Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении по теме «Честное здравствование сердцу на радость».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Максимова Ольга Фёдоровна

Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chestnoe_zdravstvovanie_serdtsu_na_radost.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении

«Честное здравствование сердцу на радость»

Максимова О.Ф.

МБДОУ детский сад №6

Нижний Новгород

2019 г

Пояснительная записка.

    Цель: создание условий для формирования у детей представлений о нравственных поступках.

    Задачи:

- Образовательные и развивающие:

  • Способствование формированию представления о том, почему ложь не доводит до добра.
  • Развитие умения анализировать текст: устанавливать связи между событиями, героями, их поступками, понимать мотивы, чувства героев, передавать их в речи.
  • Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на вопросы.

- Воспитательные:

  • воспитывать желание поступать честно, не обманывать.

    Занятие разработано для детей подготовительной группы.

    Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем. В настоящее время в числе важнейших задач, стоящих перед обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, этическое и эстетическое воспитание, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие. В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, ценностям своей этнической и культурной группы, определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

    Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

    Содержание занятия связано с традиционными ценностями православной культуры, так как пропагандирует одну из заповедей: «Не произноси ни на кого ложного слова».

    Форма: комбинированное занятие; виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с басней и пословицами, практические задания.

    Предполагаемые результаты: будет сформирована ориентация на духовно-нравственные нормы  и их выполнение;  дети научатся воспринимать и анализировать информацию; приобретут умение формулировать свое мнение и работать в группе; овладеют умением оценивать свою деятельность и деятельность других.

    Комбинированное занятие

    Дидактическое оснащение и оборудование: рассказ Л.Н.Толстого «Лгун».

План занятия:

  1. Организационно – мотивационный этап (4 мин)
  1. Организационный момент.                                                              2 мин
  2. Актуализация знаний учащихся, постановка учебной задачи.    2 мин
  1. Операционно – исполнительный этап (21 мин)      
  1. Знакомство с басней Л.Н. Толстого  «Лгун».                            2 мин
  2. Работа по произведению.                                                                 7 мин
  3. Физкультиминутка.                                                                          1 мин
  4. Практическое задание                                                                     7 мин
  5. Работа с пословицами                                                                   4 мин
  1. Оценочно – рефлексивный этап (5 мин)
  1. Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся.         5 мин

Этапы занятия

Ход

Обоснование

Организационно – мотивационный этап

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас таких красивых, здоровых!

Давайте сыграем в игру. Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание.

*Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

*Пусть похлопают в ладоши все, кто делится игрушками.

*Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

*Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

*Пусть коснуться кончика носа все, кто никогда не врёт.

Создание эмоционального настроя на занятие; активизация внимания детей.

2.Актуализация знаний детей,

постановка учебной задачи.

Ребята, а кто такой лжец? (Обманывает, врёт, говорит неправду.)

Хорошо, а как вы понимаете выражение

«Лжецу и в правде не верят»?  (Ответы детей).

Чтобы лучше понять пословицу мы послушаем рассказ Льва Николаевича Толстого.

Стимулирование к мыслительной деятельности, побуждение интереса к занятию.

При необходимости коррекция знаний.

Операционно – исполнительный этап

3. Знакомство с

 басней

Л.Н.Толстого  «Лгун».

Лев Николаевич – это  известный русский писатель, который написал очень много книг для детей, где учил ребят  честности, добру, милосердию.  

Мы сегодня познакомимся с рассказом, который называется «Лгун».

Как вы думаете, о чем он? (о человеке, который обманывает, говорит неправду)

Давайте проверим, насколько мы были правы, — прочитаем рассказ.

Воспитатель выразительно  

читает произведение,

 комментируя непонятные слова (по-всегдашнему, на просторе, стадо).

Развитие умения воспринимать и анализировать информацию.

4.Работа по

произведению.

Понравился ли вам рассказ?

Правильно ли вы предположили, что этот рассказ, о человеке, который обманывал? (да)

Кто герой рассказа? (мальчик)

Что он делал? (пас овец)

Скучно или весело ему одному среди овец? Хлопните в ладоши, кто согласен с этим ответом.

