Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapina.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по знакомству с бытом и традициями русского народа
с элементами театральной деятельности
«В гостях у Пелагеи»
для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Интегрированные образовательные области:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие»
Виды деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательная;
- Продуктивная;
Программные задачи образовательных областей
«Познавательное развитие»
- активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;
- расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;
«Речевое развитие»
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.
- Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами; развивать связную речь;
- Привлекать детей к рассказыванию прибауток;
- вызывать у детей желание интонационно выразительно рассказывать потешки.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- Создать веселое настроение с помощью хороводной игры;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
«Художественно-эстетическое развитие»
- Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
- Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
- Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок;
- Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, самовар, рушник, чугунок, ухват, сундук, сарафан, кокошник.
Оборудование:
- Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
- Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха;
- Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков;
Предварительная работа:
- Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
- Беседа о старинных способах передвижения;
- Слушание русской народной музыки;
- Рассматривание альбома «Русская изба»;
- Заучивание потешек, пословиц, поговорок;
Используемые методы, приемы и технологии
- Словесный;
- Наглядный;
- Обсуждение;
- Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
- Компьютерные технологии (ИКТ);
Ход образовательной деятельности:
Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница». Звучит русская народная музыка.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать. Хотите отправиться в прошлое и посмотреть, как жили люди давным-давно, когда не было еще ваших мам и пап и даже бабушек и дедушек.
- Скажите, пожалуйста, а как же сейчас называется наша страна? (Россия).
- А как давным-давно называлась? (Русь или Русь-матушка).
-Но чтобы попасть в прошлое надо произнести слова: «Повернись, покружись в прошлое вернись». Мы уже совсем рядом. Пойдемте за мной по тропинке. А вот мы и пришли в гости к Пелагее.
У входа в русскую избу детей встречает хозяйка в русском народном сарафане – Пелагея.
Пелагея: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Здравствуйте, добры — молодцы, да красны — девицы.
- А вы знаете, что означал низкий поклон на Руси? (пожелание здоровья от всей души, добра). Давайте поздороваемся и с нашими гостями по старинной русской традиции (Руку к сердцу и низкий поклон).
Пелагея:
- Ребята, сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинном доме.
- А как называли в старину дом?
- Правильно, это изба,
- А из чего же строили избы? (Из бревен). Проходите, я расскажу вам про наше житье - бытье, как на Руси-матушке жили-поживали.
- Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила как называется это место в избе?
- Правильно, в горницу. А что такое горница? Правильно, комната.
- Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу в горнице? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
Пелагея:
- А вы любите отгадывать загадки. Сейчас я вам загадаю одну. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.
-В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе. Загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идёт (печка)
- Печь в избе - самое главное? Без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет».
- Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
Пелагея: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
- А с какими слова обращались к русской печке: Предлагаю вместе сказать слова:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги ты нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, в дом богатства принеси. (Проговорить с детьми хором).
Пелагея: А вот и ещё одна загадка.
- Что хозяйка в печку ставит
Кто из вас ребята знает?
Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.
Пелагея: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки. Чугунок был незаменим в хозяйстве.
- А как вы думаете он лёгкий или тяжёлый. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Он мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Ведь у него и ручек нет. Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:
Черноват, худоват без копыт, а рогат.
Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,
Кочерги родимый брат старый кованный ухват.
Предполагаемые ответы детей: Ухват.
Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Пелагея: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. Я приглашаю вас пройти за стол.
- Посмотрите сколько у меня на столе посуды. В русской избе вся посуда делалась руками самих людей. А чего делали посуду давным-давно (из глины и дерева).
Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая, расписная. Мастера расписывали посуду диковинными узорами и цветами!
- Какие виды росписи вы знаете? Вот эти деревянные ложки и плошки. Какая это роспись (хохломская).
- А на этой посуде как называется роспись. Гжель. Городец.
Пелагея: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Предполагаемые ответы детей: Самовар.
Пелагея: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться.
Пелагея: - Да, талантливый народ жил на Руси. А как начнёт плясать, никому не устоять, И нам пора размяться. Как говорится: «Сделал дело — гуляй смело» ( дети под русскую нар. музыку пляшут хоров «Земелюшка -чернозём). - Молодцы, мои хорошие, как весело плясали!
- Ребята, а как вы думаете любили дети раньше играть. А с чем же они играли. Давайте посмотрим вокруг и найдём старинные игрушки (на столе дети находят Матрёшку, свистульки, дымковскую игрушку).
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть и проверить как вы запомнили старинные слова.
Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)
Пелагея
- А вот и ещё один предмет у меня есть в горнице.
Прячет бабушка там вещи.
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут (сундук)
- В неё хранили свое добро, вещи. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда вы поможете досказать пословицы!
Словесная игра «Доскажи пословицу»
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Делу время – потехе – час!
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Звучит сказочная музыка.
Пелагея: Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный и лапти новые! Лыковые!
- Сарафан. Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами.
-И рубаха белая с красными узорами.
- И ещё один предмет одежды. А это головной убор женский. Называется кокошник (Закрепить с детьми название).
На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник.
Кокошник украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями,
фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями.
На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник.
Кокошник украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями,
фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями.
На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник.
Кокошник украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями,
фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями.
Воспитатель: - Сейчас я вам предлагаю ребята стать мастерами и самим украсит свой кокошник. А теперь приглашаю в нашу мастерскую! У меня есть заготовки кокошников, разные украшения для них. С чего мы начнем работу? Выложим узор на кокошнике, а потом приклеим (Практическая работа. Индивидуальная помощь).
Чтобы кокошник получился красивым, как будем работать? (аккуратно)
- Чей кокошник тебе понравился больше?
Дети выбирают понравившийся кокошник, оценивают свой выбор.
- Дети, что нового и интересного вы сегодня узнали?
(Дети вспоминают, проговаривают)
- Ребята вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами побывали. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Пелагея угощает детей сушками.
А чтобы вернутся, мы должны сказать с вами слова: «Покружись, повернись в настоящее вернись».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Статья "Театральная деятельность как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста"
Театральная деятельность как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста Воспитание детей – важное и сложное дело. Чтобы увидеть результаты своего труда необхо...
Тематический день с использованием элементов театрализованной деятельности в образовательной системе «День семьи» (для среднего дошкольного возраста)
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада....
Тематический день с использованием элементов театрализованной деятельности в образовательной системе «День сказки» (для среднего дошкольного возраста)
Еще одна, хорошо знакомая всем сказка, «Дюймовочка» рассказывает нам о доброте души, заботе, красоте и любви. Сказка полна интересных, увлекательных приключений крошечной девоч...
Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.
Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...