Методическая разработка (НОД) по духовно – нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема: «Нам жить и помнить!»
методическая разработка (старшая группа)
Интересный и познавательный материал поможет воспитателю в проведении НОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_konkurs.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Светлячок»
Методическая разработка (НОД)
по духовно – нравственному воспитанию
в дошкольном учреждении
Тема: «Нам жить и помнить!»
Алексеевцева Елена Владимировна
воспитатель
высшей квалификационной категории
г.о.г. Кулебаки Нижегородской области
2023 г.
Пояснительная записка
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет) (в подготовительной к школе группе по списочному составу 23 человека: из них 12 девочек и 11 мальчиков).
Актуальность
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
История показала, что защита Родины невозможна без духовности и православия. Каждая эпоха по-своему испытывала патриотизм верующих, их готовность и способность служить примирению и правде. И в наше нелегкое время мы все чаще возвращаемся к вере, находя в ней утешение и духовную силу.
Проблема:
Современное поколение недостаточно знает о Великой Отечественной войне и о роли православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
Цель: воспитание у дошкольников духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:
- формировать чувства гордости за свой народ, за его боевые заслуги;
- расширять знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;
- расширить знания детей о деятельности священников во время ВОВ;
- показать на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.
Развивающие:
- развивать образное мышление, творчество;
- развивать связную и диалогическую речь детей;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей;
- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма.
Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод: вопросы проблемного характера, объяснение, пояснения, вопросы к детям, обсуждение, рассказывание о священнослужителях, беседа, словесная инструкция, художественное слово, индивидуальные ответы, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей.
Наглядный метод: использование демонстрационного и раздаточного материала, интерактивной доски (просмотр видео роликов «Роль церкви в годы ВОВ», «Обращение митрополита Сергия», презентация по теме, рассматривание фотоальбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», рассматривание мини-музея Боевой Славы).
Практический метод: выполнение практических заданий.
Игровой метод: игровые моменты, коммуникативные игры.
Перечень оборудования и используемых материалов: ноутбук, интерактивная доска, презентация, фотоальбом с портретами священнослужителей, героев – кулебачан, воевавших в годы Великой Отечественной войны
Словарная работа: виртуальная, священная, фашисты, священнослужители, митрополит, выносливый, отважный, заботливый, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, могучий, героический.
Предварительная работа: реализация проекта «Боевая слава России»: беседы, просмотр презентаций по теме, экскурсии в краеведческий музей Боевой славы, к мемориалу «Вечный огонь», заучивание стихотворений, пословиц по теме, чтение рассказов, рассказы о героях-кулебачанах. Совместная работа с родителями по подбору фотографий для создания фотоальбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны». Подготовка материалов для работы в мастерской (восковые карандаши, ватные диски, стружка карандашей).
Прогнозируемые результаты:
- сформировано чувство гордости за свой народ, за его боевые заслуги;
-расширены знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;
- закреплены знания детей о деятельности священников во время ВОВ;
- сформировано представление на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.
- развито образное мышление, творчество;
- развита связную речь детей, умение строить диалог;
-обогащен словарный запас.
- воспитан интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
- у дошкольников воспитано чувство патриотизма.
Тип деятельности: тематическое, творческое, познавательное.
Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционная техника рисования ватным диском.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Форма обучения на занятии: беседа, игра, мастерская.
Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»,
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Ход НОД:
Этапы ООД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть Организационный момент:
Коммуникативная игра «Положи в ладошку» | - Ребята, сегодня нам с вами пришло необычное электронное письмо от работников музея Победы из города Москвы. (Прочитать письмо). «Здравствуйте, ребята. Мы хотим вас пригласить в Музей Победы на виртуальную экскурсию «Подвиг народа!», где вы узнаете много интересных событий и фактов из военной истории нашей страны. - Ребята, принимаем приглашение от сотрудников музея Победы? -Для начала, давайте вспомним названия всех знакомых нам военных профессий. - Много вы назвали специальностей. Как можно, их назвать одним словом? (Ответы детей) - Итак, отправляемся в путь. Включается заставка - клип «Москва Златоглавая» (со звоном колоколов). | Дети принимают приглашение от сотрудников музея Незнайки и отправляются на экскурсию. Дети «передают» в ладошки друг другу название военной профессии. |
Основная часть Решение проблемной ситуации Словесная игра «Каким должен быть воин?» Игра малой подвижности на внимание «Не ошибись!» Рассказы детей о подвигах священнослужителей. Практическое задание Игра – рассуждалка «Если бы не было той войны, то…?» Рефлексия Словесная игра «Назови счастливые слова» | На экране площадь с музеем Победы. - Вот мы и очутились около музея Победы. Давайте разглядим его архитектуру. - А теперь, ребята давайте посмотрим экскурсию о минувших огненных годах. Просмотр виртуальной экскурсии. После просмотра беседа. - Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели на экран. Вы догадались, о чем шёл рассказ? (Ответы детей). - Правильно, ребята, экскурсия посвящена Великой Отечественной войне. - Этой теме мы посвятим сегодняшнее занятие. - Война. Какое страшное слово. Война – это горе и страх. Война – это разруха и смерть. Ребята, как вы понимаете, что такое война? (Ответы детей). - Да, верно. Дата 22 июня 1941 года известна всем. На нашу страну напал враг – фашистская Германия. Внезапно огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, самолеты, артиллерия и пехота. Все советские люди, взрослые и дети, встали на защиту своей Родины. Началась Великая Отечественная война. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте, с какими словами обратился митрополит Сергий ко всем людям. Просмотр видео ролика «Обращение митрополита Сергия» - Ребята, кто встал на защиту нашей Родины? (Ответы детей) - Наши солдаты, ребята, проявляли мужество и героизм. А какими же были наши солдаты? Я предлагаю вам поиграть в игру: «Каким должен быть воин?». Вы, передавая звезду, будете называть качества воина – защитника. - Молодцы, ребята! А знаете ли вы наших героев – кулебачан? (Ответы детей) - Давайте подойдем к нашему мини-музею боевой Славы и назовем героев поименно. Помочь детям вспомнить, если ошибаются или подзабыли имена и фамилии героев. - Молодцы, ребята! Знаете, воины должны быть не только сильными и ловкими, но и внимательными. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Если я подниму синий флаг, вы будите плавать. Если подниму зеленый – ходить, если флаг России – кричать «Ура!», а если голубой – изображать самолеты. -Спасибо дети, вы были очень внимательными. - Ребята, среди тех, кто защищал нашу Родину, были и священнослужители православной церкви. Я принесла вам фотоальбом «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», который я предлагаю вам рассмотреть, а заодно послушать рассказы ребят о некоторых священниках. Ребенок 1: - Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было. Но священники не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды. Например, Священник Федор Пузанов участник двух мировых войн, награжден тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Во время партизанского движения, он имел связь с партизанами, выполнил много боевых заданий. Фёдор Пузанов помогал партизанам хлебом, первым отдал свою корову, бельё. Если в чем нуждались партизаны, то обращались к нему. Ребенок 2: Протоиерей Глеб Каледа в начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С начала и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста. Участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. - Спасибо, ребята, за интересные рассказы. А теперь посмотрите на экран и послушайте, как же еще священники помогали в годы войны. Просмотр видео ролика «Роль церкви в годы войны». - Вот так священнослужители защищали нашу Родину и помогали солдатам: вселяли веру и надежду в Победу. - Ребята, а знаете ли вы символы Победы? -Ребята, расскажите, что обозначают цвета георгиевской ленточки (Ответы