Что он решил сделать? (стал звать на помощь)

От кого помогать? (спасти от волка)

Люди пришли ему на помощь? (да)

Что они увидели? (волка нет)

Сколько раз он пошутил? (2)

Почему мужики не пришли ему на помощь, когда пришел волк и перерезал все стадо? (они думали, что мальчик опять шутил; не поверили ему; опять врёт) Кто думает по-другому?

Мальчик раз обманул, два, к чему в результате привело такое поведение мальчика? (никто не верит, на помощь не пришёл)

Что бы вы могли посоветовать этому мальчику, если бы встретили его? (не обманывать, нельзя так шутить, нужно говорить правду)

Давайте еще раз вернемся к нашему выражению «Лжецу и в праве не верят».  Как вы теперь понимаете это выражение? (что надо говорить правду; не обманывать, а то и потом не будут верить) Все согласны?

Подходит ли пословица к этому произведению?

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;

 анализировать информацию и

 отвечать на

 вопросы.

Обратная связь.

При необходимости коррекция знаний, умений, навыков.

Обратная связь.

Опора на жизненный опыт детей.

5.Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Снятие физического и эмоционального напряжения.

6. Практическое

 задание

Сейчас мы разделимся на три группы. Каждой группе будут прочитаны  ситуации, вам нужно сказать правильно ли поступил ребенок и как бы сделали вы.

1 группа: вечером должны прийти гости. Мама купила конфеты, положила их в вазу на стол. Попросила не трогать до прихода гостей. Миша съел все конфеты, а маме сказал, что не ел.

Вторая группа, оцените ответ ребят, кто согласен с ними?

2 группа:

Мама нарвала слив, положила их в вазу на стол, сказала, что будем пробовать после обеда. Илья съел все сливы до беда. Маме сказал, что так хотел попробовать и не удержался и съел все. Илья извинился и сказал, что больше так не будет.

Третья группа, правильно ли ответили ребята? Кто думает так же, хлопните в ладоши.

3 группа: Света разбила любимую мамину вазу. Маме говорить не стала, так как побоялась её расстроить.

Первая группа, оцените ответ ребят, кто согласен с ними?

Развитие умения анализировать информацию; формулировать собственное мнение и позицию; умение работать в группе.

При необходимости задействовать младшего воспитателя при чтении ситуации.

Опора на жизненный опыт детей.

Развитие умения оценивать деятельность других детей.

Обратная связь.

7. Работа с

 пословицами

Послушайте пословицы.

Врёт – и глазом не моргнет.

Кто не врет, тот спокойно живёт.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

К какой ситуации подходит каждая пословица? Кто думает по-другому?

Чему учат пословицы? (не обманывать, говорить правду)

Почему надо говорить правду? (спокойно, радостно на душе; чтобы люди уважали; верили; приходили на помощь).

Развитие мыслительных операций (обобщение, анализ).

При необходимости напомнить кратко ситуации. Обратная связь.

Оценочно-рефлексивный этап

8.Подведение итогов и оценивание деятельности детей.

А кто-нибудь из вас говорил неправду, обманывал, были ли у вас такие ситуации в жизни? Расскажите, пожалуйста.

К чему это привело? Что Вы чувствовали после такого поступка? Вы как-то исправили ситуацию? Ребята, а как Вы думаете, как можно все было исправить? У кого есть другой вариант ответа? Будете ли Вы еще так поступать?

О  чем мы сегодня с вами говорили? (о честности, правдивости; что не нужно врать; всегда говорить правду) Что было для вас нового?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Мне понравилось, как вы сегодня работали, молодцы!

Спасибо.

Закончим наше занятие следующим стихотворением:

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

Опора на жизненный опыт детей.

Создание положительного эмоционального климата; развитие умения оценивать  себя и свою деятельность; оценивание деятельности детей воспитателем.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Апряткина Е. Н. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 35-37.
  2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3- 7 лет. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
  3. Православные журналы «Моя Надежда», «Саша и Даша».
  4. https://vospitanie.guru/nravstvennoe/duhovno-doshkolnikov
  5. http://www.nne.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении"

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении»

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста....

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...