Папка по самообразованию “Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
материал
Папка по самообразованию “Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_po_samoobrazovaniyu.docx | 71.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №174»
ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2019-2020
“РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
Составила:
Дубровская О.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №174»
Воронеж – 2020
Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?
Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Объект: дети 3-4 года.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
различные виды аппликаций;
рисование по трафаретам;
штриховка;
дорисовка (по принципу симметрии);
лабиринты;
дидактические игры;
шнуровка;
игры с мелкими предметами;
пазлы, мозаика.
Этапы работы:
1 Этап – информационно-аналитический (вводно-ознакомительный). Изучение научной и учебно-методической литературы.
2 ЭТАП - внедрение в практику.
3 ЭТАП - представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете.
Показателями эффективности проекта будут считаться:
- Уменьшения количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
- Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
- повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
- возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.
Перспективный план
Месяц | Тема | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | 3 неделя | Начинаются занятия с 3-й недели. 1- 2 недели - диагностика.
|
4 неделя |
| |
Октябрь | 1-2 недели Тема: Овощи, фрукты |
|
3-4 недели Тема: Птицы осенью |
| |
Ноябрь | 1-2-я недели Тема: Труд людей в природе |
|
3-4 недели Тема: Одежда и обувь |
| |
Декабрь | 1 неделя Тема: Город |
|
2 неделя Тема: Транспорт |
| |
3 неделя Тема: Зима. Зимний лес |
| |
4-я неделя Тема: Дикие животные зимой |
| |
Январь | 1-3 недели Тема: Дикие животные и их детеныши |
|
4 неделя Тема: Птицы зимой |
| |
Февраль | 1-2 недели Тема: Семья |
|
З-4 недели Тема: Профессии |
| |
Март | 1 неделя. Тема: Праздник мам. |
|
2-я неделя. Тема: Начало весны |
| |
З-4-я недели. Тема: Игрушки |
| |
Апрель | l-я неделя Тема: Одежда |
|
2 неделя Тема: Дикие и домашние животные |
| |
3 неделя Тема: Птицы весной |
| |
4 неделя Тема: Растительный мир |
| |
Май | 2-3недели Тема: Труд весной на даче |
|
4-я неделя Тема: Мы стали старше на год | 1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке. |
Работа с родителями
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Ноябрь
Буклет «Пальчиковые игры для малышей».
Декабрь
Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.
Январь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Февраль
Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки». Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
Апрель
Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев».
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.
Список литературы
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
- Кольцова М.М «Развитие моторики».
- Елена Данилова «Пальчиковые игры».
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
Приложение
Пальчиковые игры:
«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками). Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я, же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки» Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех» Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".
«Замок». Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: - На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали, На этом слове ритмично постукиваете, друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы. - Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. - Потянули. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью. - И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста». Говорить ритмично: - Мы капусту рубим, рубим. Руками показывать, как мы рубим капусту - Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем морковку - Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим - Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.
«Орехи». Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое - левой рукой.
«Дорожка» Я взяла горошка. Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки. Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш» Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш. Он теперь у нас пилот – Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы» Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик.
«Качели» Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали. - «Что такое? Неужели Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)
Игра «Переложи игрушки» Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер- сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
Игра «Спрячь в ладошках» Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?» - Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед) - Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания) - Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») - Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль») - Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком) - Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки) - Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку) - А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!» Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул, (загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец) А другой давненько спит…(загните большой палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки) Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин» Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть) В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Игра «Человечек» – Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.) – Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.) – Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.) Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.
Игра «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
Игра «Лапки-царапки» Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться). Дом и ворота - На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")
ЧЕРЕПАХА Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.) Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы) Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )
ОЧКИ Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. На коне верхом Сидит Пахом, Книги читает, А грамоты не знает.
ФЛАЖОК Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.
ЛОДКА Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД I (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх). Паровоз. Без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!
СТУЛ Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз". Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
СТОЛ Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" . В лесу родился, В лесу вырос, В дом приходил, Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" Листья падают в саду, Я их граблями сгребу.
