Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста "Здравствуй, Сказка!"
методическая разработка (младшая группа)

Программа «Здравствуй, Сказка!» направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

      Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2-3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_skazka.docx62.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №43 «Снежинка»

города Белово»

Т.А. Подъяпольская, Н. В. Мастихина

 Здравствуй, Сказка!

Дополнительная общеразвивающая программа для детей

раннего дошкольного возраста

Белово

2023

Авторы – составители: Н. В. Мастихина, Т.А. Подъяпольская.

  Мастихина Н. В., Т.А. Подъяпольская. Здравствуй, Сказка!   [Текст]: дополнительная общеразвивающая программа / Н. В. Мастихина, Т.А. Подъяпольская. – Белово: МБДОУ «Снежинка», 2023. – с.

Программа «Здравствуй, Сказка!» направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

      Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2-3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Занятия по театрализованной деятельности у детей раннего дошкольного возраста проводятся в форме тематических встреч.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы………......…..4

1.1. Пояснительная записка…………………………………………….…….4

1.2. Цель и задачи программы………………………………………….…….7

1.3. Содержание программы…………………………………………………10

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………19

2.1.Календарный учебный график реализации дополнительной деятельности на 2022 - 2023 года……………………………………………………………19

2.2. Основные направления программы……………………………………..20

2.3. Инструментарий диагностики …………………………………………..21

Список литературы……………………………………………………………25

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Театральное искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно также, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Кукольный театр наиболее полно позволяет развивать общие способности малышей для адаптации в окружающем мире, приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций

В этой связи, была разработана программа дополнительного образования по разделу "Театрализованная деятельность" в рамках кружка "Здравствуй, Сказка! " для детей первой младшей группы.

Данная программа ориентирована, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка младшего дошкольного возраста, его способностей, интересов, развитие речи, памяти, мышления и получение знаний о театральном искусстве. В программе систематизированы средства и методы различных видов театральной деятельности.

В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности.

Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная - в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность - при минимальном участии воспитателя.

Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, как итог - артистизм в театральных постановках.

Актуальность Программы

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.      Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.

Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Новизна программы:

 Новизна Программы заключается в том, что:

 в Программу включены здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз);

  дети знакомятся с новыми видами театральных кукол: театр на ложках, театр на фартуках, театр на прищепках и др.;

 репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;

 родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.

Педагогическая целесообразность программы:

Заключается в том, что театрализованная деятельность формирует навыки социального поведения. Эти навыки формируются благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность: дружба ("Теремок"), взаимовыручку ("Под грибом"), честность, смелость, послушание ("Волк и семеро козлят") и другие.

Отличительная особенность данной программы:

Заключается в широкой интеграции театральной деятельности с речевым развитием детей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неименной любовью.

Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решимости, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, память, воображения, способность к импровизации, самостоятельность в принятии решений.

Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется играя. А в игре он познает мир.

1.2. Цель и задачи программы:

Цель программы:

Главной целью программы является формирование активной творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.

Задача программы: 

1. Развивать сферу чувств: соучастие, сопереживание.

2. Развивать навыки общения в коллективе, навыки бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;

3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

4. Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение;

6. Развивать музыкальный слух, чувство ритма и координацию движений;

7. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;

8. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

9. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

10. Формировать первичные навыки публичных выступлений и умения держаться на сцене;

11. Формировать уверенность, раскрепощенность;

12. Пополнять словарный запас, знакомить с театральной терминологией;

13. Воспитывать культуру поведения в театре.

14. Максимально раскрывать творческие возможности детей и развивать артистические возможности.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Наглядность обучения - осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения).

Доступность - театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики ( от простого к сложному).

Проблемность - направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения - направлен на расширения кругозора, на развитие познавательных процессов.

Методы обучения:

  методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, придумывание проблемных ситуаций, элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии;

 метод наблюдения: определение эмоционального состояния героев и персонажей;

 методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, творческие задания);

 методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

 репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов, эпизодов с опорой схематическую модель, схемы-эмоции);

 метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути еѐ решения в процессе организации опытов, наблюдений;

  метод драматизации (позволяет решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ);

 метод активного восприятия (дает возможность детям накапливать впечатления от произведений устного народного творчества и окружающего мира).

