Конспект интегрированной образовательной деятельности "Семья.Семейные традиции"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель занятия: Закреплять знания и представления детей о семье, о семейных традициях.
- Образовательные: дать понятие «Семейные традиции», показать роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
- Развивающие: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.
- Воспитательные: воспитание чувств любви к своей семье, чувства уважения к родителям. Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект интегрированной образовательной деятельности"Семья. Семейные ценности" | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Малышок»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
подготовительная группа
Воспитатели: Гулиева Н.А
Таибова И.Б
2022
Цель: Закреплять знания и представления детей о семье, о семейных традициях.
- Образовательные: дать понятие «Семейные традиции», показать роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
- Развивающие: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.
- Воспитательные: воспитание чувств любви к своей семье, чувства уважения к родителям. Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа.
Интеграция ОО: Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Методические приемы: беседы, игра, сюрпризные моменты, метод поощрительного словесного стимулирования, метод вопрос-ответ.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья».
Материалы и оборудование: народные костюмы для девочки и мальчика; полотенце – рушник; каравай с солью; атрибуты для оформления русской горницы (самовар, прялка, половики, чайный сервиз, скатерть); сундук с предметами (фотоальбом, фотографии, старинный измельчитель, праздничный колпак), ножницы, цветная бумага, клей. Картинки с изображением деревьев, животных
Ход ООД
Дети входят в группу становятся в круг
Орг. Момент.
Говорю тебе привет ,улыбнись скорей в ответ.
здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, вы заметили, что у нас сегодня гости? А как мы приветствуем гостей?
Дети: Здравствуйте, дорогие гости.
Стук в дверь (заходит Карлсон): Здравствуйте ребята и взрослые.
Воспитатель и дети: Здравствуй Карлсон. А ты как сюда попал?
Карлсон: Я сидел один на крыше и скучал, даже пообщаться не с кем. Малыш подрос, в школу пошел. Мы с ним редко видимся, а у меня больше никого нет, так тоскливо стало, решил полетать. А, когда пролетал мимо вашей группы, услышал в окне голос ребятишек и решил прийти к вам.
Воспитатель: «Ну, молодец, что зашел, оставайся, с нами тебе будет интересно.
Воспитатель: «Сегодня я хочу рассказать много нового и интересного! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребусе. (ребус на экране)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет К цифре «семь» добавлю «Я»- И получится? (Семья). Карлсон: А, что такое семья? У меня ее нет. Я всегда один на крыше. Воспитатель: Вот сейчас ребята тебе и расскажут, что такое семья. Варианты ответов: Мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки…это люди, которые живут вместе, в одном доме…это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Карлсон: Здорово, когда у тебя есть такие люди, которые любят и заботятся о тебе. Воспитатель: Верно, в семье человек получает преданную любовь близких, заботу, воспитание, пример поведения. Вот как раз о воспитании есть одна русская пословица. Карлсон: Я знаю такую пословицу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу». Карлсон: «А, вы, ребята знаете пословицы про семью?
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Семья ладом полна.
- Вся семья вместе, и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- На что клад, коли в семье лад.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
Карлсон: Какие вы молодцы, сколько вы знаете пословиц. Воспитатель: Да, слагать пословицы, которые несут смысл – это одна из давних традиций. Карлсон: А, что такое традиции? Ребята, может вы знаете? Предположительные ответы детей. Воспитатель: У каждого из нас есть своя семья, а у каждой семьи свои традиции. Как вы думаете, ребята, какие есть у вас традиции. Ответы детей.
Воспитатель: Традиции – это семейные обычаи, принятые в семье, правила поведения, совместное празднование праздников, всё, что передается из поколения в поколение. Карлсон: Как все интересно. Воспитатель: Сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу вам, какие были тогда обычаи и традиции. Какие же семейные традиции были в России? Карлсон иди с нами, тебе будет интересно. Чтобы узнать куда мы попадем, отгадайте загадку.
Стоит жилище, деревянные бочища.
Внутри печь да дрова это русская ...(изба).
Все подходят к оформленному уголку в виде русской избы, макет печи, стол, самовар, сушки, баранки, колосья. У входа переодетые в русские народные костюмы мальчик и девочка встречают гостей хлебом да солью.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим к нам в дом! Здороваются с поклоном. Карлсон: Ребята, скажите, почему нас здесь так встречают? Варианты ответов: это старая традиция – встречать гостей на пороге дома. Воспитатель: Хозяин показывает, что рад гостям, что для гостей предлагает самое ценное в доме – хлеб да соль; так хозяйка дома показывает свое гостеприимство; про такие семьи говорят они какие? Дети: гостеприимные – всегда рады гостям…и т.п. Воспитатель: Согласна с вами, мы действительно попали в гостеприимную семью. Скажите, а какая традиция, связанная с походом в гости, сохранилась с давних времен по сегодняшний день? Варианты ответов: Чаепитие! Друзья чаще всего приглашают в гости «на чай», за чаем обсуждали разные проблемы, решали вопросы…просто беседовали… Карлсон: А, мы, будем плюшками баловаться? Воспитатель: Мы обязательно еще вернемся в этот дом на чаепитие побаловаться плюшками, но сейчас мы продолжим наше путешествие. А куда мы попадем вы узнаете, когда найдете отгадку про предмет, который я загадаю. Под этим предметом указано место, куда мы должны направиться.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит-
Всем чай пить велит. (Самовар)
Карлсон вместе с детьми находит под самоваром записку.
