Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи "Будем говорить правильно!"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
по развитию речи «Будем говорить правильно»
( средняя группа)
Составитель:
Буренко Н.А.
Сидоренко И.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60»
Принята: УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете заведующий МБДОУ № 60
МБДОУ № 60 __________ _____________
протокол от ___________ приказ от _______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
по развитию речи «Будем говорить правильно»
(средняя группа)
Составитель:
Буренко Н.А..
Сидоренко И.В.
Белово 2019 г.
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:
- принцип развивающего обучения;
- принцип сочетания научности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – игра, развлечение, досуг, конкурс, викторина. Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
2. Содержательный раздел
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.
Тематический план
№ | Тема | К-во | Месяц |
1. | «Здравствуй, осень!» | 1 | сентябрь |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | 1 | сентябрь |
3. | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | 1 | сентябрь |
4. | «Я - человек» | 1 | сентябрь |
5. | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | 1 | октябрь |
6. | Формирование навыков диалогической речи. | 1 | октябрь |
7. | «Дары осени» | 1 | октябрь |
8. | «Нас приручил человек» | 1 | октябрь |
9. | «Моя малая Родина» | 1 | ноябрь |
10. | Рассказывание по картине | 1 | ноябрь |
11. | «Вежливые слова» | 1 | ноябрь |
12. | Разучивание стихотворения | 1 | ноябрь |
13. | Описание предметов по их признакам | 1 | декабрь |
14. | Описание и сравнение игрушек (кукол) | 1 | декабрь |
15. | Пересказ сказки | 2 | декабрь |
17. | «Моя любимая игрушка» | 1 | январь |
18. | «Как зайчонок нашёл маму» | 1 | январь |
19. | Описание предметов по картинкам | 1 | февраль |
20. | «В мире профессий» | 1 | февраль |
21. | Описание предметных картинок | 1 | февраль |
22. | «День защитников Отечества» | 1 | февраль |
23. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | 1 | март |
24. | Пересказ сказки | 1 | март |
25. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» | 1 | март |
26. | «Уроки Мойдодыра» | 1 | март |
27. | Описание предметов и игрушек | 1 | апрель |
28. | Составление рассказа | 1 | апрель |
29. | Закрепление обобщающих понятий | 1 | апрель |
30. | «В мире транспорта» | 1 | апрель |
31. | «День Победы!» | 1 | Май |
32. | «Семья» | 1 | Май |
33. | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | 1 | Май |
34. | «Литературный калейдоскоп» | 1 | Май |
Содержание
№ | Тема | Цель | Средства реализации |
1. | «Здравствуй, осень!» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку» |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. |
3. | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток. |
4. | «Я - человек» | Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. | Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек». |
5. | Пересказ сказки. | Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей. | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка. |
6. | Формирование навыков диалогической речи. | Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. | Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла. |
7. | «Дары осени» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. |
8. | «Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка» |
9. | «Моя малая Родина» | Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. | ИКТ: виртуальное путешествие по городу Кемерово. Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра: «Замри» |
10. | Рассказывание по картине | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. | Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока». |
11. | «Вежливые слова» | Продолжать развивать диалогическую речь. | Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок. |
12. | Разучивание стихотворения | Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково» |
13. | Описание предметов по их признакам | Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). | Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики. |
14. | Описание и сравнение игрушек (кукол) | Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. | Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы». |
15. 16. | Пересказ сказки | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации. |
17. | «Моя любимая игрушка» | Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. | Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа. |
18. | «Как зайчонок нашёл маму» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
19. | Описание предметов по картинкам | Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. | Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная. |
20. | «В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда |
21. | Описание предметных картинок | Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. | Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф. |
22. | «День защитников Отечества» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки». |
23. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
24. | Пересказ сказки | Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. | Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок. |
25. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» | Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. | Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша». |
26. | «Уроки Мойдодыра» | Совершенствовать диалогическую речь. | Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка. |
27. | Описание предметов и игрушек | Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) | Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных. |
28. | Составление рассказа | Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. | Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы. |
29. | Закрепление обобщающих понятий | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) | Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки. |
30. | «В мире транспорта» | Совершенствовать навыки описательного рассказа. | Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор» |
31. | «День Победы!» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
32. | «Семья» | Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. | ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры: «Здравствуйте, ребята! », «Собери из частей целое»; клубок ниток. |
33. | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. | Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха». |
34. | «Литературный калейдоскоп» | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. | Беседа о том, какие произведения знают дети. |
3. Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Методическая литература
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Наглядный материал
Перечень произведений детской художественной литературы
Игры по развитию речи
Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»
Использование программы в образовательной деятельности предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса»...