Формы проведения занятий:

 игра

 импровизация

 инсценировки и драматизация

 объяснение

  рассказ детей

 чтение педагога

 беседы - диалоги

 просмотр видеофильмов

 разучивание произведений устного народного творчества

 обсуждение и наблюдения

 словесные и подвижные игры

 репетиция и показ спектакля

 индивидуальные занятия.

 Адресат программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 2-3 года

 (1 младшая группа).

Программа рассчитана на 1 год обучения. Проводится кружок два раза в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 10-15 минут).

Занятия проводятся с октября по май. Всего 62 занятия.

Форма обучения – очная

Возрастные особенности детей 2 -3 лет:

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.

1.3.Содержание программы:

Учебно - тематический план занятий в 1 младшей группе

Неделя

Тема

Практика

Форма аттестации/

контроля

Октябрь

1 неделя

1. «Давайте познакомимся»

2. Рассматривание иллюстраций к русско-народной сказке "Курочка Ряба"

1

1

2 неделя

3. "Для Деда, для Бабы курочка Ряба снесла яичко золотое" (слушаем сказку)

4. "Цыплята на прогулке"

1

1

3 неделя

5. Настольный театр "Курочка Ряба"

6. "Цветочки на лужайке"

1

1

4 неделя

7. Игра - инсценировка "Вышла Курочка гулять"

8. "Сказка про Утят"

1

1

Ноябрь

1неделя

1. Рассказывание русской народной сказки "Репка"

2. "Колоски"

1

1

2 неделя

3. Настольный театр по мотивам русской народной сказки на "Репка"

4. "Мы варим суп"

1

1

3 неделя

5. Игра-инсценировка "Есть у Деда огород"

6. "Кто как кричит"

1

1

4 неделя

7. Игра -драматизация сказки "Репка"

8. "Паровоз ребят повез"

1

1

Декабрь

1неделя

1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Колобок"

2. "Игра с Колобком"

1

1

2неделя

3. "Колобок" (чтения или прослушивание аудиосказки)

4. "Белый хвостик"

1

1

3 неделя

5. Показ театр на прищепках «Колобок»

6. "Игрушки из коробки"

1

1

4 неделя

7. Игра-инсценировка "Колобок спешит на Елку"

8. "Зимушкины забавы"

1

1

Январь

1 неделя

1. "Стоит в поле Теремок" (чтения или просмотр мультфильма)

2. "Снежинки танцуют"

1

1

2 неделя

3.Театр Би-ба-бо "Теремок"

4. "Снеговик с сюрпризом"

1

1

3 неделя

5. Игра- драматизация "В темноте, да не в обиде"

6. "На горке"

1

1

Февраль

1 неделя

1. "Маша и медведь" (просмотр мультфильма)

2. "Медведь и пчелы" (этюд на имитацию движений)

1

1

2 неделя

3. Чтение русской народной сказки "Маша и медведь"

4. "Падали, падали белые снежинки" (импровизация танца с снежинками)

1

1

3 неделя

5. Показ плоскостного театра "Маша в лес пошла"

6. Подвижная игра "Мишка-Топтыжка"

1

1

4 неделя

7. "Мы играем и поем" (шумовой оркест)

8. "В гости пальчики пришли"

1

1

Март

1 неделя

1. "Волк и семеро козлят" знакомство детей с персонажами русской народной сказки

2. "Вышла козочка гулять" (этюд на импровизацию звукоподражание)

1

1

2 неделя

3. "Волк и семеро козлят" (чтение или прослушивание аудиосказки)

4. "Нет на свете милей нежной мамочки моей"

1

1

3 неделя

5. Игра-драматизация "Волк и семеро козлят"

6. "Я с платочками хожу" (танец с платочками)

1

1

4 неделя

7. Фартучный театр "Волк и семеро козлят"

8. Дидактическая игра "Угадай из какой сказки"

1

1

Апреля

1 неделя

1. Чтение русской народной сказки "Три медведя"

2. "Распускайтесь, деревца"

1

1

2 неделя

3. Игра-хоровод "Маша по садочку ходила, свой платочек там уронила"  

4. "Птенчик"

1

1

3 неделя

5. Театр масок "Три медведя"

6. "Дождик капает по крыше"

1

1

4 неделя

7. "Свет мой зеркальце, скажи, кого ты видишь"

8. Подвижная игра "У медведя во бору"

1

1

Май

1 неделя

1. Дидактическая игра "Собери картинки по порядку"

2. Игра-драматизация "Колобок в гости к нам пришел"

1

1

2 неделя

3. Потешка "Зайчик и лиса"

4. "Заходите в гости к нам"

1

1

3 неделя

5. "Мыльные пузыри"

6. "Путешествие в страну сказок"

1

1

4 неделя

7. Выставка "Мои любимые сказки"

8. Итоговая сказка с родителями "Репка"

1

1

                                                                                             Всего занятий:     62                      

Перспективное планирование по театрализованной деятельности для детей раннего дошкольного возраста.

