Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»
проект (старшая, подготовительная группа)
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozaika_povolzhya.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2023
Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству.
в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Актуальность: в настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью ее сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Данный проект направлен на формирование у детей представлений о богатой народной культуры, знакомство с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Тип проекта: познавательно-творческий, информационный, долгосрочный
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, узкие специалисты ДОУ, родители
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о культуре и традициях народов Поволжья;
- формировать толерантность, чувство уважения к народам Поволжья и их традициям;
- сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, коммуникативные навыки и умения
Воспитательные:
- воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать патриотизм, любовь к народному творчеству
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
- подбор различных игр;
- анкетирование родителей по теме проекта;
- оформление уголка «Культурные традиции народов Поволжья»
2 этап – основной
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Беседы о народах Поволжья и их костюмах, «В чем сходство народных костюмов», «Обряды и праздники, связанные с жизнью человека», «Как появилась кукла», «Во что играли прабабушки и прадедушки», «Как жили наши предки»
- Просмотр презентаций «Национальные костюмы народов Поволжья», «Национальные блюда», «Национальные праздники»
- ООД «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Какие народы живут у реки Волга», «Когда мы едины, мы непобедимы»
- Посещение парка Дружбы народов
- Рассматривание иллюстраций «Народы Поволжья: их жизнь и быт»
- Рассматривание кукол в национальных костюмах
Образовательная область «Речевое развитие»
- Чтение сказок народов Поволжья
- Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов
- Чтение национальных стихов
- Выставка книг «Мир сказок разных народов»
- Рассказ о народных умельцах, которые создают красивые вещи
- Д/и «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай слово»»
- Развивающий диалог «Празднование Нового года в культуре разных национальностей»
- Фольклор от самой колыбели «Колыбельные народов Поволжья»
- Викторина «Путешествие по сказкам народов Поволжья»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Конкурс детского творчества «Мы рисуем сказку»
- Рисование «Золотая осень в Поволжье», «Человек в национальном костюме»
- Аппликация «Орнаментация каймы скатерти», «Укрась узором», «Орнаментация платка», «Укрась тюбетейку»
- Лепка «Подарок для мамочки»
- Д/и «Угадай народный промысел», «Одень куклу в национальный костюм», «Укрась полотенце, поясок, платок», «Найди и назови национальный музыкальный инструмент», «Собери национальный музыкальный инструмент»
- Выставка рисунков «Головные уборы народов Поволжья»
- Рассматривание на репродукциях картин художников элементов исторических национальных костюмов
- Прослушивание национальных песен, пение русских народных песен
- Изготовление посуды и ее роспись национальным орнаментом
- Работа с раскрасками «Национальные костюмы»
- Изготовление из бумаги женских головных уборов «кокошник» и мужского татарского национального головного убора «тюбетейка»
- ООД «Мир национальных узоров», «Музыка народов Поволжья»
- Разучивание русских и татарских национальных танцев
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- С/р/и «Путешествие по деревням Поволжья», «Мастерская по росписи посуды», «Магазин посуды», «Ателье», «Построим избу»
- Д/и «Третий лишний», «Составь узор», «Чей костюм?»
- Развлечение «Масленица»
Образовательная область «Физическое развитие»
- Знакомство с подвижными играми народов Поволжья
- Спортивные развлечения «Зимние забавы», «Осенины», «Мозаика Поволжья»
-Пальчиковая гимнастика
Взаимодействие с родителями
- Папка-передвижка «Воспитание любви к малой родине», «Обряды: вчера и сегодня», «Традиции народов Поволжья»
- Оформление альбомов «Национальный костюм»
- Консультации «Приобщение детей к народным традициям», «Как играть в народные игры»
- Анкетирование родителей «Приобщение детей к традициям народов Поволжья»
- Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций»
- Чаепитие в русских и народных традициях
- Конкурс стенгазет «Праздники нардов Поволжья»
- Создание книжек-малышек «Сказки народов Поволжья» и картотеки национальных пословиц и поговорок
3 этап – заключительный
Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном»
В ходе реализации проекта созданы условия для формирования нравственного сознания и чувства уважения к традициям и обычаям народов. Дети приобщены к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям.
Литература
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2009
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.: Издательство Детство-Пресс, 2002
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003
- Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Книга для ума - что теплый дождь для всходов"
Познавательное развитие детей с ОВЗ посредствам художественной литературы....
Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...
Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»
Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк. Мы живем во в...
Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...
Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...
Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»
Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...
Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...