Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
проект по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Лазарева  Наталья Анатольевна

Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnyy_dom.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73 e-mail: sad411mex@samtel.ru

Педагогический проект для старших дошкольников «Безопасный дом»

Выполнила: воспитатель высшей квалификационной

категории Лазарева Наталья Анатольевна

Самара 2015

«Безопасный дом»

        На пороге третьего тысячелетия увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих  и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

        Тип проекта: исследовательско-практический, групповой, долгосрочный.

        Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.

        Актуальность: старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это подтверждается данными медицинской статистики о наибольшем проценте бытового травматизма в данный возрастной период (С. Я. Долецкий, С. М. Мартынов и др.)

        Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.

        В современном мире, зачастую, родители вынуждены оставлять ребенка одного дома. Есть ли у родителей уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации? Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях.

        Основное противоречие состоит в том, что необходимо научить ребенка действовать в возможных опасных ситуациях и при этом не запугать малыша.

        Данный проект «Безопасный дом» представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома.

        Цель проекта: формирование практических навыков безопасного поведения детей в различных экстремальных ситуациях.

        Задачи проекта:

                - изучить методическую, педагогическую, научную, специальную литературу поданной теме;

                - сформировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, ситуациях, которые могут быть опасными;

                - формировать навыки безопасного поведения у детей дома через практическую деятельность;

                - способствовать формированию навыков разумного поведения, научить адекватно вести себя в различных ситуациях;

                - закрепить правила безопасного поведения и практические навыки в условиях игрового пространства;

                - расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения ребенка дома.

        Ожидаемые результаты: дети получат знания о правилах безопасного поведения в быту; научатся правильно вести себя в той или иной ситуации; научатся преодолевать чувство страха; снизится детский травматизм.

1 этап – подготовительный.

- Подбор литературы по данной теме

- Проведение диагностики детей

- Анкетирование родителей

- Составление перспективного плана

- Информирование родителей о работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения в быту.

2 этап – основной.

Реализация проекта через разные образовательные области.

Образовательная область «Физическое развитие»

- Подвижные игры «Быстро возьми, быстро положи!» (с усложнением – учить детей различать опасные и безопасные предметы быта), «Найди свой дом», «Огонь-друг и враг», «Птенчики в беде»

- Игры-эстафеты «Пожарные», «Спасатели»

- Игровые упражнения «Кто быстрее скатает пожарные рукава?», «Пожарный тоннель», «Помощники», «Все по порядку»

- Спортивный досуг «Юный пожарный»

- Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

- Игра-эстафета «Тушим пожар»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Рисование «Правила для малышей», «Дядя Стёпа охраняет порядок», «Нарисуй телевизор»

- Пластилинография «Опасный предмет»

- Слушание: песня «01» (муз. и сл. П. Быкова), «Песня пожарных» из м/ф «Иван Царевич и Серый Волк», музыкальное произведение «Пожар» к сказке С. Маршака «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева)

-  Выставка рисунков «Огнь – друг, огонь – враг»

- Выставка книг в книжном уголке по данной тематике.

- Рассматривание иллюстрации О. Васнецова «Кошкин дом»

Образовательная область «Речевое развитие»

- Анализ ситуаций: «Шаг за шагом», «Один дома», «Что случилось с Машей?», «Откуда берутся опасности?»

- Чтение: отрывки их стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер», С. Черный «Когда никого нет дома», С Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», сказка С. Козлова «Доверчивый ёжик», Б. Житков «Пожар»

- Разгадывание загадок о предметах быта

- Образовательная ситуация «Как полезные предметы опасными стали»

- Составление рассказов «Почему предметы становятся опасными?», «Что будет, если…?»