Тема и Цели:

Октябрь

1. "Давайте познакомимся!" (Встреча с Петрушкой)

Цель: формировать у детей интерес к театрализованной игре; желание участвовать в общем действии используя все окружающее пространство. Побуждать детей к общению, развивать речевую активность.

2. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Курочка Ряба"

Цель: учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

3. "Для Деда, для Бабы курочка Ряба снесла яичко золотое" (слушаем сказку)

Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Курочка Ряба", учить внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

4. "Цыплята на прогулке"

Цель: вызвать интерес к игре, обогащать эмоции, детей, дать заряд бодрости.

5. Настольный театр по русской народной сказке "Курочка Ряба"

Цель: познакомить детей с ходом действий сказочных персонажей в настольном театре; стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры; побуждать к активному участию в ней; развивать речевую и двигательную активность.

6. "Цветочки на лужайке"

Цель: вовлечь в игровую ситуацию, заинтересовать сюжетом, привлечь к индивидуальному исполнению роли, вызвать радость от игры.

7. Игра - инсценировка "Вышла Курочка гулять"

Цель: обучать умению перевоплощаться в персонажей, звукоподражать их голосам, выполнять имитационные движения.

8. "Сказка про Утят"

Цель: приобщать детей к миру театральной игры, познакомиться со сказкой.

Ноябрь

1.Рассказывание русской народной сказки "Репка"

Цель: учить детей эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание текста. Учить отвечать на простые вопросы по содержанию сказки. 

2. "Колоски"

Цель: рассказать об уборке урожая зерновых, вовлечь в игровую ситуацию, развить чувство ритма.

3. Настольный театр по мотивам русской народной сказки на "Репка"

Цель: продолжать знакомить с театром через театрализованные представления и произведения детской литературы, систематизировать знания детей о различных видах театра; воспитывать любовь к русским народным сказкам.

4. "Мы варим суп"

Цель: познакомить с урожаем овощей, вовлечь в игровую ситуацию, приобщать к двигательной импровизации, вызвать положительный эмоциональный отклик детей.  

5. Игра-инсценировка "Есть у Деда огород"

Цель: стимулировать у детей эмоциональное восприятие сказки; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; звукоподражать голосам животным; воспитывать интерес к играм/инсценировкам.

6. "Кто как кричит"

 Цель: дать представления о домашних животных, учить детей подражать их голосам, учить пересказывать сюжет знакомой сказки.

7. Игра -драматизация сказки "Репка"

Цель: поддерживать желание детей участвовать в театрализованных действиях персонажей, запоминать их последовательность; побуждать к звукоподражанию; развивать речевую активность.

8. "Паровоз ребят повез"

Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию, дать положительный эмоциональный заряд.

Декабрь

1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Колобок"

Цель: продолжать приучать детей внимательно рассматривать иллюстрации к сказке, объяснять содержание иллюстраций. 

2. "Игра с Колобком"

Цель: познакомить детей со сказкой, вовлечь в игру, порадовать детей яркой игровой ситуацией.

3. "Колобок" (чтения или прослушивание аудиосказки)

Цель: обучать умению внимательно слушать сказку, понимать ее смысл; правильно отвечать на вопросы; побуждать к речевым повторам, звукоподражанию голосам животных.

4. "Белый хвостик"

Цель: побуждать детей относиться к игрушке зайцу как в живому существу (заботиться, жалеть и т.д.), учить чувствовать интонацию своего голоса, развивать чувство ритма в двигательной импровизации.

5. Показ театр на прищепках «Колобок"

Цель: познакомить детей с персонажами сказки «Колобок» посредством демонстрации настольного театра. Развивать речь и речевое общение,

6. "Игрушки из коробки"

 Цель: вовлечь в игровую ситуацию, порадовать детей интересным сюжетам, пробуждать двигательную активность детей в свободной пляска.