Можно я прочитаю, меня малыш научил. Загадка про лес. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. Карлсон: Я знаю куда надо лететь, направляйтесь за мной. (Летят по залу под звук пропеллера, можно 2 круга для разминки). Прилетают к оформленному панно с родословными деревьями.
(Заранее проведенная работа с родителями)
Карлсон: Ребята, посмотрите, куда мы попали? (шум леса ) Воспитатель: Это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга. Ребята, расскажите Карлсону, почему здесь необычные деревья. Варианты ответов детей: Это наши родословные деревья, эти деревья мы оформили вместе с родителями. По этим деревьям можно узнать свою родословную, своих предков.
Воспитатель: такие деревья составляли с давних времен, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков…это давняя семейная традиция – составлять генеалогическое древо, а кто изображен на ваших деревьях? Ответы детей.
Воспитатель: А, кто скажет, почему историю семьи чаще всего оформляю в виде дерева? Почему называют – родословное дерево?
Варианты ответов детей: Потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…
Воспитатель: Вы все молодцы, постарались с родителями и сделали небольшую экскурсию по своей родословной. Каждый из вас познакомил нас со своими семьями. Надеюсь, эту замечательную традицию вы будете хранить и продолжать. После лесной прогулки надо немного отдохнуть.
Физминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
Воспитатель: - Молодцы! Настоящие спортсмены!
Воспитатель: А, мы, отправляемся дальше. Чтобы понять куда мы направимся надо отгадать загадку.
Когда услышит добрый день
Зазеленеет старый …(пень)
Под пенечком находят загадку.
В комнате у бабушки словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной много нужного хранит. (Сундук)
Карлсон: Ребята, скажите, что это такое, сундук?
Дети: Что-то похожее на ящик с крышкой.
Воспитатель: Карлсон, ты случайно, когда летел к нам, нигде сундук не видел?
Карлсон: Видел летите за мной. Сначала летим прямо, потом налево.
(сундук спрятан под тканью). Карлсон и воспитатель достают сундук. Дети садятся на стульчики. (В сундуке предметы, воспитатель достает по одному и рассказывает).
Воспитатель: Это сундук, в нем могли хранить разные ценные вещи, могли хранить вещи, которые передавались из поколения в поколение…
Я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций. Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях. Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи. Возможно, здесь есть подсказки из ваших семейных традиций.
Варианты ответов:
- фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников…фотографии каких -то памятных моментов…праздников
- книжка – традиция читать книги младшим детям…читать перед сном… может быть традиция сочинять и записывать сказки…
- колпак праздничный «с днем рождения» - традиция праздновать дни рождения, новый год с семьей… поздравлять друг друга
- старинный измельчитель, которым пользовалась прабабушка.
- А какие традиции есть в нашей группе?
Варианты ответов детей: поздравлять друг друга с днем рождения…готовить и праздновать Праздник осени, Новый год, Масленицу, 8 марта …ходить к памятнику на 9 мая, ходить на экскурсию в лес в разные времена года… участвовать в разных конкурсах, викторинах...делать подарки родителям своими руками.
Воспитатель: Ребята мы столько времени проводим вместе, заботимся друг о друге, помогаем друг другу в группе, справляем праздники, а нашу группу можно назвать одной дружной семьей?
Раз мы с вами, одна большая дружная семья, я предлагаю сделать вам герб нашей группы, а, чтобы сделать герб предлагаю посмотреть картинки и выбрать, что же будет изображено на нашем гербе. На выбор предлагаются картинки и обсуждаются с детьми их значения. Дети выбрали солнце, лошадь, дерево яблоню.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, наше дерево похоже на яблоню? Почему? (на ней нет яблок). Как мы можем это исправить?
(Вырезать яблоки. Дети вырезают путем складывания бумаги пополам, приклеивают листик и черенок, прикрепляют к дереву.)
Воспитатель: Дети, вспомните, в начале нашего занятия каждый из вас уверял, что в ваших семьях нет традиций… Сейчас, вы, также уверены в этом?
Варианты ответов: нет…мы узнали многое о традициях…узнали какие бывают традиции…поняли, что в ваших семьях тоже есть свои традиции
Я хочу вам сказать: Любите, уважайте, берегите, радуйте своими успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи. Ребенок читает стих.
Будьте все вместе, друг друга цените
Обиды и ссоры подальше гоните
И пусть про вас говорят все друзья:
Какая хорошая – ваша семья. Кира М
Карлсон: Спасибо вам ребята, мне так было интересно.
С вами я почувствовал себя в семье. Воспитатель. Молодцы, ребята. И я хочу вам пожелать, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. А мы приглашаем Карлсон в гостеприимную семью, где нас встречали хлебом и солью, закрепить традицию чаепития, он ведь так хотел плюшками побаловаться.
(Занятие заканчивается общим чаепитием).
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика- Синтез Москва 2014
2. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Мозаика- Синтез Москва 2015
3. Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. 1998.
2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заменителей».
Развитие творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования у детей 4-5 лет. Обучение пересказу...
Конспект интегрированной образовательной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе (образовательные области "Социализация", "Познание", "Художественное творчество"). Тема:"Теремок".
Конспект интегрированной образовательной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе "Теремок"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе (образовательные области "Социализация", "Познание", "Художественное творчество"). Тема:"Путешествие в зимний лес"
Конспект интегрированной образовательной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, аппликации и физической культуре.Тема: «Игрушки». Программное содержание данного занятия: закреплять правильное произношение гласных и согласных зву...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе на тему: «Семья и семейные традиции»
Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательност...