Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа)

 Аверина Елена Вячеславовна

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nod_po.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят».

(старшая группа)

Пояснительная записка.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России.

Данные задачи решаются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, а также и во взаимодействии с родителями.

В основной части, я решаю задачи по воспитанию у детей любви к матери, близким людям. Дети знакомятся с понятием «семья», ведется совместная работа с родителями и детьми. Им предлагаются такие задания:

  -Моя семья. Традиции моей семьи.

  -Игры нашего детства.

  -Генеалогическое древо моей семьи.

Такие задания позволяют не только узнать больше о своих корнях, чем занимались бабушки и дедушки, но и сплачивают членов семьи, позволяют родителям уделять больше времени своим детям. Проводим конкурсы для родителей и детей «Наши выходные», «Новогодние рецепты», «У мамочки моей руки золотые». Готовим представления ко Дню матери, Дню пожилых людей, спортивное развлечение «Мой папа самый лучший».

В результате проделанной работы дети обогатили свой багаж знаний о понятии «семья», о культурных (семейных) ценностях, о любви и уважению к близким.

Таким образом чувство любви к семье формируется постепенно, в процессе накопленных знаний, вырастает из любви к близким, знания детей о семье, родственных отношениях; раскрываются понятия «родители», «семья»; появляется интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности. То, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.

Хочется ещё раз отметить –воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей:

«Социально коммуникативное», «Речевое», «Познавательное».

Программное содержание:

- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;

- раскрыть понятия «родители», «семья»;

- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, разучивание стихов о семье.

Материал и оборудование:

круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья».

Методические приёмы:

игровая ситуация, беседа, анализ, подведение итогов.

Ожидаемый результат:

расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут её Ладушка. Ребята - это ласковое имя Ладушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (стук в дверь). А вот и Ладушка пришла. Входит Ладушка (ребёнок)

Воспитатель: Здравствуй, Ладушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Ладушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.

Ладушка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети образуют круг) - Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Ладушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (дети называют своё имя: Мишенька, Катюша, Настенька)

- Какие красивые у вас имена, ребята.

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас).

- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)

- Как ты обычно называешь маму? Папу?

- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?

- Как называют маму подруги?

- Как называют папу друзья?

- Как твою бабушку называют другие люди?

- Кто в вашей семье старший?

- Как ты называешь мамину маму?

- Как ты называешь папиного отца?

- Ты для бабушки кто?

- Кто для тебя бабушкин сын?

- Кто для тебя бабушкина дочка?

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ладушка. Ребята, а что такое семья?

Дети:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно.

Воспитатель: Семьи, Ладушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.

Ладушка: Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.

Воспитатель: Да, Ладушка. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.

Игра «Продолжи пословицу»

-В гостях хорошо… а дома лучше.

- Не красна изба углами… а красна пирогами.

- Каково на дому… таково и самому.

- Дети не в тягость… а в радость.

- Когда семья вместе… и душа на месте.

- Всякой матери… своё дитя мило.

- Мать кормит детей… как земля людей.

- Семья – это… семь Я.

Воспитатель: Ладушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».

Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?

Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Воспитатель: Ладушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.

Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.

Ладушка: Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.

Воспитатель: Да, Ладушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому, кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому, кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребёнком садятся на стульчики).

Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому, кто?»

Ребёнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.

Ребёнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!

Бабушка. Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?

Ребёнок. Да разве у дочки мы были? У тёти!

Бабушка. Тётю твою, я в люльке качала…

Ребёнок. Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?

Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…

Ребёнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!

Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!

Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!

Игра «Хорошо – плохо»

Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)

Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)

Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)

Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)

Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)

Девочка кричала на маму. (Плохо.)

Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)

Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)

Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)

Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)

Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)

Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)

Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.

Ладушка: Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.

Воспитатель: Ладушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.

Ладушка:

Я спрошу у вас друзья:

Что такое семья?

Трудно быстро дать ответ?

Ну, тогда вам мой совет:

Отгадайте по порядку

Все семейные загадки.

Воспитатель:

Кто хозяин в доме первый?

На ком держится семья?

«Мама», - скажете… наверно!

Мальчик: Это папа, это я. (ребёнок поднимает за картиной ширмочку и показывает своё лицо в прорезанное отверстие)

Воспитатель:

Кто на кухне жарит, парит?

Кормит всех нас каждый день?

Убирать, стирать, готовить

Ей не чуточку, не лень!

Её любит вся семья!

Девочка: Это мама, это я!

Воспитатель:

Кто нам свяжет всем носочки?

Нас погладит ласково?

И в любой беде утешит?

И расскажет сказку нам?

Поиграет в ладушки?

Девочка: Это наша бабушка!

Воспитатель:

Кто на машине нас прокатит?

И на рыбалку позовёт?

Любому делу нас научит,

И за грибами в лес возьмёт?

Рядом с ним скуки нет!

Кто же это?

Мальчик: Конечно дед!

Воспитатель:

Кто по утрам идет учиться?

Он получать оценки рад!

Мальчик: Конечно это старший брат!

Воспитатель:

У неё заколки, бантики,

Куклы, бусинки и фантики,

Смешные милые косички…

Девочка: Конечно, это я, сестричка!

Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины.

Воспитатель:

Мы все загадки загадали

И обо всех сейчас узнали

И что вы скажете, друзья…

Дети(хором) Что это дружная семья!

Ладушка:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.

Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?

- Что же такое семья?

- Какой должна быть семья?

Звучит песня «Светит солнышко для всех».

Ладушка приглашает детей и воспитателя на чаепитие с вкусными домашними пирогами.

Список литературы:

1. Ткачева В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Издательство «Гном и Д.», 2000г.

2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб:

ООО Издательство «Речь», 2000г.

3. Доронова Т.Н. «Вместе с семьей». – М., Просвещение, 2005г.

4. Урбанская О.Н. «Воспитателю о работе с семьей».

5. Маханёва М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

6. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». – М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы юные патриоты родного края!»

Нравственно – патриотический проект «Мы юные патриоты родного края!»«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему д...

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Проект: «Моя Родина-Россия!»

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура,...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...

Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «КУЗНИЦА ЮНЫХ ПАТРИОТОВ»

Данная методическая разработка демонстрирует использование ИКТ и дистанционных технологий в проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с привлечением их...