7. Игра-инсценировка "Колобок спешит на Елку"

Цель: побуждать к играм – инсценировкам; повторять за воспитателем выразительные слова и фразы; выполнять имитационные движения.

8. "Зимушкины забавы"

 Цель: порадовать детей игровым сюжетом, побуждать к двигательной импровизации.

Январь

1. "Стоит в поле Теремок" (чтения или просмотр мультфильма)

Цель: обратить внимание детей на ход действия, на поведение сказочных персонажей, на их характер речи; вызвать желание подражать им.

2. "Снежинки танцуют"

Цель: развивать чувство прекрасного, чувства ритма, побуждать детей эмоционально откликаться на контрастные музыкальные образы (спокойное и ритмичное движения).

3. Театр Би-ба-бо "Теремок"

Цель: познакомить детей с ходом действий сказочных персонажей в настольном театре; стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры; побуждать к активному участию в ней; развивать речевую и двигательную активность.

4. "Снеговик с сюрпризом"

Цель: развивать эмоциональный отклик на Снеговика, продолжать развивать способность выполнять импровизированные движения под музыку и пение.

5. Игра- драматизация "В темноте, да не в обиде"

Цель: вызвать желание участвовать в играх/драматизациях, развивать выразительность речи, силу голоса, тембровую окраску голоса; способность к импровизации движений.

6. "На горке"

Цель: вовлечь детей в инсценировку, дать эмоционально положительный заряд, учить пересказывать сюжет.

Февраль

1. "Маша и медведь" (просмотр мультфильма)

Цель: учить внимательно смотреть мультфильм; следить за развитием действия, учить правильно понимать содержание; правильно отвечать на вопросы.

2. "Медведь и пчелы" (этюд на имитацию движений)

Цель: формировать способность сочетать действия с текстом, работать над синхронностью их исполнения; развивать речевую активность.

 3. Чтение русской народной сказки "Маша и медведь"

Цель: обучать умению внимательно слушать сказку, понимать ее смысл; правильно отвечать на вопросы; побуждать к речевым повторам, звукоподражанию голосам животных.

 4. "Падали, падали белые снежинки" (импровизация танца с снежинками)

Цель: продолжать развивать способность импровизировать под музыку; умение ритмично двигаться в такт музыки.

5. Показ плоскостного театра "Маша в лес пошла"

Цель: познакомить детей с ходом действий сказочных персонажей в плоскостном театре; стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры; побуждать к активному участию в ней; развивать речевую и двигательную активность.

 6. Подвижная игра "Мишка-Топтыжка"

Цель: развивать в игровой форме основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость. 

7. "Мы играем и поем" (шумовой оркестр)

Цель: развивать способность ритмично ударять шумовыми игрушками; вызвать эмоциональный всплеск, радость и удовольствие.

 8. "В гости пальчики пришли"(пальчиковые игры и упражнения)

Цель: обучать детей четкому проговариванию текста, массажу пальчиков рук; развивать речевую активность и мелкую моторику пальцев рук.

 

Март

1. "Волк и семеро козлят" знакомство детей с персонажами русской народной сказки

Цель: познакомить с произведением; учить правильно понимать содержание, следить за развитием действия; правильно отвечать на вопросы.

2. "Вышла козочка гулять" (этюд на импровизацию звукоподражание)

Цель: обучать умению перевоплощаться в персонажей, звукоподражать их голосам, выполнять имитационные движения

3. "Волк и семеро козлят" (чтение или прослушивание аудиосказки)

Цель: способствовать эмоциональному детскому восприятию сказки; умению внимательно относится к образному слову, запоминать ход действия, интонационную выразительность воспитателя; правильно воспринимать содержание, отвечать на вопросы.

 4. "Нет на свете милей нежной мамочки моей"

Цель: воспитать нежные чувства к дорогой мамочке, желание инсценировать для неё песенку; согласовывать текст и движения; развивать мелодичность голоса, формировать исполнительские умения через подражание взрослым.

 5. Игра-инсценировка "Волк и семеро козлят"

Цель: стимулировать у детей эмоциональное восприятие сказки; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; звукоподражать голосам животным; воспитывать интерес к играм/инсценировкам.

 6. "Я с платочками хожу" (танец с платочками)

Цель: развивать пластику движений, музыкальность.  

