Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.
Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdukh_k_rmo_konspekt.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей подготовительной группы на тему:
«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
Форма: интегрированная.
Выполнила: воспитатель
I квалификационной категории
Сбитнева Ольга Николаевна.
г. Городец
2014
Программное содержание:
Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.
Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.
Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы. Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый, перемещается, движется.
Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Оборудование:
Проектор, экран, музыкальный цент.
Материалы:
Снежинки, веера, апельсин, мыльные пузыри, пластиковые стаканчики с водой, коктельные трубочки, таз с водой, кораблик, акварель, листы для рисования, целлофановые пакеты воздушные шары (по количеству детей).
Аудиозаписи:
«Где водятся волшебники? Из фильма «Незнайка с нашего двора», из мультфильма «Маша и Медведь «Картина маслом» «Про рисование», «Шарики воздушные».
Методические приемы:
Наглядные: демонстрация опытов, использование технических средств.
Словесные: рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы.
Игровые: участие персонажа сказки, сюрпризный момент, игровая ситуация.
Практические: эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, детское творчество, опытническо-эксперементальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом и другими материалами. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением ветра. Работа в музее «Воздух-Невидимка», создание предметной среды, оформление и размещение материала.
Подготовка к НОД:
Проветривание и влажная уборка помещения, организация рабочих мест.
Организация и методика проведения НОД.
1.Организационный момент.
Ребята встают в круг. Воспитатель предлагает произнести слова:
«Запах дружбы в воздухе летает,
Маша, Саша аромат вдыхают.
Мы вдыхаем, выдыхаем
Заниматься начинаем».
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет прекрасная фея. Эта фея – не простая, она добрая волшебница. Фея очень любит детей и хочет с вами познакомиться. У Феи есть друг. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:
«Через нос проходит в грудь
и обратно держит путь,
он невидимый, но всё же
без него мы жить не можем».
Дети: Воздух.
А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи - Воздухом?
Дети: Хотим.
2. Создание игровой мотивации
Воспитатель: Чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно верить в чудеса!
-Закройте глаза. Вместе произнесем волшебные слова.
Звучит музыка.
«Добрая фея, нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Двери нам в сказку скорей распахни!»
Воспитатель накидывает плащ и надевает диадему.
Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.
Воспитатель-Фея: Ну вот, теперь вы мои помощники! Надевайте волшебные колпачки.
3. Основная часть:
Эксперименты с воздухом.
Воспитатель-Фея: Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом–воздухом. Мы приготовили вам много разных сюрпризов.
Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.
Дети с воспитателем ищут воздух.
-И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?
На подносе лежат бумажные снежинки.
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, давайте подуем и снежинки оживут!
Дуют, бумажные снежинки улетают.
Воспитатель-Фея: Ребята, как вы думаете, что заставило снежинки полететь?
Дети: Мы на них подули.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?
Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух.
Скажите, а мы с вами воздух видим? (нет) Раз мы его не видим, то как можно про него сказать? Воздух какой?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель-Фея: давайте вместе скажем: «Невидимый» и запомним это свойство воздуха.
-А как вы думаете, поймать мы его сможем?
Дети: Нет.
Воспитатель - Фея: а хотите, я вам покажу, как можно «поймать» воздух?
- Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.
- Что в нем?
Дети: Он пуст.
- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.
- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите – каким стал пакет наполненный воздухом?
Дети: Упругим, плотным.
Воспитатель-Фея: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?
Дети: Он станет, плоским и тоненьким.
Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.
Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята? (Предположения детей)
-Так значит, какого цвета воздух? (бесцветный)
-А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
Воспитатель-Фея: У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом….
Какой у него запах? (у него нет запаха…)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной:
«Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? Не понять –
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!»
Воспитатель-Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас. А сейчас закройте глаза и приготовьте своего помощника - нос, который хорошо умеет различать запахи.
Воспитатель-Фея достаёт из-под салфетки апельсин и разрезает его.
Спрашивает детей.
- А теперь вдохните воздух? Запах чего вы почувствовали?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель-Фея: Что вам помогло почувствовать запах апельсина?
Ответы детей.
Воспитатель-Фея: Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух двигается и доносит до нас разные запахи. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Воспитатель-Фея: Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы ощущаете?
Дети: Лёгкий ветерок.
Воспитатель-Фея: Лёгкий ветерок-это воздух вокруг нас.
-А можно ли увидеть ветер?
Предположения детей.
Воспитатель-Фея: Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, может раскачивать деревья ,гонит по небу облака и даже заставлять плыть корабли!
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какое чудное озёро, а рядом кораблики. Давайте пустим их поплавать. Почему же они не плывут? Дети высказывают предположения.
У меня есть для всех вас волшебные палочки. Мы волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки на кораблики, и они поплывут. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблики, чтобы он поплыл по озеру.
Дети дуют в трубочки на кораблики.
Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель-Фея:
«Мы немножечко устали-
воздух дружно изучали,
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора».
Физкультминутка:
«С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы
Поднимайте выше ноги.
Мы идём, идём, идём
И приходим к Фее в дом».
А вот и моя волшебная мастерская. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…
-Дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха…
-А как они там оказались? Мы выдохнули его. Мы выдыхаем воздух через трубочку, и он виден в воде в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появляется воздух. Давайте еще раз подуем, чтобы опять увидеть пузыри воздуха.
-А какие ещё пузыри можно надуть с помощью воздуха?
Дети: Мыльные!
Соревнование «Кто надует самый большой пузырь».
Воспитатель-Фея: Ребята, а ещё с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите попробовать нарисовать свои картинки?
Воспитатель-Фея предлагает подойти к столам и сесть.
Воспитатель-Фея: Хотите нарисовать снежинки с помощью воздуха? Наберите краски и капните на лист бумаги. У нас получилось пятно - капелька. Затем возьмите трубочку и подуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги.
Дети выполняют действия, после завершения рисунки рассматриваются.
4.Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось играть с воздухом? Мне очень приятно было с вами познакомиться, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.
Сюрпризный момент
Я хочу вам подарить частичку воздуха. Закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три,
Фея, подарки нам подари!»
Фея раздаёт детям надутые шары в виде игрушек.
Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза.
Заклинание (звучит музыка)
«Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни!»
Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)
Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)
о воздухе, о его свойствах?
-Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный, без запаха, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле - рыбам, животным, растениям. Человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород и.т.д.
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях
Без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.
А теперь послушайте, что нам про воздух хочет рассказать Маша:
«Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".
Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей группы «А» общеразвивающей направленности 5-6 лет на тему «К нам гости прилетели»
1.Учить детей распознавать зимующих птиц: по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам.2.Побуждать детей рассказывать о сезонных изменениях в жизни птиц.3.Развивать интерес у детей к птицам и ответс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшей группы тема: «Волшебное письмо для зверей»
Цель: Совершенствование навыков сравнения двух разных групп предметов....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы "Как животные к зиме готовятся"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»для детей средней группыЗадачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» с детьми подготовительной к школе группы с ОНР на тему: "Транспорт"
Игры по закреплению знаний по теме "Транспорт"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Путешествие по островам Математики»
ЦЕЛЬ: ППродолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....