СОБАКА Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
КОШКА Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх . У нашей Анютки Зверь в атласной шубке, Возле печи греется, Без водички моется.
ЗАЙКА И УШКИ Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед . Маленький, Беленький По лесочку прыг-прыг, Ушками дрыг-дрыг, По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу. Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
Дом. Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".) Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.) Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.) Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
Приложение
Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики
(Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера)
Задания для детей 3 - 4 лет:
Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.
По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.
Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
«Колечко».
Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.
Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, нескоординированные движения), способность к переключению движений.
«Наши пальчики».
Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.
Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.
Оценка состояния всех параметров исследования определяется по уровням и баллам:
0 баллов – ребенок не выполнил задание;
1 балл – при выполнении задания испытывает значительные трудности;
2 балла – ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;
3 балла – четкое выполнение задания.
Уровни:
- ниже нижнего: от 0 до 0,9;
- низкий: от 1 до 1.9;
- средний: от 2 до 2,5;
- высокий: от 2,6 до 3.
Приложение.
Ведомость первичного состояния развития мелкой моторики у детей младшей группы
№ п/п | Имя ребенка | Пальчик с носиком здороваются, баллы | Уложи монеты в коробку, баллы | Нарисуй пальцами кружочки, баллы | Давай поздороваемся, баллы | Колечко, баллы | Наши пальчики, баллы | %, уровень (высокий, средний, низкий) |
Приложение
Ведомость состояния развития мелкой моторики у детей младшей группы
№ п/п | Имя ребенка | Пальчик с носиком здороваются, баллы | Уложи монеты в коробку, баллы | Нарисуй пальцами кружочки, баллы | Давай поздороваемся, баллы | Колечко, баллы | Наши пальчики, баллы | %, уровень (высокий, средний, низкий) |
Приложение
Конспекты НОД по лепке в младшей группе.
Предлагаю вам конспекты непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы по лепке. Конспекты познавательного занятия, направленного на формирование интереса детей к работе с пластилином, глиной, соленым тестом, на координацию движения обеих рук, на развитие мелкой моторики.
Конспект НОД
Тема: «Морковка для зайчика».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Социально - коммуникативное», «физическое развитие».
Цель: Приготовить угощение для зайчика.
Задачи:
- Формировать интерес к работе с пластилином.
- Учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их.
- Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания.
- Координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.
Приёмы лепки: раскатывание, отщипывание, соединение деталей.
Материал: пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; пластилин зелёного цвета в брусках; натуральные овощи; игрушка- зайчик; корзиночка для зайчика; корзина.
Методические приёмы: игровая ситуация, рассматривание предметов, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайка беленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».
Вводная часть:
На полу разложены несколько гимнастических ковриков -«грядок», на них лежат натуральные овощи. У воспитателя в руках корзина.
Подвижная игра «В огород мы пойдём»
В огород мы пойдём
Урожай соберём.
Мы картошки накопаем
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, круглый, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
(дети выполняют движения по тексту стихотворения, помогают собирать овощи в корзину)
Рассматривание овощей.
Воспитатель достаёт из корзины поочерёдно каждый овощ, описывает его.
Воспитатель: Что это?
Дети: Картошка.
Воспитатель: Это картошка, она выросла на огороде. Она твёрдая, круглая и коричневая. Воспитатель передаёт её поочерёдно каждому ребёнку, давая возможность потрогать, подержать в руках.
Воспитатель: А это что за овощ, оранжевый и с зелёным хвостиком?
Дети: Морковка.
Воспитатель: Отгадайте, о каком овоще загадка.
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это?
Дети: Репка.
Воспитатель: Правильно. Вот и репка.
Дети рассматривают репку. Воспитатель достаёт из корзины для рассматривания капусту, огурец и помидор.
Игровая мотивация.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит?
Дети: Зайчонок (дети находят зайчика).
Воспитатель: Погладьте зайку, ребята, чтобы он вас не боялся (дети гладят игрушку). Откуда же зайка прискакал?