7. Фартучный театр "Волк и семеро козлят"

Цель: развивать умение драматизировать эмоциональные отрывки из сказки, совершенствовать диалогическую речь детей, учить их поддерживать беседу, правильно отвечать на вопросы.

 8. Дидактическая игра "Угадай из какой сказки"

Цель:  

 

Апрель

1. Чтение русской народной сказки "Три медведя"

Цель: способствовать эмоциональному детскому восприятию сказки; умению внимательно относится к образному слову, запоминать ход действия, интонационную выразительность воспитателя; правильно воспринимать содержание, отвечать на вопросы.

2. "Распускайтесь, деревца"

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре; дать представление о приходе весны; создать эмоциональный отклик на игровой сюжет; вовлечь в игру.  

3. Театр масок "Три медведя"

Цель: познакомить детей с ходом действий сказочных персонажей, стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры; побуждать к активному участию в ней; развивать речевую и двигательную активность.

 4. "Птенчик"

Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации.

5. Игра-хоровод "Маша по садочку ходила, свой платочек там уронила"

Цель: воспитывать у детей интерес к хороводным играм; обучать умению свободно двигаться, используя все пространственное окружение, развивать эмоционально – образное восприятие хороводного пения.  

6. "Дождик капает по крыше"

Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать положительные эмоции. 

7. "Свет мой зеркальце, скажи, кого ты видишь"

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние; побуждать к умению с помощью мимики передавать настроение.

 8. Подвижная игра "У медведя во бору"

Цель: развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться. Увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова воспитателя. Повышение эмоционального уровня и сплоченности группы. 

Май

1. Дидактическая игра "Собери картинки по порядку"

Цель:  

2. Игра-драматизация "Колобок в гости к нам пришел"

Цель: поощрять стремление детей участвовать в создании игрового образа при помощи движений, совершенствовать двигательную активность детей. 

 3. Потешка "Зайчик и лиса"

 Цель: учить перевоплощаться в предложенные образы и разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей 

4. "Заходите в гости к нам"

Цель:  

5. "Мыльные пузыри"

Цель: порадовать детей новым сказочным сюжетом; учить понимать нравственный смысл сказки; побуждать к двигательной импровизации.

6. "Путешествие в страну сказок"

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками. 

7. Выставка "Мои любимые сказки"

Цель: развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

8. Итоговая сказка с родителями "Репка"

Цель: создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, творческого сотрудничества. 

Планируемые результаты:

 Развитие у детей интереса к театрализованной деятельности;

 Формирование психологических процессов (память, мышление, речь, воображение); двигательных и музыкально - ритмических способностей.

 Приобретение практических навыков коммуникативного общения друг с другом, воспитание личностных качеств (дружеские взаимоотношения, добрые чувства друг к другу).

 Раскрытие творческих способностей у малышей.  Играя роль, ребенок не только эмоционально переживает поступок своего персонажа, но и передает свое отношение к нему с помощью мимики, жестов, движений, эмоциональной выразительности речи, тембровой окраски голоса.

 Способствует становлению речевой активности, пополнению словарного запаса, формированию звуковой культуры и грамматического строя речи.

РАЗДЕЛ 2.1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.Календарный учебный график реализации дополнительной деятельности на 2022 – 2023 года

Год

обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных занятий

Режим занятий

1 год

01.10.2022

31.05.2023

31

62

2 раза в неделю

Театральная деятельность с детьми проводиться в группе и в музыкальном зале. Развивающая среда музыкального зала и группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-20, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности и театрализованной деятельности детей. Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. В группе созданы условия для нормального психосоциального развития детей:

- Спокойная и доброжелательная обстановка,

- Внимание к эмоциональным потребностям детей,

- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,

-Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,

- Созданы условия для развития и обучения.

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Методические материалы и средства

Младшая группа

Методическая литература (печатные): учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.

Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Русские народные сказки для малышей.

Книжки: «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. сказки.

Аудиовизуальные средства: видеофильмы, слайды, презентации и т.д.

Слайды с изображением: настольного кукольного театра,

Театр, сцена, различные сюжеты по сказкам: колобок, репка, курочка ряба. CD с фонограммами, видеозаписи досуговых программ

Наглядные пособия: плакаты, карты настенные, картины и т.д.

