Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – дети самой земли. Наша планета сложена, построена, в основном, из твердых пород. Каждый камень по своему красив, каждый интересен. Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей,; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

         Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_kamni.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»

Составила: Лазарева

Наталья Анатольевна

Самара, 2023

Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»

        Актуальность: в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщения к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостные представления об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучению природы.

        Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – дети самой земли. Наша планета сложена, построена, в основном, из твердых пород. Каждый камень по своему красив, каждый интересен. Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей,; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

        Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

        Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, долгосрочный.

        Участники проекта: старшие дошкольники, воспитатели, узкие специалисты ДОУ, родители.

        Цель: формирование представлений о разнообразии камней, умений обследовать их и называть свойства.

        Задачи:

Образовательные:

- формировать элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть  свойства;

- формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами;

- расширять знания о роли камней ы жизни человека

Развивающие:

- развивать инициативу, эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;

- побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности

Воспитательные:

- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками;

- воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

        Ожидаемый результат:

- приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, о пользе для человека;

- формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения т экспериментирования;

- выполнение детьми естественно-научных и творческих заданий

Этапы реализации проекта

        1 этап – подготовительный

- подбор методического и художественного материала;

- составление плана совместной работы с детьми и родителями;

- оформление папок-передвижек;

- пополнение центра экспериментирования;

- подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала

        2 этап – основной

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы «Какие  бывают камни», «Как рождаются камни», «Простые и драгоценные камни», «Камни в жизни человека», «Что делают из природных ископаемых?»

        Опыты и эксперименты «Прозрачность камня», «Тёплый – холодный», «Тонет - не тонет», «Почему камни бывают разноцветные?», «Как вода камень точит?», «Прочность камня», выращивание кристаллов морской соли, рассматривание камней через лупу, рассматривание изделий из камней

        ООД «Мы – юные исследователи», «Загадка в камне», «Кладовая земли», «Волшебница – соль», «Янтарь – солнечный камень»

        Д/и «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Что из чего сделано»

        Рассматривание энциклопедий

        Презентации «Мир камней», «Драгоценные камни и изделия из них»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

        Н/и «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку»

        С/р/и «Мы – геологи», «Шахтёры», «Магазин «Изделия из камня», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской»

Д/и «Что исчезло?»,  «Бусы из камней»

Образовательная область «Речевое развитие»

        Сл/и «Один –много»

        Р/и «Скажи ласково», «Опиши камень»

        Чтение: П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; И. Н. Власова «Что у нас под ногами» «О чем шептались камни?"; Н. Серых «Приключения одного горного камня»; «Горючий камень» (узбек. сказка); Н. И. Сладков «Сушёные камни»; А. Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»

        Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о камнях

        Разгадывание загадок

        Составление творческих рассказов про камни «Если бы я был камнем», «Путешествие камешка»

        Заучивание детских стихов про камни

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

        Конструирование из цветных камней «Создай каменную карту», «Дворцы из камней»

        Выкладывание узоров из цветной гальки

        Рисование на камнях

        Модульная лепка – смешивание пластилина 2-3 цветов для плучения мраморных разводов, фактуры малахита

        Рисование мелками, песком, солью

        Рисование «Самоцветы хозяйки Медной горы», «Домик Наф-Нафа»

        Просмотр м/ф «Каменный цветок»

        Лепка «Каменный цветок»

        Рассматривание картин: И. И. Левитан «У берега моря», «Крымский пейзаж»

Образовательная область «Физическое развитие»

        П/и «Камешки», «Семь камней», «Найди камни-самоцветы», «Донеси не урони»

        Ходьба по камешкам, перекатывание камней пальцами ног

        Физминутка «Стоит гора-старушка»

Взаимодействие с родителями

        Консультации «Труд в природе», «Знакомим детей с окружающим миром», «Сравнение камней с другими материалами», «Расскажите детям о полезных ископаемых»

        Анкетирование «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»

        Изготовление поделок с детьми «Волшебное превращение камня»

        3 этап  - заключительный

        Викторина «Что мы знаем о камнях»

        Подведение итогов, выводы: данная работа имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира. Дети имеют первоначальные представления о полезных ископаемых, их свойствах и разнообразии, о том,  как человек использует камни.

Литература

  1. Богдаренко Т. М. экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  3. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2005
  4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"

Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...

Педагогический проект в старшей группе " Удивительное рядом".

ГБОУ Школа №1015 СП ДО №3           Педагогический проект в старшей группе №11 «Улыбка»на тему:«Удивительное рядом!»...

Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»

Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк.          Мы живем во в...

Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...

Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...

Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»

Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...