- Беседы-рассуждения «Если чужой приходит в дом», «Не включай плиту», «Будь осторожен с открытым огнем», «Опасные предметы дома»

- Дидактические игры «Загадки-отгадки», «1-2-3-опасность назови», «Где хранить предметы?», «Доскажи словечко», «Электроприборы», «Если возник пожар»

- Драматизация «Спичка-невеличка»

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Дидактические игры «Четвертый лишний», «Так и не так», «Дорисуй и раскрась», «Огонь-друг, огонь-враг», «Кому что?», «Выбери опасные предметы», «Узнай на вкус»

- Практические упражнения «Шаг за шагом», «Чтобы не было беды», «Важный звонок», «Первые действия при пожаре», «Чтобы не было беды», «Дружно и организованно»

- Беседы «Один дома», «За закрытой дверью», «История пожарной службы в России», «Порядок и безопасность», «Ток бежит по проводам», «какой бывает огонь», «Лекарство не игрушка», «Незнакомые предметы»

- Наблюдение «Побуждение и поступки»

- Экскурсии в пожарную часть, в дежурную часть полиции.

- Викторины «Береги свой дом от пожара», «В мире электроприборов»

- Компьютерная презентация «Служба спасения»

- НОД «Мир опасных предметов»

- Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Сюжетно-ролевые игры: «МЧС»: сюжет «Мишка попал в беду»; «Семья»: сюжет «Кто пришел?», «Один дома»; «Магазин электроприборов»

- Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

- Игровая ситуация: «У меня зазвонил телефон» , «Что мы будем делать, когда останемся дома одни без родителей, а в дверь позвонили», «Не играй со спичками, это опасно»

- Игры-тренинги «Учимся набирать 01, 02, 03», «Разговор по телефону с незнакомыми людьми», «Вам позвонили в дверь»

- НОД «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома», «Пожароопасные предметы», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», «Безопасность в нашем доме»

- Беседы «Домашние электроприборы», «Опасные предметы»

Работа с родителями.

- Создание макета «План эвакуации из квартиры вол время пожара»

- Создание мини-книг «Как опасные предметы стали опасными» (рассказы с картинками)

- Консультация «Воспитание у детей ответственности за поддержание порядка»

- Родительский практикум «Безопасный дом»

- Анкетирование «Безопасен ли ваш дом для ребенка?»

- Лекция «Роль родителей в обеспечении безопасной среды в доме»

- Оформление выставки «Опасные предметы и места в моем доме»

- Консультация «Правила безопасного поведения дома»

- Составление творческих рассказов «Откуда пришла беда»

- Составление книжки с пословицами и поговорками «Огонь – судья беспечности людей»

3 этап – заключительный.

Игра – путешествие по стране «Безопасный дом»

Игра – путешествие по стране «Безопасный дом»

        Цели: закрепить представления детей об источниках опасности в доме; способствовать овладению правилами безопасности жизни и воспитание осознанного применения этих знаний, умений и навыков в жизни.

        Оборудование: маршрутный лист, названия станций, презентация, альбомные листы, карандаши, атрибуты к инсценировке.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Добрый день! Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие. А в какую страну, я думаю, вы догадаетесь, когда я прочитаю стихотворение.

Вилки, ножницы остры, трогать их опасно,

И ножи для детворы – не игрушки, ясно?

Шило – острый инструмент не берите тоже,

Уколоть в один момент шило больно может!

Вот пила. Ох, остра! Запрещается игра!

Спицы и иголки не хватайте с полки!

Острыми предметами играть я не советую!

В. Догадались? (Ответы детей) Молодцы! Вы правильно ответили, что это страна «Безопасность». И мы отправимся по маршруту «Безопасный дом». У  нас будет несколько остановок. А путешествовать мы будем по маршрутному листу.

1 остановка – «Служба 01»

В.  Ребята, а вы знаете правила пожарной безопасности? Знаете как вести себя, чтобы не было пожара, чтобы не было беды?

1 реб. Нельзя палец или гвоздик

Вдруг в розетку нам совать.

Электричество опасно –

Это должен каждый знать!

2 реб. Деревянные сестрички

В коробке – это спички.

Вы запомните, друзья,

Спички детям брать нельзя.

3 реб. Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно «01» набрать

И быстрей пожарных звать!

4 реб.  Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь!

5 реб. Быть нельзя с огнем вблизи,

Там, где краски, газ, бензин.

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно»!

6 реб. Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер – «01»

А чтоб не случилась в твоем доме беда,

Советы взрослых слушай всегда!

В. Молодцы, ребята! Все правила рассказали. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать хором эти слова.. но только будьте внимательны.

- Кто из вас, заметив дым,

Закричит: «Пожар! Горим!»

- Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем?

- Кто, учуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

- Кто играет утюгом,

Не боясь спалить весь дом?

- Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

В. Молодцы! Вы были внимательны. А сейчас отправимся на следующую станцию.

2 остановка – «Опасные предметы»

В.  Беда может случиться и по другой причине. Существует много опасных предметов. Важно уметь правильно пользоваться опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами. Давайте отгадаем загадки и узнаем, что же это за опасные предметы.

- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

- Если острием упрется – сразу дырочка найдется.

- Есть у моего Антошки только шляпка до железная ножка.

- Не хочу я молчать, дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской он железной головой.

- Я сижу в своем домишке, не серди меня, мальчишка,

Обращайся осторожно-мной порезаться ведь можно.

- Конь стальной, хвост льняной, подружись-ка ты со мной.

- В брюхе жарко у меня, а в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит, из нее пар валит.

Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

В. Все верно. Молодцы!

Дом в порядке содержи;

И лекарства, и иголки,

И «Доместос», и ножи

Ты на место положи.

В. Ребята, а давайте мы познакомим детей младших групп с этими правилами. Для этого нарисуем запрещающие знаки и передадим их в группы, чтобы дети тоже выучили, что трогать без взрослых нельзя. (Дети рисуют знаки) Молодцы, ребята! Замечательные знаки у вас получились, после нашего путешествия мы с вами передадим их детям младших групп.

Ну что же, отправляемся на последнюю станцию.

3 остановка – «Опасный незнакомец»

В. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить и даже убить человека. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.

        Воспитатель вызывает к себе 2 детей. За ширмой переодетые взрослые – милиционер, врач, добрая старушка, но не настоящие, а «поддельные»: все с пистолетами, мешками и т.д. ширма – это дверь квартиры, верхняя ее часть – глазок, в который видны только головы. Они обращаются к ребенку, убеждая пустить их в дом.

В. Ты один дома, звонят в дверь. Что ты будешь делать? Сразу откроешь или посмотришь в глазок? (Дети показывают)

7 реб. Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь.

В. Правильно. А еще:

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Ничего не отвечай,

Срочно маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед.

До свидания – окажи!

Быстро трубку положи!

В. Давайте с вами вспомним сказки, где с героями случились неприятности из-за того, что они открыли дверь незнакомцам или ушли из дома без разрешения родителей. Итак, мы с вами увидели, что вы все знаете правила безопасности. Но запомните: их надо не только хорошо знать, но и обязательно соблюдать! И никогда с вами ничего не случится, если вы будете слушать взрослых. А наше путешествие подошло к концу.

На земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.

Но немало явлений опасных

Угрожают нам с вами бедой.

Пред бедой не теряйся, будь смелым,

Подави страх невольный в душе.

Чтобы грамотно браться за дело,

Юный друг, изучай ОБЖ!

Литература.

  1. Гарнышева Т. П. ОЮЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
  2. Интернет – ресурсы
  3. Как обеспечить безопасность дошкольника: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2000
  4. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
  5. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
  6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015
  7. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  8. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе/ Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева и др.; под общей редакцией Л. Л. Тимофеевой – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  9. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007

Игра-путешествие по стране «Безопасный дом»

        Цель: закрепить представления детей об источниках опасности в доме; способствовать овладению правилами безопасности жизни и воспитание осознанного применения этих знаний, умений и  навыков в жизни.

        Материалы и оборудование: маршрутный лист, названия станций, презентация, альбомные листы и карандаши, атрибуты к инсценировке.

Ход мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"

Все чаще приходится сталкиваться с проявлением у детей душевной скудости, проистекающей от отсутствия или недостатка нравственности. Мы – педагоги, и – родители – хотим в будущем видеть детей «успешны...

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста. «Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского».

На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты  пытались объяснить фен...

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"...

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"

Педагогогический проект в старшей группе: "Знакоми детей с произведениями В.В. Бианки"...

Педагогический проект в старшей группе «Лето – это маленькая жизнь»

Педагогический проект: «Лето – это маленькая жизнь»Участники проекта: воспитатели, детиТип проекта:  исследовательский, долгосрочныйЦель: создание условий для полноценного физического развития де...