План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
методическая разработка (младшая группа)

Жилина Наталья Александровна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._motorika_20015_god.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «КРЕПЫШ»

План по самообразованию

воспитателя    Жилиной Натальи Александровны

кв. категория  студентка  3 курса  Гагаринского педагогического колледжа; соответствие занимаемой должности (решение аттестационной комиссии от 7 ноября 2013 года).

группа           1 младшая группа

на 2014-2014 учебный год

Тема:  Развитие мелкой  моторики  у детей   младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Г.Гагарин

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

Тема : Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые   развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;

  1. Познакомить с элементами самомассажа рук, с помошью мячиков су-джок, каштанами.

3. Развивать мелкую моторику способствующую развитию высших свойств сознания, такие как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

 4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Актуальность

Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

3. Песочная терапия (крупа - манка).

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще  слишком мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а  потом  наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.). Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника.

8. Шнуровки.

Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Еще один вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

  1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;
  2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета: изготовление из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
  3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
  4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
  5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
  6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
  7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
  8. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»План по самообразованию Кадралинова Надежда ДамировнаЦель: создать условия для ра...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

План по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на учебный год (средняя группа)...

План самообразования "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.Месяц окончания работы: май 2021 г.Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования п...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

План работы по самообразованию "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

1.Изучить научно-методическую литературу по данной теме.2.Составить картотеку игр и пособий.3.Разработать конспекты мероприятий совместной деятельности педагога с детьми.4.Пополнить РППС в группе.5.По...