Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – дети самой земли. Наша планета сложена, построена, в основном, из твердых пород. Каждый камень по своему красив, каждый интересен. Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей,; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_kamni.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2023
Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
Актуальность: в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщения к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостные представления об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – дети самой земли. Наша планета сложена, построена, в основном, из твердых пород. Каждый камень по своему красив, каждый интересен. Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей,; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: старшие дошкольники, воспитатели, узкие специалисты ДОУ, родители.
Цель: формирование представлений о разнообразии камней, умений обследовать их и называть свойства.
Задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
- формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами;
- расширять знания о роли камней ы жизни человека
Развивающие:
- развивать инициативу, эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
- побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности
Воспитательные:
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками;
- воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
Ожидаемый результат:
- приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, о пользе для человека;
- формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения т экспериментирования;
- выполнение детьми естественно-научных и творческих заданий
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- подбор методического и художественного материала;
- составление плана совместной работы с детьми и родителями;
- оформление папок-передвижек;
- пополнение центра экспериментирования;
- подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала
2 этап – основной
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы «Какие бывают камни», «Как рождаются камни», «Простые и драгоценные камни», «Камни в жизни человека», «Что делают из природных ископаемых?»
Опыты и эксперименты «Прозрачность камня», «Тёплый – холодный», «Тонет - не тонет», «Почему камни бывают разноцветные?», «Как вода камень точит?», «Прочность камня», выращивание кристаллов морской соли, рассматривание камней через лупу, рассматривание изделий из камней
ООД «Мы – юные исследователи», «Загадка в камне», «Кладовая земли», «Волшебница – соль», «Янтарь – солнечный камень»
Д/и «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Что из чего сделано»
Рассматривание энциклопедий
Презентации «Мир камней», «Драгоценные камни и изделия из них»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Н/и «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку»
С/р/и «Мы – геологи», «Шахтёры», «Магазин «Изделия из камня», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской»
Д/и «Что исчезло?», «Бусы из камней»
Образовательная область «Речевое развитие»
Сл/и «Один –много»
Р/и «Скажи ласково», «Опиши камень»
Чтение: П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; И. Н. Власова «Что у нас под ногами» «О чем шептались камни?"; Н. Серых «Приключения одного горного камня»; «Горючий камень» (узбек. сказка); Н. И. Сладков «Сушёные камни»; А. Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о камнях
Разгадывание загадок
Составление творческих рассказов про камни «Если бы я был камнем», «Путешествие камешка»
Заучивание детских стихов про камни
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Конструирование из цветных камней «Создай каменную карту», «Дворцы из камней»
Выкладывание узоров из цветной гальки
Рисование на камнях
Модульная лепка – смешивание пластилина 2-3 цветов для плучения мраморных разводов, фактуры малахита
Рисование мелками, песком, солью
Рисование «Самоцветы хозяйки Медной горы», «Домик Наф-Нафа»
Просмотр м/ф «Каменный цветок»
Лепка «Каменный цветок»
Рассматривание картин: И. И. Левитан «У берега моря», «Крымский пейзаж»
Образовательная область «Физическое развитие»
П/и «Камешки», «Семь камней», «Найди камни-самоцветы», «Донеси не урони»
Ходьба по камешкам, перекатывание камней пальцами ног
Физминутка «Стоит гора-старушка»
Взаимодействие с родителями
Консультации «Труд в природе», «Знакомим детей с окружающим миром», «Сравнение камней с другими материалами», «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Анкетирование «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»
Изготовление поделок с детьми «Волшебное превращение камня»
3 этап - заключительный
Викторина «Что мы знаем о камнях»
Подведение итогов, выводы: данная работа имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира. Дети имеют первоначальные представления о полезных ископаемых, их свойствах и разнообразии, о том, как человек использует камни.
Литература
- Богдаренко Т. М. экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
- Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2005
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Книга для ума - что теплый дождь для всходов"
Познавательное развитие детей с ОВЗ посредствам художественной литературы....
Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...
Педагогический проект в старшей группе " Удивительное рядом".
ГБОУ Школа №1015 СП ДО №3 Педагогический проект в старшей группе №11 «Улыбка»на тему:«Удивительное рядом!»...
Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»
Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк. Мы живем во в...
Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...
Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...
Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»
Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...