Конспект занятия на тему: "Цепочки в лесу"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по экологическому развитию в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Детский сад комбинированного вида №28»
346537 г. Шахты, Ростовской обл., ул. Ландау, 5 т. 26-00-31 e-mail dou28@shakhty-edu.ru
.
Согласовано:
Зам. заведующего по ВМР:
_______________ О.А.Котова
“___”________________2023 г.
Конспект ООД по экологическому развитию
в подготовительной группе
тема: «Цепочки в лесу»
Составитель:
Маричева Людмила
Владимировна
2023 год
Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.
Развивающие:
- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
- стимулировать познавательный интерес воспитанников.
Воспитательные:
- воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию: Рассказ "Цепочки в лесу" из книги "Экология в картинках", бумажные цепочки из трех звеньев, презентация, изображения животных, которые упоминаются в рассказе, д/и "Пищевые цепочки".
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята,сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы догадаетесь сами прослушав загадку:
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайцы, волки, кабаны… (Лес)
Воспитаель: Каких обитателей леса вы знаете? (заяц, волк, медведь, кабан, лиса, лось) -Каких животных называют хищниками? (у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткие уши) Почему? (охотятся на других животных)
-Каких животных называют травоядными? (которые поедают растительную пищу)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес письмо из леса от старика Лесовика, сейчас мы его прочтем:
Здравствуйте, дорогие ребята. Только вы сможете помочь справиться с бедой, которая случилась в моем лесу! Злой волшебник заколдовал лес и животные перестали питаться как прежде: зайцы волков едят, а ежики за лисицами гоняются! Разберитесь в этой путанице и в своем письме расскажите, кто же кого и что есть должен.
Ой, а тут ещё лежит цепочка, но она почему-то порвана.
Воспитатель: Поможем ребята? Давайте заглянем с вами в лес и цепочку возьмём с собой, может быть там мы с вами найдём ответ и поймём, почему она порвалась.
Ребята, а вы бывали в лесу?
На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.
Похож ли лес на многоэтажный дом?
Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
Кто живет в этом доме на разных этажах?
У гусеницы место на листке. Дело у нее одно - поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него своими острыми челюстями. Если прислушаться - даже хруст слышно.
В какое время года в лесу можно встретить гусениц и жуков?
Где они зимой?
На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. потом нашла колосок, попробовала - спелый ли, и потащила в норку, про запас.
А кто еще в лесу питается семенами, орехами, желудями?
А в стволе дерева, под корой, проедает - пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается.
Масса всяких мелких и крупных животных поедает траву, листья, кору, дерево, а уж о семенах да желудях и говорить нечего.
Какие животные едят траву, листья, кору?
И кажется, если дать гусеницам, жукам, да мышам волю - они весь лес съедят!
Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.
Как вы думаете, кто приглядывает за жуками, гусеницами и мышами?
Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу - цап! - и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку - и нет мыши. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор и стал долбить дырку.
Почему дятла называют доктором?
Зачем он долбить дырку?
Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался.
Но за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее.
Каких вы знаете крупных охотников?
Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить.
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.
Почему животные друг от друга зависят?
Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.
Вот ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка.
Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.
Какие растения растут в лесу?
Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями.
Кто питается растениями?
Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны.
Третье звено - охотники. Самые разные.
Какие охотники живут в лесу?
Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множство мелких птиц -они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает.
Почему лиса поглядывает на мышей и зайцев сверху вниз?
И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.
А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреба, совы, волки и рыси.
Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
Ребята, а вы помните про цепочку, которую нам прислал старик-Лесовик? Как вы думаете, почему она порвалась?(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать и немного подвигаться.
Физкультминутка “Старик-Лесовик”
Жил под ёлкой старичок,
Старичок – Лесовичок.
Вместе с солнышком вставал (потягивания),
Умываться начинал («умывают» ладошками лицо и руки),
Подметал потом он хатку (движения подметания),
Застилал свою кроватку («застилают» руками).
Утром выполнял разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),
И торопился на тропинку (подходят к столам).
Воспитатель: Вот и мы с вами вышли на тропинку. А теперь, ребята, я предлагаю вам самим построить пищевые цепочки.
Д/и "Пищевые цепочки"
Воспитатель: Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям).
Какой вывод должны были сделать китайцы?
Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных всех их надо беречь.
Стихотворение «Про Всех На Свете». (Б.Заходер)
Все – все, все На свете, На свете нужны, И мошки, Не меньше нужны, Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд, И кто делает яд.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников – Злых и свирепых. Плохие дела, У кошки без мышки, У мышки без кошки, Не лучше делишки.
Да если мы с кем – то Не очень дружны, Мы все – таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны. А если нам кто – нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется…
Все – все, все
На Свете На Свете нужны, И это все дети Запомнить должны!!!
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы сохранить живые цепочки и не нанести вред природе?
Дети называют правила сохранения живых цепочек в лесу: ! Не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые. ! Беречь деревья. Они кормят лесных жителей. ! Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным. ! Не обижать животных. ! Не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Ответы детей... Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Ответы детей... Воспитатель: Какое задание вам показалось самым трудным? Ответы детей... Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы.
Давайте вернемся в группу и напишем старичку Лесовику письмо, о том, что выяснили сегодня, это должно вернуть в лес всё на свои места.
Пишут письмо старику-Лесовику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".
Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...
Конспект занятия «Жизнь диких животных в лесу зимой»
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию «Жизнь диких животных в лесу зимой» в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по физкультуре "Прогулка в лесу"
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60752.jpg)
Конспект занятия по математике "Прогулка по лесу"
Занятие для дошкольников старшей группы. Закрепление умения группировать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, знание цифрового ряда, умения соотносить количество и цифру. Работа с LEG...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-97685-1395310951.jpg)
конспект занятия по безопасности "Пожар в лесу"
Цель. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня. Развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/30/picture-747246-1622381890.jpg)
конспект занятия по аппликации "Звери в лесу" подготовительная группа и презентация к занятию
Конспект занятия по аппликации "Звери в лесу". Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой - аппликация из резанных шерстянных ниток. прилагается презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/08/picture-920201-1654707339.jpg)
Конспект занятия по математике «Осенью в лесу» (итоговое занятие за полугодие в средней группе)
Конспект занятия по математике «Осенью в лесу»(итоговое занятие за полугодие в средней группе)...