Дети: Из леса.
Воспитатель: Вам жалко зайчика?
Дети: Очень жалко.
Воспитатель: Что любит, есть зайчонок?
Дети: Он любит морковку.
Воспитатель: Давайте угостим нашего зайку морковкой, которую мы вытащили на огороде (дети угощают зайчика морковкой). Зайчонку одной морковки мало. Давайте, ребята, вылепим ещё морковок и для его семьи, которые остались в лесу.
Основная часть:
а) Показ воспитателем способа лепки моркови: раскатывает из кусочка пластилина оранжевого цвета колбаску (длина 5-6 см, диаметр 2 см); затем отщипнуть от бруска пластилина зелёного цвета небольшой кусочек и делает колбаску ( длина 2-2,5 см, диаметр 5 мм), раскатывая её пальцем - это хвостик, придавливает его к морковке.
б) Самостоятельная лепка детьми морковки. Воспитатель помогает советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом способов лепки.
Подведение итогов:
Рассматривание готовых работ (им даётся только положительная оценка). Дети угощают зайчонка. Зайчонок благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, но ему надо вернуться домой. Дети складывают свои морковки зайчику в корзинку, провожают его в лес.
Приложение
Конспект НОД по лепке
Тема: "Накормим Петушка вкусным горошком".
Цель: приготовить угощение для Петушка.
Задачи:
- Совершенствовать умение отделять меньший ком пластилина от большего.
- Развивать мышление, умение находить сходство со знакомыми предметами и называть их.
- Воспитывать интерес к лепке, аккуратность, заботливое отношение к домашним птицам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: рассмотреть игрушку-петушок, вызывать звукоподражание.
Материал: игрушка-петушок, ширма-домик, дощечки для лепки, пластилин зелёного цвета, салфетки, тарелочки.
Вводная часть:
Дети заходят в группу и слышат крик петушка.(Видят домик и проходят к нему).
Воспитатель: Ребята, кто в домике живёт?
Дети: Петушок.
Воспитатель: правильно, Петушок. Позовём Петушка?
Дети: позовём.
Воспитатель: повторяйте за мной. Петушок, Петушок, выгляни в окошко! (Петушок не выглядывает).
- Петушок, Петушок, выгляни в окошко дам тебе горошка.
(появляется игрушка петушок).
Петушок: Где горошек? Обманули, не приду больше с вами играть!
Воспитатель: Не сердись, Петушок. А хочешь мы тебе песенку споём?
Петушок: Я очень люблю слушать песенки!
Воспитатель вместе с детьми поёт песенку "Петушок"
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что, ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Петушок плачет и приговаривает: я хочу горошек, хочу горошек!
Воспитатель: как же помочь Петушку? Дети, я придумала, где нам взять горошек! У нас есть волшебный пластилин, из него мы приготовим горошек для Петушка.
Основная часть:
Дети проходят к рабочим столам.
Воспитатель: что это?
Дети: пластилин.
Воспитатель: какого цвета?
Дети: зелёного.
Воспитатель показывает приёмы лепки (отщипывает от большего комка пластилина меньший и складывает "горошек" на тарелочку).
Воспитатель руководит самостоятельной деятельностью детей, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход.
Воспитатель: ребята, петушок ждёт нашего угощения. Вытирайте свои ладошки салфеточкой, задвигайте стульчики и проходите к Петушку.
Заключительная часть:
Дети угощают Петушка, он благодарит каждого ребёнка. Петушок уходит, дети с ним прощаются.
Воспитатель: кого мы угощали горошком?
Дети: Петушка.
Воспитатель: горошек какого цвета?
Дети: зеленого.
Приложение
Конспект НОД по лепке из солёного теста.
Тема: «Испекли мы с бабушкой вкусные оладушки».
Цель: «Приготовить оладушки из соленого теста».
Задачи:
- Продолжать учить детей раскатывать шар из солёного теста между ладонями круговыми движениями и сплющивать его ладонями для изображения предметов круглой формы.
- Учить отламывать комочки теста от целого куска. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Формировать коммуникативные навыки. Расширять и активизировать словарь по теме: раскатывать, сплющивать, мягкое тесто. Бабушка добрая, весёлая.
- Воспитывать положительные эмоции в процессе занятия, формировать стремление к аккуратности, опрятности во время лепки. Воспитывать добрые чувства к родному человеку – бабушке.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материалы: фартуки, доски, подносы, солёное тесто,, влажные салфетки, фотографии, магнитофон, чай, оладьи.
Вводная часть:
( Включить музыку. Звучит песня «Бабушка печёт оладушки ».)
– Какая хорошая песенка. А вам понравилась? У вас есть бабушки? Она печёт вам оладушки? Вы любите бабушку? Какая у вас бабушка? Вы узнаёте своих бабушек на фотографии? Как зовут твою бабушку Ксюша? А твою Лиза?
(Воспитатель одевает фартук) Я тоже хочу быть хорошей бабушкой, хочу испечь оладушки. Приготовила я тесто (показ) но вот некому мне помочь. Вы поможете мне слепить оладушки?
Основная часть:
Оденем фартучки. Зачем мы одеваем фартуки? Из чего мы будем лепить оладушки? Как вы думаете какое тесто мягкое или твёрдое? Потрогайте тесто, оно мягкое, пышное. Какое тесто? Из чего я его сделала? Правильно. Проходите, садитесь за столы. Сели ровно. Послушали как нужно лепить оладушки. Нужно оторвать комочек теста, раскатать его между ладонями (что я делаю)
Что у меня получилось? Правильно, шар. Шар нужно положить на ладошку, сверху положить другую ладошку и сплющить его. Что я сделала? Получился круглый оладушек. Какой формы оладушек? Готовый оладушек нужно положить на поднос. Помогите мне дети слепить оладушки. Оторвали кусок теста (лепить вместе с детьми)
Какие вы молодцы, сколько оладьев слепили. Теперь испечём их в духовке. Помощник отнесёт их на кухню. А вы вытирайте руки салфеткой, снимем фартуки, аккуратно повесим на спинку стула.
Заключительная часть:
Как я рада, что вы помогли мне. Даже петь захотелось, споём ребята?
Ладушки, ладушки были мы у бабушки,
Испекла нам бабушка вкусные оладушки
Поле два, Ксюше два, Лизе два, Лиле два,
Игорьку и Никите, Кире и Богдану, всем дала.
Вот наши оладушки и готовы, испеклись. Приглашаю вас за стол, чай пить с оладушками. (садимся) что вы лепили с бабушкой? Понравилось помогать бабушке? Какие получились оладушки?
Приложение
Конспект НОД по лепке из пластилина в младшей группе.
Тема: «Уточка»
Цель: Познакомить детей с лепкой «Уточки»
Задачи:
- Формировать умение выделять характерные особенности (туловище в форме «яйца», вытянутый клюв, хвостик). Закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу.
- Развивать мелкую моторику в процессе лепки.
- В процессе рассказывания о своей поделке развивать связную речь
- Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность, чувства уважения к искусству. (Навыки здорового образа жизни) бережное отношение к домашним животным.
- Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Физическое развитие».
Форма: подгрупповая. (12 детей)
Методические приемы:
словесность (отгадывание загадок об уточке и утятах, наглядность (рассматривание с детьми игрушечной уточки на озере, объяснение (какой формы тело, какой голова, клюв, хвостик);
самостоятельность (работа детей, момент оказание индивидуальной помощи).
Оборудование: пластилин, доски для лепки, стеки, макет озера с уточкой. Предварительная работа: Дидактическая игра, «Чей малыш?», рассматривание иллюстраций с домашними птицами, разучивание текста пальчиковой разминки.
1 Этап: Вводная Часть (2-3 минуты)
(Собрать внимание детей)
- Ребята, отгадайте загадку
Как на речку прилетает,
сразу в воду залезает.
