Проект "Эбээ аптаах холбуката" сборник сказок
проект (средняя группа)
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. А народная сказка пересказанная родным человеком - бабушкой или дедушкой не только сближает родных людей, но и становится намного интереснее, развивая память и речь, зарождая любовь и заботу, и оставит приятные воспоминания ребенку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Радуга» го г.Якутск
Проектная работа «Эбээ аптаах холбуката» сборник народных сказок
Составили:
Жергина П.Н., воспитатель
Бурцева А.С., воспитатель
г.Якутск,2023год
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Приложения
Введение
«Сказка ложь да в ней намек,
добрым молодцам урок»
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. А народная сказка пересказанная родным человеком - бабушкой или дедушкой не только сближает родных людей, но и становится намного интереснее, развивая память и речь, зарождая любовь и заботу, и оставит приятные воспоминания ребенку.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.
Вид проекта: творческий, коллективный, долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей в ходе проекта:
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие.
Актуальность:
Дошкольное детство – это пора сказок, фантазий, волшебства, импровизации и творчества. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в этом возрасте и рассматривается как общая основа воспитания и обучения.
Стандарты жизни и потребности в 21 веке изменились, в нашу жизнь крепко вошли интернет, телевидение и гаджеты. Дети все больше начинают забывать свой родной язык, используя в разговоре много русских слов, словарный запас якутских слов намного сокращается в виду того, что эта проблема касается и самих родителей, которые живя в многонациональном обществе все чаще разговаривают с детьми на двух языках.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, что рассказывали наши бабушки, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Необходимо отметить, что бабушкины сказки - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознанные и неосознанные проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем. И ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому, чтобы ребенок плавно перешел к знакомству с народным творчеством, мы решили уделить немного больше времени именно народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель:
Познакомить и привить любовь к якутским сказкам, к устному народному творчеству, как к произведению искусства. Развить речевую и познавательную активность детей. Привитие интереса к театральной деятельности. Раскрытие ценности совместного творчества у детей и родителей.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
- расширить представление детей о сказках;
- учить детей рассуждать;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять родной язык и словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе;
- развивать у детей образное мышление, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
для родителей:
- с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду, создать в семье благоприятные условия для развития речи своего ребенка;
- развивать совместное творчество с детьми;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение;
- заинтересовать родителей и вызвать у них желание учавствовать в жизни группы.
для педагогов:
- развить у детей интерес к народным сказкам;
- повысить коммуникативный и социальный опыт дошкольников (учить регулировать свое поведение нравственной нормой; способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности; формировать понимание добра и зла; развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь).
- развивать творческий потенциал ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Продукт деятельности:
Выпуск книги – сборника народных сказок «Эбээ аптаах холбуката»;
Лепка и рисование «Героя из любимой сказки»;
Оформление родителями семейного древа и защита детей;
Картотека пословиц, поговорок, загадок;
Мультимедийные презентации;
Изготовление театра из конусов;
Изготовление кукольного театра;
Организация выставки детских работ;
Участие в различных конкурсах театрализованных представлений.
Этапы работы над проектом:
1)Подготовительный этап:
Изучение литературы;
Создать проблемную ситуацию для формирования заинтересованности у родителей с проектом;
Определить цель, задачи, продолжительность проекта, определение методов и приемов;
Разработка плана — схемы достижения цели;
Подготовка анкеты, консультаций для родителей на данную тему.
2) Основной этап:
Оформление развивающей среды;
Включение в план — схему НОД и различные виды деятельности;
Сбор народных сказок и стихов собственного сочинения бабушек, сбор аудиосказок и фотографий, обработка информации, презентация книги, изготовление театра конусов, совместная работа с родителями по изготовлению кукол для кукольного театра, подготовка итогового мероприятия.
Составление и изготовление «семейного древа» родителями, защита детей;
Подготовка сценария развлечения на народную сказку написанную дедушкой Филиппова Усмана «Көтөрдөр мунньахтара».
