Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
проект (младшая группа) на тему

Сорочкина Татьяна Николаевна

 Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОООооо

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А Сухомлинский

Актуальность:

        Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

        Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Моя задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного

Методы и приемы:

  • Массаж кистей рук (грецкие орехи, мячики-ежики, карандаши, бусины, фруктовые косточки, щеточки, массажные расчески)
  • Пальчиковая гимнастика, физминутки
  • Пальчиковые игры со стихами и скороговорками
  • Работа с конструктором ЛЕГО
  • Рисование пальчиками, ладошкой
  • Игры с прищепками и счетными палочками
  • Шнуровка
  • Пазлы, мозаика
  • Дидактические игры
  • Игры с мелкими предметами

1.Этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2015-2018 учебный год

Мероприятия

Срок

выполнения

  1. Подбор и изучение научно-методической литературы:

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с

7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011

7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)

8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001

11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.

13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

2)  Разработка и отбор игровых и дидактических материалов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста:

  1. Подготовка дидактического материала по работе кружка «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук);
  2. Составление картотеки игр по мелкой моторике;
  3. Составление картотеки книг, статей из журналов;
  4. Создание наглядных пособий, игр;
  5. Пополнение предметно-развивающей среды

Сентябрь 2015-

май 2018

2015-2018

2015-2018

2015-2018

2015-2018

2015-2018

2 Этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2015-2018 учебный год

Мероприятия

Срок

выполнения

Проведение мониторинга на начало года

Работа с детьми

  1. Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физкульминутки, в свободную деятельность детей.
  2. Использование дидактических игр:
  • «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
  • «Забавные шнурочки» (различные шнуровки)
  • «Шьем платье»
  • «Пришей пуговицу»
  • «Сухой бассейн»
  • «Развешиваем белье»
  • «Веселые зубастики» (игра с прищепками)
  • «Волшебные палочками» (счетные палочки)
  • «Поиграй на пианино» и др.
  1. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике
  2. Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой
  3. Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром
  4. Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий
  5. Лепка из пластилина и соленого теста
  6. Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков, календариков, открыток и др.
  7. Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
  8. Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов

Работа с родителями

  1. Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»
  2. Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
  3. Листы-памятки «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Пальчиками играем, стихи повторяем»
  4. Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
  5. Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
  6. Посещение родителями НОД
  7. Родительские собрания:

-«Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей» (презентация)

-«Игры с прищепками как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

-«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребенка к школе»

  1. Фотовыставка «Руки – не для скуки» (работа воспитателя с детьми)
  2. Оформление информационных стендов по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда
  3. Изготовление совместно с родителями дидактический материалов и пособий по развитию мелкой моторики своими руками

Организационно-педагогическая работа

  1. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования
  2. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики
  3. Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
  4. Консультации «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами»
  5. Мастер-класс «Ловкие пальчики» (с участием детей младшей дошкольной группы)
  6. Круглый стол – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  7. Посещение методический объединений по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  8. Выступление по итогам работы и обмену опытом

Сентябрь 2016-2019 г.г.

в течении 2016-2019 г.г.

сентябрь 2016

сентябрь 2016

в течении 2016-2019

октябрь 2017

март 2018

в течении 2016-2019

февраль2017

февраль2018

февраль 2019

в течении 2016-2019

в течении 2016-2019

в течении 2016-2019

в течении 2016-2019

ноябрь 2016

март 2017

май 2018

ноябрь 2018

апрель2018

апрель 2019

в течении 2016-2019

апрель 2019

3.Этап КОНТРОЛЬНО-ИТОГОВЫЙ

2017-2019 учебный год

Мероприятия

Срок

выполнения

  1. Самоанализ и самооценка НОД в младшей дошкольной группе
  2. Планирование деятельности и перспектив развития
  3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет-конкурсах педагогического мастерства
  4. Отчет о реализации программы по самообразованию на педсовете:

-2016-2017 учебного года

-2017-2018 учебного года

-2018-2019 учебного года

май 2016-2019

сентябрь2016-2019

в течении 2016-2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста .Перспективное планирование кружка "Умелые ручки".

Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшег...

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

Перспективный план по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: развитие у детей мелкой моторики и координации движений рук через различные виды деятельности....

Перспективно - тематическое планирование по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....