Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ogorodnye_pomoshchniki.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательной игры - путешествия
«Огородные помощники»
Основной вид детской деятельности: познавательная, игровая, экспериментальная, продуктивная, конструктивная, речевое развитие.
Форма проведения мероприятия: познавательная игра - путешествия.
Используемые образовательные технологии: игровые технологии и технология исследовательской деятельности, технология использования бросового материала, для внедрения второй жизни.
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме.
Задачи:
Обучающие: (связаны с познанием)
-Формировать представления о том, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло. Во время роста растение меняет (появляются и становятся всё длиннее корни, листья, цветы);
-систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы;
-дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле;
- учить ориентироваться на листе бумаги, используя бросовый материал;
-закреплять знания букв и цифр.
Воспитательные: (связаны с воспитанием)
-воспитывать бережное отношение к природе
-воспитывать умение работать сообща, слушать друг друга и воспитателя;
- воспитывать и поощрять любознательность.
Развивающие: (связаны с развитием)
- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве
-развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
-развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания;
-контроль действия детей и рефлексивной оценки;
- вовлечь детей, побудить интерес создавать и творить что-то новое из бросового материала;
-способствовать развитию мышления, воображения, фантазии, памяти, творческих способностей.
Планируемый результат: У Дошкольника сформировано представления о растениях и их строению, о значении в жизни человека. В игровой форме использует бросовый материал для познавательного развития. Стремится активно действовать и экспериментировать с различными материалами. Легко может трансформировать его в художественный образ. Развито умение фантазировать и воображать.
Подготовительная работа: Проведение занятий по экологическому воспитанию и гуманному отношению к природе. Формировать умения играть в игру «морской бой»! Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: Магнитофон с записью: Звучит музыка Вивальди «Весна» и «Одинокий пастух», комнатный цветок, семена гороха сухие и проросшие, презентация: «Как семя прорастает», Схемы №1, №2, №3, коробка с песком, модель дерева с корневой системой и без нее, тарелка с водой, марганцовка, марля, большие тубы с тубами для забора, карточки с картинками (17 шт.), большие лотки из-под яиц буквами и цифрами, крышки с дырочками, зубочистки, бумага промокашка, смайлики.
.
Ход мероприятия
Вводная часть
(Организационный момент):
Звучит музыка Вивальди «Весна».
Воспитатель: Слышите эту музыку? С чем она у вас ассоциируется? С каким временем года? А что происходит весной? Да, весной все оживает, просыпается природа, а вместе с ней и растения. Ребята, знаете ли вы, что такое растения? Мир растений - нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Растения радуют наш глаз, зелень их листвы успокаивает нас. Есть такая поговорка: «Растения- земли украшение». Растения окружают нас везде: когда мы идем на работу, когда, едем в путешествие, и даже дома у каждого человека найдется хотя бы один живой цветок.
- Какие растения вы знаете?
- Что нужно растениям для жизни?
- Из чего состоят растения?
- Какую пользу нам приносят?
Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и понятие детьми цели:
Воспитатель: Обратите внимание на наши растения, которые находятся в нашей группе. Смотрите, один из наших цветочков сломался. Интересно, почему так произошло?
(Дети собрались для чтобы посмотреть на сломанный комнатный цветок. Начали обсуждать, как он сломался. В это время с потолка посыпались семена гороха. Ребята переключили свое внимание, что это, и откуда оно взялось. Сделали вывод, что это семена гороха.)
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, эти семена живые? В отличии от нашего сломанного цветка, но еще живого? (Предполагают, что неживые)
Воспитатель: Хотите, я вас на минуточку превращу в горошинки, и мы с вами отправимся в небольшое путешествие, и докажу вам, что семена живые. Так как нам предстоит путь, нам нужно разделится на две команды, и выбрать двух помощников, капитанов команд.
Основная часть. (Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний детей.
Отправляемся с детьми в музыкальный зал, для просмотра презентации: «Как семя превращается в растение».
Давайте посмотрим на горошинки, которые мы заливали водой три дня назад. Что с ними произошло. (Рассматривают проросшие семена гороха). Теперь вы верите, что в каждом семени живет жизнь. Только чтобы ее разбудить требуется вода, свет, земля. Все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается. Какие признаки живого вы знаете?
Показываю схему № 1: Признаки живого: все живое растет, дышит, питается, двигается, размножается.
Воспитатель: Так из каких же частей состоит каждое растение, и как оно растет?
(Показываю схему № 2 и слушаем ответы детей: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)
– А вы знаете зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)
Воспитатель: – Вот мы сейчас и узнаем. Проведем опыты, и поймем, какие важные функции выполняет корень у растения.
Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).
Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).
(Смотрим на экране модель-схему №3)
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы теперь знаете, что семя и растение живые? Тогда пора нам стать огородниками и вырастить свои грядки. (Отправляемся в группу. На пути встречаем преграду, в виде бревен с буквами от забора, которые нужно выставить в определенном порядке. Чтобы получить слова.).
Ребята, нам дальше не пройти. Смотрите на пути затор. Нужно разобрать его и построить забор, для нашего огорода, но не просто так. На каждом бревне есть буква, ее нужно соотнести с определенной цифрой, какую я назову. А сейчас каждый возьмет по бревнышку, запомнит свою букву, и будет внимательно слушать, для каждой буквы я буду называть цифру, и вы должны будете занять место с цифрой, поднять и показать всем картинку. Будьте очень внимательны, если вы ошибетесь, мы не сможем узнать интересные факты о растениях. Будут одинаковые буквы, в этом случае, я вам подскажу, назову имя, кто идет.
Чью букву называю, тот и отправляется на определенную цифру.
