Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста "Мукасолька"
методическая разработка (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста "Мукасолька". Программа направлена на развитие творческих способностей воспиттанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemtsova.docx | 531.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение здравоохранения «Полысаевский дом ребенка «Родничок»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей раннего дошкольного возраста «Мукасолька»
Полысаевский ГО, 2022
Составитель:
О. П. Земцова, старший воспитатель ГКУЗ ПДР «Родничок
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста «Мукасолька» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Государственного казенного учреждения здравоохранения «Полысаевский дом ребенка «Родничок»
Программа направлена на развитие творческих способностей воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка.
Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста «Мукасолька» [Текст] / сост. О. П. Земцова, – Полысаево, 2022. 14 с.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Учебно-тематический план……………………………………………………... 8 Содержание программы………..………………………………………………..8 Критерии, показатели результативности освоения программы……………..12
Информационно - методическое обеспечение программы……………….....12
Приложения……………………………………………………………………...13
Пояснительная записка
Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизируют работу обеих рук;
- Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- А также способствуют формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса.
Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому дошкольный возраст считают «золотым веком» детского творчества. Ребенок переносит в свою работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир , но и познает его.
Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети осваивают, не только тайны мастерства ремесла, но и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающий эстетике наших дней.
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста – падарки к праздникам, сувенирные украшения.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой, объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Цель программы – Создание условий для развития творческого потенциала детей 3-4 лет через практическое освоение различных техник художественной лепки из соленого теста.
Задачи:
Обучающие:
Обучить различным методам и приемам лепки.
Формировать и закреплять познавательные и творческие способности.
Расширять представления детей о нетрадиционном материале для лепки, соленом тесте.
Воспитательные:
Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческой самореализацией.
Развивающие:
Развивать художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип доступности – простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- принцип систематичности и последовательности – постановка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- принцип демократичности и гуманизма – взаимодействие воспитателя и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей;
- принцип обратной связи – совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы;
- принцип стимулирования – поощрение и вознаграждение;
- принцип интереса – построение или корректировка программы с опорой на интересы детей;
- принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
- принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
Ожидаемые результаты реализации Программы :
Воспитанники должны знать:
-приёмы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
-инструменты и приспособления для лепки;
-правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
-правила оборудования рабочего места.
Воспитанники должны уметь:
-отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
-скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
-раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
-последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
-пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из солёного теста;
-соблюдать технику безопасности;
-уметь работать в коллективе.
Условия реализации программы
Программа ориентирована на детей 3 - 4 лет.
Срок реализации – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 25 минут.
Общее количество занятий в год — 18.
Форма обучения – подгрупповая,индивидуальная
Структура занятия
Вводная часть | Приветствие (Игры и упражнения на сплочение детей, развитие эмоций. создание игровой ситуации) |
Основная часть | Работа по теме (объяснение, показ приемов лепки., лепка детьми, индивидуальная помощь динамическая минутка) |
Заключительная часть | Продуктивная деятельность детей. Подведение итога (положительный анализ детских работ) |
Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме), осваивают приѐмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество занятий |
1 | Знакомство с тестом. (Вводное занятие) | 1 |
2 | Волшебные столбики (карандаши) | 1 |
3 | Печенье для куклы Кати. | 1 |
4 | Баранки и сушки для медвежонка. | 1 |
5 | Веточка рябины. | 1 |
6 | Яблочки для ежонка | 1 |
7 | Грибочки для белочки | 1 |
8 | Украшения для ёлки | 1 |
9 | Снеговик | 1 |
10 | Лепка по замыслу. | 1 |
11 | Коллективная работа «Бусы» | 1 |
12 | Гусеница. Солнышко | 1 |
13 | Цветок для мамы | 1 |
14 | Божья коровка | 1 |
15 | Бабочка. | 1 |
16 | Мишка | 1 |
17 | Грибок-теремок. | 1 |
18 | Лепка по замыслу. | 1 |
Содержание программы
Сентябрь | Знакомство с тестом. (Вводное занятие) | Цель: познакомить воспитанников с ингредиентами для приготовления солёного теста, показать инструменты для лепки, рассказать об их назначении. Побуждать детей выполнять простые приемы лепки скатывание шарика и расплющивание. Дощечки для лепки по количеству детей, мука, вода, соль, блюдо для замешивания теста, готовое тесто для лепки, салфетки для рук. | |
Волшебные столбики (карандаши) | Цель: Побуждать детей выполнять простые приемы лепки делить кусок теста на несколько частей, раскатывать тесто колбаской (столбиками) разной величины. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук. | ||
Октябрь | Печенье для куклы Кати. | Цель: Учить скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, учить делить тесто на части. Показать прием расплющивания. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук, кукла Катя, блюдо для печенья | |
