Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nod_po.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят».
(старшая группа)
Пояснительная записка.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России.
Данные задачи решаются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, а также и во взаимодействии с родителями.
В основной части, я решаю задачи по воспитанию у детей любви к матери, близким людям. Дети знакомятся с понятием «семья», ведется совместная работа с родителями и детьми. Им предлагаются такие задания:
-Моя семья. Традиции моей семьи.
-Игры нашего детства.
-Генеалогическое древо моей семьи.
Такие задания позволяют не только узнать больше о своих корнях, чем занимались бабушки и дедушки, но и сплачивают членов семьи, позволяют родителям уделять больше времени своим детям. Проводим конкурсы для родителей и детей «Наши выходные», «Новогодние рецепты», «У мамочки моей руки золотые». Готовим представления ко Дню матери, Дню пожилых людей, спортивное развлечение «Мой папа самый лучший».
В результате проделанной работы дети обогатили свой багаж знаний о понятии «семья», о культурных (семейных) ценностях, о любви и уважению к близким.
Таким образом чувство любви к семье формируется постепенно, в процессе накопленных знаний, вырастает из любви к близким, знания детей о семье, родственных отношениях; раскрываются понятия «родители», «семья»; появляется интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности. То, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.
Хочется ещё раз отметить –воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей:
«Социально коммуникативное», «Речевое», «Познавательное».
Программное содержание:
- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
- раскрыть понятия «родители», «семья»;
- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, разучивание стихов о семье.
Материал и оборудование:
круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья».
Методические приёмы:
игровая ситуация, беседа, анализ, подведение итогов.
Ожидаемый результат:
расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут её Ладушка. Ребята - это ласковое имя Ладушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (стук в дверь). А вот и Ладушка пришла. Входит Ладушка (ребёнок)
Воспитатель: Здравствуй, Ладушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Ладушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.
Ладушка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети образуют круг) - Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Ладушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (дети называют своё имя: Мишенька, Катюша, Настенька)
- Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас).
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)
- Как ты обычно называешь маму? Папу?
- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
- Как называют маму подруги?
- Как называют папу друзья?
- Как твою бабушку называют другие люди?
- Кто в вашей семье старший?
- Как ты называешь мамину маму?
- Как ты называешь папиного отца?
- Ты для бабушки кто?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
Ладушка. Ребята, а что такое семья?
Дети:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: Семьи, Ладушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
Ладушка: Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: Да, Ладушка. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу»
-В гостях хорошо… а дома лучше.
- Не красна изба углами… а красна пирогами.
- Каково на дому… таково и самому.
- Дети не в тягость… а в радость.
- Когда семья вместе… и душа на месте.
- Всякой матери… своё дитя мило.
- Мать кормит детей… как земля людей.
- Семья – это… семь Я.
Воспитатель: Ладушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».
Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?
Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель: Ладушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.
Ладушка: Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.
Воспитатель: Да, Ладушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому, кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому, кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребёнком садятся на стульчики).
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому, кто?»
Ребёнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребёнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Ребёнок. Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. Тётю твою, я в люльке качала…
Ребёнок. Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?
Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…
Ребёнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!
Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!
Игра «Хорошо – плохо»
Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.
Ладушка: Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.
Воспитатель: Ладушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.
Ладушка:
Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.
Воспитатель:
Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», - скажете… наверно!
Мальчик: Это папа, это я. (ребёнок поднимает за картиной ширмочку и показывает своё лицо в прорезанное отверстие)
Воспитатель:
Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Её любит вся семья!
Девочка: Это мама, это я!
Воспитатель:
Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Девочка: Это наша бабушка!
Воспитатель:
Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это?
Мальчик: Конечно дед!
Воспитатель:
Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад!
Мальчик: Конечно это старший брат!
Воспитатель:
У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички…
Девочка: Конечно, это я, сестричка!
Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины.
Воспитатель:
Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья…
Дети: (хором) Что это дружная семья!
Ладушка:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.
Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что же такое семья?
- Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех».
Ладушка приглашает детей и воспитателя на чаепитие с вкусными домашними пирогами.
Список литературы:
1. Ткачева В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Издательство «Гном и Д.», 2000г.
2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб:
ООО Издательство «Речь», 2000г.
3. Доронова Т.Н. «Вместе с семьей». – М., Просвещение, 2005г.
4. Урбанская О.Н. «Воспитателю о работе с семьей».
5. Маханёва М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
6. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». – М.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы юные патриоты родного края!»
Нравственно – патриотический проект «Мы юные патриоты родного края!»«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему д...
Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Проект: «Моя Родина-Россия!»
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура,...
Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"
Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «КУЗНИЦА ЮНЫХ ПАТРИОТОВ»
Данная методическая разработка демонстрирует использование ИКТ и дистанционных технологий в проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с привлечением их...