- В-1
Самое древнее растение на земле - морские водоросли
- С-2
Самое быстрорастущее дерево в природе - это бамбук из Южной и Восточной Азии. В сутки он вытягивается на 75-90 см.
- Е-3
Много долгожителей среди хвойных растений. А самое старое дерево планеты – сосна которой 4,5 тысячи лет. Она растет на территории США
- Р-4
Всем знакомая клубника - это единственная ягода, у которой семечки расположены
снаружи, а не внутри.
- А-5
Растения и цветы в доме не только украшают территорию и создают уют, но также могут оказывать влияние на настроение и здоровье тех, кто их выращивает. К примеру, алоэ обладает лечебными свойствами, а толстянка, или по-другому «денежное дерево», привлекает в дом положительную энергетику и притягивает финансовое благополучие
- С-6
В средних широтах России растет хвощ зимующий. Его стебли настолько жесткие, что ими можно поцарапать сталь
- Т-7
На берегах Черного моря можно увидеть растение из семейства тыквенных под названием «бешеный огурец». Такое забавное название растение получило из-за необычного способа рассеивания семян: созревший плод, стоит его слегка коснуться, отпрыгивает от ножки, и из отверстия выбрасывается слизь с семенами на расстояние 1-2 м.
- Е-8
Одним из самых прочных видов деревьев считается дальневосточная береза, она же «железная береза» или «береза Шмидта». Прочность ее древесины в 1,5 раза больше прочности чугуна.
- Н-9
От какого слова произошла капуста? В переводе с древнеримского слова «капут» означает: «голова». Еще древние египтяне подавали капусту в конце обеда в качестве сладкого блюда. Известно, что капустный сок влияет на улучшение пищеварения. В этом растении содержится много противоцинготного витамина С.
- И-10
Есть такой перец «Скорпион Тринидада», который способен нанести ожог даже через защитные резиновые перчатки. На родине его используют для приготовления слезоточивого газа и обработки днища корабля от нарастаний
- Я-11.
У нас в России живет одно из самых выносливых растений, лиственница выдерживает холода до -60 градусов.
- Ж-12
Одним из интереснейших фактов о листьях является то, что в Индии произрастает растение с названием «обмани желудок» или Калир-кандра. Съедая всего пару листочков этого растения, сытым остаешься на целую неделю.
- И-13
Самыми длинными корнями длиной 120 метров обладает фикус из Южной Африки.
- В-1
Первым растением, которое смогло зацвести и дать семена при отсутствии гравитации в космосе, стал арабидопсис или резуховидка Таля.
- Ы-15
В древние времена петрушка являлась символом печали
- Е-16
Самым высоким растением мирового пространства считается дерево секвойя
- - !
Стевия – это то растение, которое способно заменить леденцы. Это растение имеет более сладкий вкус, чем конфеты.
(Дети несут свою тубу с буквой на определенную цифру и поднимая картинку узнают интересный факт о растениях)
Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)
Воспитатель: Молодцы ребята. Отличный забор построили. А теперь пройдите и займите места у своих грядок. Будем с вами сажать семена. Но, не как захотим, а в определенном порядке. Точно так, как и в прошлом задании вы будете соотносить буквы с цифрами, только на пересечении их будете сажать семя. Будьте внимательны, в конце посадочных работ наши растения вырастут в определенном порядке, состоящего из узора. Так любят садить цветы в нашем городе. (На коробках из-под яиц дети выкладывают крышки, в определенном порядке. после сложения всех лотков должен выйти узор.
- А-1
- Б-2
- В-3
- Б-4
- А-5
- Е -1
- Д-2
- Г-3
- Д-4
- Е-5
(Дети под музыку «Одинокий пастух» выкладывают крышку на лотке, в определенном порядке: на пересечении букв и цифр. Показываю порядок расположения семян на грядке)
Воспитатель: Молодцы. Семена посадили, а теперь вспоминайте, что происходит, спустя некоторое время, после того, как семя посажено? Правильно, прорастает росток, в дальнейшем – стебель!
-Возьмем с вами зубочистки и поставим их в каждую лунку. Молодцы!
(Дети вставляют зубочистки в каждую крышку)
-Что происходит после произрастания ростка.? Правильно, растение начинает цвести!
(Дети выкладывают конструктивным способом соединяют зубочистки и цветы.)
Заключительная часть. (Подведение итогов)
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные грядки у вас вышли! А теперь соедините первый ряд и второй и у вас должен выйти узор, если конечно вы все правильно выполняли.
Растения были важной частью жизни человека с давних времен. Еще наши предки – неандертальцы, использовали их в качестве лекарства. Также растения составляли основу в питании древних людей.
Как напоминание о тех временах, люди до сих пор выращивают зелень на окне. Сейчас важность растений не стала меньше, ведь они обеспечивают нас кислородом. Одно дерево вырабатывает его достаточно для 4 человек. Растения помогают человеку жить!
Рефлексия:
Обсуждение с ребятами, что им понравилось наиболее. Сделать акцент у кого что вышло, а что нет.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Какое впечатление оно оставило? Возьмите цветочек из вашей грядки и отнесите к смайлику. Если хорошее, то к веселому, если не очень, то к среднему, и если безразличное – то к третьему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»
Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»
Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...
Конспект НОД игры – путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей 2 младшей группы на тему: «Теремок»
Игра – путешествие «Теремок» Основной вид детской деятельности: (игровая, двигательная, познавательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).Форма проведения меропр...
Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы Тема "Путешествие по дорогам Математики"
Предлагаемый конспект по образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный матер...
Конспект НОД по образовательной области «познавательное развитие» для детей 6 - 7 летна тему: «Лаборатория Фиксиков. Опыты с кока-колой и чипсами»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности....
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы
Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему «Путешествие в математический город"
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей ста...