Баранки и сушки для медвежонка. | Цель: Учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, соединять их в колечки разного размера, примазывая место соединения. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук, игрушка Медвежонок, блюдо для баранок и сушек. | ||
Ноябрь | Веточка рябины. | Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, веточка рябины в вазе. | |
Яблочки для ежонка | Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка Ёжик, яблоки разного цвета и размера. | ||
Декабрь | Грибочки для белочки) | Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить соединять отдельные элементы между собой для создания целого предмета (гриба). Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка белка, корзинка для грибов. | |
Украшения для ёлки. | Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить делать поделку на ёлку, используя формы для выпечки печений. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, трубочки для коктейля, верёвочки или тесьма, ёлка | ||
Январь | Снеговик | Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Учить детей украшать поделку, добавляя детали природного материала. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка снеговик. | |
Лепка по замыслу. | Цель: Закреплять разнообразные приёмы лепки из солёного теста. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук | ||
Февраль | Коллективная работа «Бусы» | Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, скатывать в шарики и соединять между собой в единую композицию. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, нитка для бус | |
Гусеница. Солнышко. | Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, скатывать в шарики и соединять между собой в единую композицию. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1 Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, лепить шар, сплющивать его. Добавлять детали лучики, вылепленные из столбиков разной длины. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1 | ||
Март | Цветок для мамы | Цель: Учить создавать красивую форму цветка. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять навыки работы с цветным тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук | |
Божья коровка | Цель: Продолжать учить детей делать поделку из целого куска теста. Закреплять умение детей скатывать большой шарик и украшать его недостающими деталями (глаза – горошины, ножки – семена гвоздики, точки на теле – горошины душистого перца). Развивать фантазию и творческие способности при работе с тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук | ||
Апрель | Бабочка. | Цель: Учить детей делать поделку из нескольких частей, располагая части симметрично относительно друг друга. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук | |
Мишка | Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Соединять детали между собой в правильной последовательности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук | ||
Май | Грибок-теремок. | Цель: Закреплять умение детей делить кусок теста на две неравные части. Лепить шляпку гриба из куска теста, скатанного сначала в шар, а затем сплющенного в лепёшку. Ножку гриба лепить в форме морковки. Закреплять умение соединять детали между собой с помощью воды. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук | |
Лепка по замыслу. | Цель: Закреплять разнообразные приёмы лепки при работе с тестом. Учить выбирать замысел, использовать разные цвета теста. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук |
Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы
При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводиться 2 раза в год. Сроки проведения мониторинга: сентябрь, май. (Приложение 1).
Информационно - методическое обеспечение программы
- Кадько Е., Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на – Дону «Феникс», 2006- 217с.
- Кискальт И.. Соленое тесто. Москва «Аст–пресс», 2002- 142с.
- Корчинова О. В.. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
- Лыкова И. А.. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
- Скребцова Т. О., Данильченко Л. А.. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 - 250 с.
- Фирсова А. В.. Чудеса из соленого теста. – Москва: Айрис-пресс, 2008 –32с.
- Хоменко В. А.. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 - 63с.
- Хананова И. Н.. Соленое тесто. Москва: «Аст-пресс», 104с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Москва,2005.
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. – Театр – творчество – дети. – Москва, 2004.
Приложение 1.
Диагностическая карта развития детей 3-4 лет
Дата проведения на начало года ___________
Дата проведения на конец года ___________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Знает приемы лепки | Знает инструменты и приспособления для лепки | Знает -правила техники безопасности при работе с инструментами и красками | Знает правила оборудования рабочего места. | Умеет отламывать от большого куска теста небольшие кусочки | Умеет скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики | Умеет раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски; | Умеет оследовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы; | Умеет пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из солёного теста; | Умеет соблюдать технику безопасности; | Умеет уметь работать в коллективе. | Итого ( количество баллов) | ||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 |
Уровни овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке из соленого теста
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тесто пластике. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют сформированному уровню усвоения программы, 2 балла – на стадии формирования; и 1балл – не сформировано.
28 - 33 баллов – уровень овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке сформирован;
23 - 28 баллов – уровень овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке на стадии формирования;
18 - 23 баллов – уровень овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке не сформирован.
28 - 33 - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.
23 - 28 – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается за помощью к педагогу
18- 23 – характеризуется у ребенка желанием лепить. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их. Не владеет приемами работы стеками. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»
Использование программы в образовательной деятельности предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...