производителями мороженого; лепка «Вкусный - превкусный» - ребята проявляли свои кулинарные способности; аппликация «Цветные домики»- закрепляли знания о профессии строитель, оригами «Кораблики» - дети пробовали себя в роли кораблестроителей.
Пластилинография «Платье для любимой маме» - ребята почувствовали себя в роли модельеров.
Для организации работы по профориентации в группах организованна предметно-пространственная среда.
Оформлены специальные уголки, разработаны игровые маркеры пространства.
Уголки оснащены игровым оборудованием, наглядным материалом, дидактическими играми: «Повар и кондитер», «Кому, что нужно?», «Военные профессии», «Собери картинку», «Одень куклу – профессии», «Где, что продается?», «Готовим пиццу», «Приготовь мороженое», «Лото профессии», «Парикмахерская», «Красивая стрижка».
В уголке речевого развития я предлагаю вниманию ребят книги с рассказами и стихами о профессиях, картотеки с пословицами, загадками, поговорками о профессиях и орудиях труда.
Уголок «Безопасности» наполнен атрибутами одежды и принадлежностей для работы сотрудников полиции, пожарных, служб ЧС, служб скорой медицинской помощи, грузовые машины, чехлы машины специального назначения. Также в данном уолке есть дидактические игры: «Отремонтируй светофор»», «Правила дорожной безопасности», «Правила поведения в экстренных ситуациях», «Экстренные службы»».
Уголок «Природа» важной целью которого, в весенний и летний период, является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, расположенных рядом с игровыми участками на улице. В этом уголке мы с детьми проводим различные опыты, эксперименты, по выращиванию рассады овощных культур, ребята учатся наблюдать.
Уголок «Кухня» создает условия для развития свободы творческой личности ребенка, детской инициативы, учит изменять игровое взаимодействие и поведение в зависимости от изменения замысла и сюжета игры, соблюдать соглашения относительно принятых правил в процессе игры; стимулирует активность детей, побуждает их к сближению друг с другом и со взрослыми. Воспитывает интерес, дает знания о своеобразии труда людей, работающих в «Кафе»; вызывает интерес к профессиям работников общепита.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, передаём ребёнку. Если родители относятся к своей работе как к значимой части собственной жизни, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи, а родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.
Моя работа по взаимодействию с родителями заключается в проведении консультаций «Профориентация в дошкольном образовании», разработке буклетов «Ранняя профориентация дошкольников – что это?».
Родители являются активными участниками проектов.
Дети дошкольного возраста проявляют интерес к работе родителей и желают стать такими, как папа и мама, а родители в этом случае выступают как эксперты и делятся той информацией, которой они владеют. И конечно они начинают со своей профессии, профессии бабушек, дедушек, родных и знакомых, затем знакомят ребенка с другими многочисленными профессиями. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями.
Используя в своей работе современные технологии, формы, методы и приемы мы сможем более глубоко рассказать о ценностях труда и профессий с дошкольного детства, и наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, трактористом или инженером, мама учит детей или шьет модные костюмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...
Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»
Доклад на педсовете«Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»Разработала воспитатель Карагозян Римма Ашотовна М...
Доклад «Развитие социального опыта детей старшего дошкольного возраста через целевые прогулки». ( Из опыта работы)
Материал будет полезен воспитателям старшей разновозрастной группы...
Доклад на педсовете об опыте работы
ЦЕЛЬ: создание социальной ситуации развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста....
"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)
В данной статье рассказывается о том, как реализуются задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в условиях дома ребенка....
Доклад на педсовет. Из опыта работы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...