"Кря" - нырнула на минутку,
Вы узнали? Это. (утка)
- Маша как ты догадалась что загадка про утку?. (говорит «кря», ныряет в воду)
- Ваня а ты как понял что это утка?. (не боится воды) Проблемная ситуация
- Молодцы, а вот еще одна загадка
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?. (утята)
- Правильно, утята. Как вы думаете, где можно встретить утку с утятами?. (на пруду, озере)
Мотивационно целевой этап
(Мотивировать детей на предстоящую деятельность)
- Ребята, я вижу озеро, предлагаю всем вместе подойти к нему.
(подходим к столу, с импровизированным озером)
Посмотрите, какая уточка плавает на озере.
- Ребята, а кто-то еще плавает с уточкой на этом озере?. (ни кого она одна.)
- А где ее малыши утята? Как вы думаете?. (спрятались)
- Действительно утята где-то спрятались. Маме уточке очень одиноко одной, посмотрите какая она грустная!
- Как вы считаете надо ей помочь?. (надо) Мотивация
- Вы хотите помочь?. (хотим)
- Что вы сможете сделать, чтобы уточка плавала не одна, а с утятами?. (мы можем слепить ей утят)
- Конечно, мы можем их слепить.
2 Этап: Основная часть (10 минут)
Объяснение приема работы (учить лепить уточку)
- Я предлагаю вам пройти за столы. Садитесь прямо, спинку выпрямите. Давайте посмотрим, из каких частей состоит уточка? (голова, туловище)
- Молодцы! А что больше туловище или голова?. (Туловище больше)
- Какой формы голова?. (круглая)
Какой формы туловище? (как «яичко»)
- Давайте вспомним, как мы с вами будем лепить. Разделим пластилин на две неравные части.
- Ребята скажите, из какого кусочка мы будем лепить туловище, который побольше? Или поменьше?. (побольше)
- Молодцы. Чтобы вылепить туловище, нужно взять большой кусочек и скатать его форму «яичка».
- Затем также мы лепим голову, какой формы голова у уточки?. (круглая)
- Замечательно.
- Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая, друг к другу. Большой кусок пластилина в форме «яичка» туловище, шар – голова.
- Затем, мы прищипываем часть пластилина, так мы делаем клювик на голове, и немного оттягиваем. А на туловище, где должен быть хвостик, мы часть пластилина вытягиваем. Посмотрите, ребята, как у меня это получается.
(При самостоятельном выполнении задания «плотно прижать друг к другу», вести индивидуальную работу.)
Прежде, чем приступим к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая разминка:
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой. Поочередно сгибать все пальцы
А седьмой от них отстал, правой, затем левой
А восьмой уже устал, руки, начиная с большого.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Пи – пи – пи! Не пищи, Ритмично сгибать и разгибать пальцы
Мы тут рядом, поищи, обеих рук.
- повторить со второй рукой то же самое
(Предварительное разучивание текста разминки.)
Практическая индивидуальная работа детей. Пальчики у нас согрелись, можно приступать к работе.
- Сядьте прямо, настройтесь на работу, голова думает, глазки смотрят, ручки работают.
(дети приступают к работе)
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения при выполнении задания.
3 Этап: Заключительный.
(1-2 минуты)
- Ребята посмотрите, какие вы все молодцы!
- Какие замечательные утята у вас получились!
Анализ детских работ.
- А тебе (имя ребенка) какой утенок понравился больше всего?).
- Как ты считаешь (имя ребенка) понравиться уточке твой утенок? (да понравиться)
Подведение итога – от поставленной цели и задач занятия.
- Ребята кому вы сегодня помогли?. (уточке)
- Как вы смогли ей помочь?. (слепили утят)
- Из каких частей состоит уточка?. (туловище, голова.)
Давайте отнесем их на озеро к маме утке.
(составляют своих утят на озеро к маме)
- Как вы думаете, понравились утке наши утята? (понравились)
- Молодцы ребята, какие замечательные утята у вас получились. Я рада, что вы смогли помочь уточке и теперь она плавает не одна, а с утятами. (Создание ситуации успеха). Давайте скажем нашим утятам и маме уточке, до свидания.
Приложение
Конспект НОД:
Лепка рельефная в спичечном коробке из пластилина в младшей группе.
Тема: «Пеленашка в колыбельке»
Цель: Учить лепить народную куклу
Задачи:
- Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обобщенный смысл.
- Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках.
- 3.Развивать воображение, мелкую моторику.
- Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методические приемы:
Наглядные; словесные, практические
Материалы, оборудования.
Пластилин, пустые спичечные коробки, стеки, пуговицы, ленточки.
Вводная часть:
Воспитатель читает детям стихотворение Лагздынь («Сонные стихи»).
Спит в пруду давно лягушка,
Спит медведица толстушка.
Бродят сонные морозы,
Спят кудрявые березы.
У корней пушистой ёлки
Спит ежонок,
Нос в иголке,
Спит в сугробе до весны,
Смотрит лакомые сны.
Дремлет в гнёздышке бельчонок.
В тёплой хатке спит бобренок.
На подушках из пера
Спят тетёрки до утра.
Тише, тише, тишина…
Спим...
Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением народной куклы пеленашки и сообщает, что в давние - давние времена народные умельцы делали таких кукол из дерева или соломы для забавы маленьким детям. Затем педагог показывает современную спеленутую куклу и спрашивает детей, можно ли эту куклу назвать пеленашкой. Выводит детей на рассуждение о том, что пеленашкой можно назвать того, кто завернут в пелёнки, следовательно, так можно назвать и старинную куклу, и современную, и настоящего – живого малыша. Воспитатель показывает вылепленную заранее куколку – пеленашку в колыбельке из спичечного коробка.Ребятки, кукле страшно и одиноко спать одной в комнате. Как нам ей помочь? (Дети предлагают слепить еще кукол - пеленашек )
Основная часть:
Показывает обобщенный способ лепки.
- Берем кусок пластилина, раскатываем сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлинённое яйцо или валик (цилиндр), концы округляем – у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно;
- Отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – это лицо, которое выглядывает из пеленок;
- Оформим лицо – глаза сделаем из бусин, бисера или пластилиновых шариков, пустышку из пуговицы (прилепим кольцо из пластилинового жгутика);
- Украсим пеленки узором в горошек или бантиком;
- Превратим спичечный коробок в колыбельку: слепим матрац и подушку.
Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить пеленашек. По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять к верхней части пеленашки. Помогает соорудить из спичечных коробков кроватки.
Заключительная часть:
Молодцы ребята, замечательные у вас получились куклы! Не забыли как они называются? Правильно, пеленашки. А теперь давайте будем укладывать пеленашек спать и вместе споем им колыбельную песню.
Приложение
Пальчиковые упражнения и игры
ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ
Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий "заводит" машины тремя поворотами ключа. Вдох - и машины трогаются с места со звуком "ж-ж-ж!" Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.
ПРОПЕЛЛЕР
Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами. По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев. Чей пропеллер крутится быстрее?
КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ
Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.
Два! - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: "Мяу"!
Приложение
Пальчиковые игры с пластилином и глиной.
Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:
- скатать самый маленький шарик;
- скатать самый большой шарик;
- скатать короткую "колбаску";
- скатать длинную "колбаску";
- скатать высокий столбик;
- скатать низкий столбик;
- разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
- раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?
- скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;
- накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).
Приложение
Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами
Цель: научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие. Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:
1. "Карандаш".
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
2. "Орехи".
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- "Бусинки-горошинки".
Покатаю я в руках
Бусинки, горошинки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...
Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности...
Тема самообразования. "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,как развивается ребенок....
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» на 2019-2020 г.г.
АктуальностьНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, какразвивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальныхспособностях.Дети с плохо развитой моторикой рук неловко держат л...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...