Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.

Задачи:

-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;

-разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности;

-разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

-способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

-развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность, улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

 -сплотить детский коллектив.

 

 

Пояснительная записка

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, 1 формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Проблема: учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста важно научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др.

 

 

Предполагаемый результат

- повышение качества собственной профессиональной,  научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;

- пополнение информационно-методической  и нормативно-правовой базы по исследуемой теме;

- приобщение детей к дидактическим играм на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

- обогащение словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик ;

- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.

 

 

План работы:

 

Месяц

                                    Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

сентябрь

Проведение диагностического обследования

 

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

октябрь

Заучивание пальчиковых игр: «Котенок», «Капуста»,

 

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

ноябрь

Заучивание пальчиковых игр;

 Дидактические игры: « Прищепки»

 

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

декабрь

Заучивание пальчиковых игр;

Дидактические игры: « Шнуровки»

 

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

январь

Заучивание пальчиковых игр;

 Заучивание игр с массажными мячиками.

 

Памятка для родителей: «Игры »

февраль

Заучивание пальчиковых игр;

Д/и с сыпучими материалами (ищем игрушку, рисуем на крупе)

 

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март

Заучивание пальчиковых игр;

Д/и « Переложи игрушку»

Картотека пальчиковых игр

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

апрель

Заучивание пальчиковых игр: « Дом», «Как живешь», «Орехи»

 

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Консультации:  «Здоровье на кончиках пальцев»

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2_ml_gr.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.

Задачи:

-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;

-разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности;

-разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

-способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

-развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность, улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

-сплотить детский коллектив.


Пояснительная записка

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, 1 формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Проблема: учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста важно научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др.


Предполагаемый результат

- повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;

- пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме;

- приобщение детей к дидактическим играм на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

- обогащение словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик ;

- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.


План работы:

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

октябрь

Заучивание пальчиковых игр: «Котенок», «Капуста»,

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

ноябрь

Заучивание пальчиковых игр;

Дидактические игры: « Прищепки»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

декабрь

Заучивание пальчиковых игр;

Дидактические игры: « Шнуровки»

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

январь

Заучивание пальчиковых игр;

Заучивание игр с массажными мячиками.

Памятка для родителей: «Игры »

февраль

Заучивание пальчиковых игр;

Д/и с сыпучими материалами (ищем игрушку, рисуем на крупе)

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март

Заучивание пальчиковых игр;

Д/и « Переложи игрушку»

Картотека пальчиковых игр

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

апрель

Заучивание пальчиковых игр: « Дом», «Как живешь», «Орехи»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Консультации: «Здоровье на кончиках пальцев»

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...

Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...

Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности...

Тема самообразования. "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,как развивается ребенок....

Папка по самообразованию “Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Папка по самообразованию “Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»

Отчет по самообразованию  «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»...