детей). - Хорошо. А кто знает, как используют георгиевскую ленточку? - Ребята, а можем ли мы поместить такие ленточки в наш альбом? - Тогда я предлагаю вам пройти в мастерскую. На столах у вас есть шаблоны георгиевских ленточек и различные материалы: восковые карандаши, ватные диски, стружка карандашей. Раскрасьте, пожалуйста, георгиевские ленточки, а потом мы с вами их вырежем и приклеим в наш альбом. Дети раскрашивают георгиевские ленточки. Звучит песня «Дети Земли, мир без войны». - Молодцы, ребята. У вас получились настоящие георгиевские ленточки, которые мы поместим в наш альбом. - Ребята, сейчас я хочу вам предложить игру – рассуждалку «Если бы не было той войны, то…?» - Ребята, мир, в котором вы живете добрый. Ваши родители, любят вас, стараются сделать ваше детство ярким, красочным. И этот мир, нужен всем нам. - Ребята, давайте сейчас назовём как можно мирных и счастливых слов! Проводится словесная игра «Назови счастливые слова» - Я желаю вам мира и чистого неба над головой! - А сейчас, давайте пойдём на улицу и в знак мира и благодарности всем павшим в войне за наше счастливое время, раздадим прохожим белого голубя. Включается песня Я. Френкеля «Журавли», дети выходят на улицу. Проводится акция «За мир во всём мире!» | Дети рассматривают главный вход в музей. Задают вопросы. Просмотр виртуальной экскурсии. Вступают в беседу с воспитателем. Дети отвечают на вопросы. Дети слушают сообщение воспитателя. Дети просматривают видео - ролик «Обращение митрополита Сергия». Дети в кругу передают звезду и называют качества воина – защитника. Дети смотрят на портреты героев – Кулебачан и называют их поименно. Дети выполняют движения по установленным правилам. Ребята рассматривают фотоальбом, а заранее подготовленные дети рассказывают о подвигах о некоторых священниках в годы войны. Дети слушают рассказы сверстников. Просмотр видео ролика «Роль церкви в годы войны». Ответы детей. Предположения детей. Дети раскрашивают георгиевские ленточки. Дети индивидуально выполняют задание. Дети отвечают на вопрос воспитателя, давая аргументированный ответ. Дети активно играют в игру. |
Заключительный этап Подведение итога. | - Ребята, как хорошо, что у каждого из вас есть дом, родители. Как хорошо, просыпаться утром и видеть в окне тёплые лучи солнца… Правда? - Давайте с вами вспомним, что нового мы с вами узнали на сегодняшней нашей встрече? - Как вы думаете, какими должны быть люди, чтобы не было войн? - Вам понравилась наша экскурсия, встреча? А что больше всего понравилось? - Ребята, я верю в вас, что когда вы станете взрослыми, выучитесь, то обязательно каждый из вас будет хорошим, добрым человеком. | Дети сообщают о том, что они узнали, называют яркие моменты, которые понравились на занятии. Дети высказываются. |
Перечень используемой методической и художественной литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой С. Комаровой,- М.: Мозаика Синтез, 2014 г.
- Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Издательство: Крутицкого подворья. 2009.
- Фарберов, А.И. Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев о помощи Божией в Великую Отечественную войну. - 2015.
- Одинцов, М.И., А. Кочетова Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - 2014.
Интернет-источники:
- https://vk.com/topic-89307782_32366088?ysclid=lly4ppg56v386334239
- https://school-science.ru/11/5/45700?ysclid=lly4qxtu3274192954
- https://pokrov.pro/
- https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/
- https://pravoslavie.ru/
- http://rizopolozhenie.orthodoxy.ru/navy.php?cat=history&ii=1&jj=9
- http://blagovest-info.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состояние духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях нашего района.
Для того, чтобы определить состояние того или иного направления в воспитательно-образовательном процессе, а так же для осуществления контроля качества образования проводятся мониторинги. Нашим отделом...
Формирование пространства духовно – нравственного воспитания в дошкольных учреждениях
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования
Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...
Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении по теме «Честное здравствование сердцу на радость».
Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении....
Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждениипо теме «Почитай своих родителей».
Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении....
Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»
Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...
Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)
Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию....