Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»
методическая разработка (младшая группа)
Отчет по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»
Воспитатель: Кондрашова А.О.
Шарыпово 2019 г.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №1 "Белоснежка"
Отчет по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»
Воспитатель: Кондрашова А.О.
Шарыпово 2019 г.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также увеличивается словарный запас.
В течение учебного года я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. уделила внимание организации уголка, дополнив его новыми нетрадиционными техниками развития мелкой моторики. В работе с детьми использовала различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование традиционных пальчиков игр:
- большое количество природного материала: шишки, горох и многое другое;
- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
-игры с песком, водой;
- пальчиковый театр;
- раскраски, трафареты;
- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы) и т.д.
Пополнена РППС нетрадиционными пособиями:
- сухими бассейнами с различными наполнителями;
- играми-шнуровками;
- контейнерами с разнообразным материалом:
- - трубочками для коктейля, бусинами, прищепками, шнурками с узелками, су-джок, аппликатором Кузнецова, пипетками, счетными палочками, пуговицами, пинцетами, помпонами;
- природным материалом: камешками, ракушками, различными семенами.
- мелким конструктором;
- разрезными картинками;
- пальчиковым театром;
- дидактическими играми с пуговицами, липучками, молниями; пирамидками, вкладышами различного типа.
Детям очень понравились необычные задания, которые помогают разрабатывать пальчики рук. Су-Джок - это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Упражнения с пипеткой любимая игра ребят. Всасывание пипеткой воды развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
В емкость пинцетом дети накладывали бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц развивало внимание, память. Давалось задание сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку или лоток. Это развивало усидчивость.
При помощи прищепок, дети развивали мелкую моторику не только прикрепляя недостающие детали к данному образу, но и прикрепляя геометрические фигуры к коробке, развешивали кукольную одежду и лоскутки ткани на веревочку.
С особым интересом играли с дыроколом, делая дырочки в данной картинке и продевая потом шнурочки.
А восторг детей при виде новой игры с аппликатором Кузнецова , где можно вместо фишек использовать модули, искать их в песке, воде- надолго удерживает интерес, внимание, способствует развитию речи, стимулирует развитие мелкой моторики.
Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов. Дети выкладывали бабочек, цветы, машинки. Вовлекли в этот процесс родителей , которые после выходного дня принесли в группу свои поделки из пуговиц в виде гусениц, деревьев, различных картин.
Так же большой восторг вызвала проводимая мною криотерапия. положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Детки с удовольствием из разноцветных льдинок выкладывали насекомых, разрисовывали разноцветным льдом раскраски, искали в теплой воде прозрачные льдинки.
Девочки с интересом играли в резинки для волос, заинтересовав мальчиков. Игры с резинками развивают зрительное восприятие: дети по образцу надевали на пальцы разноцветные резинки.
Использовалось оригами для совершенствования координации тонких движений пальцев, воспитывало терпение и внимательность.
Детям были интересны новые технологии массажа пальцев машинками, модулями овощей, камушками, орехами и т.д.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы;
• Консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»; «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?»; «Зачем нужны шнуровки», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей среднего возраста», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей» ;
• Сообщение на родительском собрании «Самомассаж для развития мелкой моторики руки»;
• Оформила папку-передвижку "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
• Буклет для родителей "Игры и пособия для развития мелкой моторики руки"
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Я считаю, что проделанная работа над темой дала положительные результаты. Цель была достигнута, путем повышения своего теоретического уровня, все задачи были выполнены успешно. Перспективы на следующий год:
Планирую взять новую тему самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование кинезиологических игр и упражнений"
В докладе представлен опыт работы педагога в напрвлении развития мелкой моторики....
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» на 2019-2020 г.г.
АктуальностьНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, какразвивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальныхспособностях.Дети с плохо развитой моторикой рук неловко держат л...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...
Отчет по самообразованию. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Отчет по самообразованию. «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...