Плакаты с изображением театра, картины с дикими и домашними животными, разными сказками

материально-техническое обеспечение

костюмерная, музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, компьютер, фото и видеотехника

картотеки

игры, потешки, скороговорки, чистоговорки, театрализованных игр; картотека психогимнастики, пальчиковые игры.

Виды театров, оборудование

куклы би-ба-бо;

ширма большая и малая;

пальчиковый, вязаный театр; театр резиновой игрушки, театр на прищепках, фартучный театр, плоскостной театр, бумажный театр, театр на магнитах, пальчиковый фланелевый театр

Музыкальные средства

лицензионные музыкальные диски «Музыка в гармонии с природой»: «Энергия водной стихии», «В райском саду», «В объятиях летней ночи», «Бесконечное движение воды;

CD диски по русским народным сказкам

2.2. Основные направления программы: 

Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности;

Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

 Что такое театр, театральное искусство;

 Какие представления бывают в театре;

 Кто такие актеры;

 Какие превращения происходят на сцене;

 Как вести себя в театре.

2.3. Инструментарий диагностики во 2 группе раннего возраста

(2-3 года)

Инструментарий диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или, когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация ожжет быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Таблицы педагогической диагностики во 2 группе раннего возраста заполняются 1 раза в год – в конце учебного года, так как в начале учебного года у малышей протекает адаптационный период.

Основные диагностические методы:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, — в начале и конце учебного года.

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

Разделы

Ф.И. ребенка

Развитие речи

Сопровождают

речью игровые и

бытовые действия

По просьбе взрослого

проговаривает слова,

небольшие фразы из

2– 4 слов

Отвечает на

простейшие

вопросы («Кто?»,

«Что?», «Что

делает?») и более

сложные («Во что

одет?», «Что

везет?», «Кому?»,

«Какой?», «Где?»,

«Когда?»,

«Куда?»).

        

Итоговый

показатель по

каждому

ребёнку

(среднее

значение)

1.

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Уровневые показатели: Высокий уровень – 20-15 баллов Средний уровень – 14-7 баллов Низкий уровень - 6-0 баллов

Воспитатели: _______ /___________________/

 ____________ /________________________/

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

Разделы

Ф.И. ребенка

        Приобщение к художественной литературе

Может рассказать

об изображённом

на картинке, об

игрушке, о событии

из личного опыта,

отвечать на

вопросы (Кто, что

это? Что делает?)

Может прочитать наизусть стихотворение при помощи взрослого договорить слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений

Принимает участие в драматизации сказок, потешек, стихотворений

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного и с наглядным сопровождением

        

Итоговый

показатель по

каждому

ребёнку

(среднее

значение)

1.

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Уровневые показатели: Высокий уровень – 20-15 баллов Средний уровень – 14-7 баллов Низкий уровень - 6-0 баллов

Воспитатели: _______ /___________________/

 ____________ /________________________/

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

Разделы

Ф.И. ребенка

        Музыкальная деятельность        

                        

Проявляет

активность

при

подпевании, выполнении

танцевальных

движений

Умеет выполнять движения:

притопывать ногой,

хлопать в ладоши,

поворачивать кисти

рук, бегать на

носочках, галопом;

выполнять плясовые

движения в кругу,

врассыпную,

передавать образы

Умеет

извлекать

звуки из

музыкальных

инструментов:

погремушки, бубна,

металлофона

Узнаёт

знакомые

мелодии,

вместе со

взрослым

подпевает в песне

музыкальные фразы,

различает

звуки по

высоте

        

Итоговый

показатель по

каждому

ребёнку

(среднее

значение)

1.

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Уровневые показатели: Высокий уровень – 20-15 баллов Средний уровень – 14-7 баллов Низкий уровень - 6-0 баллов

Воспитатели: _______ /___________________/

 ____________ /________________________/

Список литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

     2. Григорьева Н. Н. Роль театра в жизни дошкольника // Молодой ученый. — 2014. — №5.

3. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Москва, Творческий центр “Сфера”, 2000 г.

4. Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, Москва “Школьная пресса” 2004 г.

4. Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва: АРКТИ, 2007 г.

5. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»: 2-5 лет.- Москва: ВАКО, 2007 г.

6. А.В. Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.

7. М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.

8. Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.

9. О.В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.    

10. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва: АРКТИ, 2007 г.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24»

Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №24 "   (далее Учреждение) разработа...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста

1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...