Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Ирина Борисовна

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к старшим, к членам своей семьи, родным, родственникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 4" г. Аши Челябинской области

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром

на тему "Родословная - старинная русская традиция"

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

для детей подготовительной группы

Составитель:

Кузнецова И.Б.

 

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.

Задачи: 

Образовательные:

1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к старшим, к членам своей семьи, родным, родственникам.

Иллюстративный материал: рисунок "Славянская семья", Ф.Толстой "Семейный портрет", Н.Богданов - Бельский "Новые хозяева", П.Суходольский "В деревне". Родословное дерево.

Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, дочь, сын, внук, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).

Ход занятия.

В: Ребята, мы с вами уже много говорим о семье. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину.

(показывает картину "Славянская семья", на которой изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя - брат отца, трое сыновей, дочь и племянница - дочь дяди.

В: Что изображено на картине? (ответы детей). Эта картина отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом?

Д: Рассказывает о прошлом.

В: Почему вы решили, что на картине изображено прошлое?

Д: Одежда людей необычная, старинная.

В: Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубашки с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки). Как вы думаете, люди, изображенные на картинке, живут в современной квартире?

Д: Нет, они живут в избе.

В: Что подсказывает нам, что они живут в старинной избе? (в избе стены деревянные, есть печь). В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Какие ещё старинные предметы мы видим на картинке?

Д: Деревянные ложки, ухват с глиняным горшком, прялка.

В: Прялка - удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу - шерстяные нитки. Итак, благодаря картине, мы с вами попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на картине, чужие или родные друг другу? (родные). Как можно назвать их одним словом? (семья). Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно. Найдите на картине самых старших членов этой семьи. Кто старше всех в этой семье?

Д: Дедушка и бабушка.

В: Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится бабушке и дедушке? (Он их сын). А кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки). Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают свое почтение к старшим членам семьи). В старину в семьях почитали, уважали старших, во всем их слушались, не смели им перечить. Не перебивали их и не капризничали. Родители, бабушка, дедушка учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Дети обращались к своим родителям на "Вы", с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой. Мать - матушкой. Дети во всем помогали родителям, в них с детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие.

Семьи в старину были дружными. Родственники всегда помогали друг другу. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше - хлебосольными. Гостей встречали хлебом - солью. Любили весёлые игры, пляски, хороводы. Такие в старину были обычаи и традиции.

Физкультминутка "Золотые ворота" (народная игра)

В: Обычай - то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции - это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам, и со временем становились традициями. Давайте ещё раз повторим, какие были обычаи в старину.

Д: Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.

В: Как ласково, уважительно обращались друг к другу в семье?

Д: матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.

В: Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки - это наши родные, которые жили до нас, вперёд нас, предками. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохраняя о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родственниках, предках, нужно прежде всего знать их имена, отчества и фамилии. Но это тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

С давних времён существовал обычай вести свою родословную. Родословная - слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Давайте попробуем составить родословную семьи Димы С. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (с дедушки и бабушки). Почему нужно составлять с них? (потому что они самые старшие в семье).

На ватмане нарисовано дерево. Ветви на дереве указывают на родственные связи. К ним прилагаются фотографии.

Ребята, посмотрите, на этом дереве разместились родные Димы. Имена выстроились рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение. В самом нижнем ряду дерева разместили мы самое старшее поколение - это прабабушка Димы Маланьина Анна Григорьевна. Это мама Диминой бабушки Трошиной Валентины Васильевны. В этом же втором ряду и дедушка Димы Трошин Виктор Николаевич. Это родители Диминой мамы Селянкиной Елены Викторовны. Она расположилась в третьем ряду. Ну и конечно на самом верху у нас Дима и Света - дети мамы Елены Викторовны и папы Вячеслава Ивановича. (Аналогично рассказывает родословную по папиной линии).

- Ребята, сколько поколений семей Димы у нас получилось? (четыре)

- Правильно. Каждое из этих поколений объединяет людей примерно одного возраста. Чем мы сегодня с вами занимались? (составляли родословную семьи Димы). А что такое родословная? (это рассказ о семье).

-Сегодня мы узнали, как жили люди в старину, какие у них были обычаи. Познакомились с замечательной старинной традицией - ведением родословной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"...

КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСА «МАТЕПЛЮС» "Задания прекрасной Осени"

Благодаря проведению занятий по ФЭМП в виде игровых комплексов, у детей развивается сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание....

КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСА «МАТЕПЛЮС» "Веселые задачки"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСА «МАТЕПЛЮС»...

КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСА «МАТЕПЛЮС» "Веселые задачки"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСА «МАТЕПЛЮС»...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие». для детей подготовительной группы (6-7 лет) Название: «Приокский район». Тематика: ознакомление детей с родным районом.

Пояснительная записка.Цель: Познакомить детей с Приокским районом, через адаптированный рассказ и обучающий фильм (мультимедийная презентация).Задачи:1.Сформировать у детей начальные знания на ос...