3) Технологический этап:
Работа по вёрстке книги «Эбээ аптаах холбуката»;
Работа с типографией «Арт Алгыс»;
Изготовление с родителями костюмов кукольного театра;
4) Итоговый этап:
Презентация книги «Эбээ аптаах холбуката» в ДОУ и в группе;
Выставка работ по изобразительной деятельности детей;
Выступление на родительском собрании;
Проведение итогового мероприятия;
План — схема осуществления проекта:
№ п/п | Действия | Сроки | Ответственные | Результат |
I | Совместная деятельность взрослого с детьми: Беседа: «Что за прелесть эти сказки!» Сбор народных сказок с родителями Пополнение библиотеки группы книгами с народными сказками | В течении первой недели В течение 3 месяцев | Воспитатели, родители. | Выявить знания детей о сказках. Приготовление материала для выпуска сборника народных сказок «Эбээ аптаах холбуката» |
II | Чтение сказок: «Оҕус уоона сылгы», «Таал-Таал эмээхсин», «Ыт», «Чурумчуку», «Эһэлэр», «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», «Куоска уонна кутуйах», «Кыыс уонна саһыл», и др.. Чтение: пословиц, поговорок по сказкам, Просмотр мультфильмов якутских народных сказок. | В течение двух недель | Воспитатели, родители. | Выучивание песни из мультфильма: «Таал-Таал эмээхсин», знание детей пословиц и поговорок. |
III | Игровая деятельность: Подвижные игры: «Өһөс торбос», «Ойбонтон уулааьын», «Кириэс ойуу», «Атах тэпсии» Дидактическая игра: «Волшебные сказки», «Разрезные картинки», «Сложи сказку (из кубиков)», «Путешествие по народным сказкам». Сюжетно-ролевые игры: «Театр. Сказка «Таал-Таал эмээхсин», «Семья. Сюжет: «». Пальчиковые игры: «Апельсин» | В течение двух недель | Воспитатели | Выполнение всех правил игр. |
IV | Дома дети с родителями: - изготовляют книжки-малышки по сказкам, - изготовляют театр из конуса, - фоторепортаж «Мы играем в сказку», - оказывают помощь воспитателям в создании книги «Эбээ аптаах холбуката» по любимым сказкам детей. | В течение двух недель | Родители, воспитатели, дети. | Участие родителей в составлении фоторепортажа, в изготовлении книжек-малышек, театра из конуса. |
V | Практические задания: Рисование: «Герой любимой сказки», «Добрая сказка». Лепка: «О5ус» Создание народной игры из костя к народной сказке «О5ус уонна сылгы» | В течение двух недель | Воспитатели, родители. | Творческие работы. |
VI | Итоговые мероприятия: НОД: «Моя любимая сказка». Проведение литературной викторины. | В завершении проекта. | Воспитатели, родители | Атмосфера праздника, эмоциональная разрядка. |
Ожидаемые результаты:
Печать сборника народных сказок и распространение в широкую публику;
Повысить у детей знания о поучительном содержании сказок (развитие интереса к сказкам; закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях; воспитание чувства дружбы и коллективизма);
Повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения;
Раскрыть творческие таланты детей и их родителей;
Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада;
Участие детей в литературных конкурсах;
Участие детей в творческих конкурсах разного уровня;
Участие детей в конкурсах по театральному искусству.
Заключение
Дети с дошкольного возраста учатся понимать и уважать национальную культуру своего народа, обогащая свой родной язык. Учатся понимать, любить и гордиться народной литературой. Выучили наизусть народные загадки и пословицы. Детям очень нравится слушать народные сказки, не только с уст воспитателя но и по аудиосказкам подготовленным родителями. Наш сборник народных сказок «Эбээ аптаах холбуката» вышел в свет для использования педагогами в своей работе, но и как помощник для родителей.
Наши дети не раз участвуют в литературных конкурсах и занимают призовые места. Свой результат дает и театрализация народных сказок. Так мы участвовали в внутрисадовском конкурсе театрализованных постановок «Этот удивительный мир сказок» и заняли 1 место.
Этапы проектной работы
Приложение 1.
Работа с детьми:
Включить в режим дня чтение народных сказок и сказок на родном языке. Учить якутские народные песни.
Темы беседы с детьми:
“На какого героя из сказок хочу быть похожим”
“Если бы у меня была волшебная сила понимать язык животных и птиц, то ...»
“В гостях у книги”
Занятие по рисованию:
Рисование по сказке “Таал-Таал эмээхсин”
Лепка по сказке “Икки эһэлэр”
“Эһиги оҕоҕут олоҕугар остуоруйа оруола» төрөппүттэргэ анкета:
- Төһө чаастатык оҕоҕутугар остуоруйа ааҕаҕыт?
- Ханнык остуоруйаларыэьиги оҕоҕут истэрин сөбүлүүрүй
- Оҕоҕут остуоруйаны хос-хос аахтарар дуо?
- Сөбүлүүр остуоруйалаах дуо? Ханныгый?
- Истибит остуоруйаларын оонньуур дуо?
- Эьиги о5о5ут истибит, билэр остуоруйатын кэпсиир дуо?
- Остуоруйалар ойууларын көрөн боппуруос биэрэр дуо?
- Уруһуйунан көрөн остуоруйаны билэр дуо?
- Дьиэҕитигэр ханнык эмит кукольнай театр баар дуо? (пальчиковый, кукольнай эбитэр атын)
- Оҕоҕутугар анаан остуоруйа айаҕыт дуо?
Прложение 2.
Рецензия.
Приложение 3.
«Эбээ аптаах холбуката» саха остуоруйаларыттан, хоһооннортон уонна сценарий хомуурунньуга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
новогодний праздник "Аптаах Сана Дьыл" (на якутском языке)
«Аптаах Саңа Дьыл»Улахан бөлөх о5олоругар аналлаах Саңа Дьыллаа5ы сценарий ...
Новогодний праздник " Аптаах хаар чеме5е" (на якутском языке)
Сценарий новогоднего праздника для старших дошкольников...
Кружок по бисероплетению "Аптаах о5уруо"
Улахан саастаах о5олорго анаан о5уруоннан тиьии бастакы хардыыларыгар уорэтии...
Рабочая программа кружковой работы «Аптаах тарбахтар»
Программа дополнительного образовательного кружка «Аптаах тарбахтар» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного об...
«Аптаах Саңа Дьыл» Улахан бөлөх о5олоругар аналлаах Саңа Дьыллаа5ы сценарий
laquo;Аптаах Саңа Дьыл»Улахан бөлөх о5олоругар аналлаах Саңа Дьыллаа5ы сценарий ...
Аьагас дьарык "Аптаах тыа5а айан"
Аьа5ас дьарык "Аптаах тыа5а айан"...
Сценарий новогоднего праздника "Аптаах тугэн"
Новогодний сценарий для детей 2 младшей группы на якутском языке....