Использование "образовательного геокешинга" в формировании познавательно - исследовательской деятельности и пространственных представлений у детей с нарушением слуха.
статья (старшая группа)
В данной статье говорится об эффективности использования современной технологии дошкольного образования «Образовательньного геокешинга» в работе с детьми с нарушением слуха. Поскольку ведущим компенсирующим анализатором у детей с нарушением слуха является зрение, то основной задачей, направленной на развитие познавательных способностей, выступает грамотный выбор методик преподнесения информации, подбор наглядного материала, а так же четкое регулирование смены деятельности. Все эти требования включает в себя «образовательный геокещинг». Именно поэтому, «образовательный геокещинг» занимает важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_geokeshing.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «образовательного геокешинга» в формировании познавательно - исследовательской деятельности и пространственных представлений у детей с нарушением слуха.
Морозова И.В.
Воспитатель ВВК
ГБДОУ д/с №27 «Надежда»
Введение новых педагогических технологий является важным фактором эффективности образования. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Одной из таких новых современных технологий дошкольного образования является «образовательный геокешинг». Суть технологии - организация игровой деятельности детей, наполненная познавательным, развивающим материалом.
Игра – одно из самых привлекательных занятий. В процессе игры развиваются планирование, воображение, умение анализировать результаты, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации.
Для ребенка с нарушением слуха игра имеет еще большее значение, т.к. она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи, ограниченностью словесного общения. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности затрудняют эффективность развития, самостоятельное овладение знаниями, приобретение жизненно-необходимых умений и навыков. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Сложные процессы, предусматривающие необходимость операций анализа, синтеза, обобщения, формируются у них более медленно и затрудненно, чем у слышащих детей. Их представления об окружающем мире крайне бедны. Для детей, имеющих нарушение слуха, также характерно более медленное овладение двигательными навыками, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. Таким детям необходимо развивать познавательные способности – это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разных практических задач.
Ведущим компенсирующим анализатором у детей с нарушением слуха является зрение. Поэтому одной из основных задач, направленных на развитие познавательных способностей, выступает грамотный выбор методик преподнесения информации, подбор наглядного материала (он должен быть ярким, красочным, необычным, интересным), а так же четкое регулирование смены деятельности. Все эти требования включает в себя современная технология «образовательный геокещинг». Именно поэтому, «образовательный геокещинг» занимает важное место в работе с детьми с нарушением слуха.
Использование технологии «образовательного геокешинга» в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым. Эта технология является эффективным и необходимым средством для развития у дошкольников с нарушениями слуха самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата, в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Геокэшинг – это увлекательная командная игра на ориентирование, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему.
В ходе реализации геокешинга можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
В ходе организации игры с детьми с нарушением слуха, реализуются следующие задачи:
Общеобразовательные:
- Вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс.
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
Коррекционные:
- Отрабатывание навыка глобального и аналитического чтения табличек, отраженного проговаривания.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие остаточного слуха детей.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве.
- Развитие интереса к предмету игры, к совместным играм.
- Развитие творческих способностей и поисковой активности.
Воспитательные:
- Формирование навыка взаимодействия друг с другом, умения прийти на помощь.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости.
- Воспитание умения доводить начатое дело до конца.
Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. В игре существуют правила, которые необходимо выполнять всем участникам:
- Найти тайник.
- Забрать из тайника предмет.
- В тайник положить предмет, взамен взятого.
- Рассказать о своей находке.
Способы поиска тайника - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть любой предмет. Видов тайников несколько. Самый популярный - это контейнер, в котором находится приз. В качестве приза могут быть конфеты, игрушки, игры, цветные карандаши, фломастеры, украшения или другая любая мелочь.
Выбор сюжета игры «геокешинг» может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Игру можно проводить в разных местах, как в замкнутом помещении (в группе, в музыкальном или физкультурном зале), так и на природе, на территории прогулочной площадки. Данную технологию можно использовать в любых режимных моментах.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты игры:
- Маршрутный лист, на котором написаны последовательно объекты поиска и где они расположены, или загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать.
- «Волшебный клубок», на котором последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от места к месту.
- Карта - схематическое изображение маршрута.
- «Волшебный экран» - планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники.
В игре, дети, выполняя одно задание за другим, преодолевают на пути различные препятствия: перепрыгивают через ручей, выполняют двигательный диктант, строят дорогу, мост через реку, считают предметы, выбирают правильную тропинку, решают кроссворды, отгадывают загадки.
Эти игры обладают огромным развивающим потенциалом. Они не только создают условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливают на развитие индивидуальности ребёнка с нарушением слуха, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
При подготовке игры «геокешинг» необходимо учитывать специфику развития, воспитания и обучения детей с нарушением слуха. Обязательно должно быть наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц, письменных табличек и речевых конструкций. Задания должны быть безопасными, доступными, то есть не чересчур сложными, эмоционально окрашенными и соответствовать возрасту детей. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами. Также необходимо рассчитывать время на выполнение заданий, чтобы дети не устали и сохранили интерес.
Правильно организованная игра «геокешинг» создает возможности для овладения детьми с нарушением слуха устной речью, позволяет детям проявлять свои способности в разных видах деятельности, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Игра позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и повышает качество подготовленности к школе.
Таким образом, процесс активного внедрения технологии «образовательного геокэшинга» в воспитательно-образовательную работу, является важным компонентом умственного развития дошкольников с нарушением слуха.
Рекомендуемая литература:
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика – М., 2001.
- Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975.
- Доронина Е.Ю. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО//Дошкольник РФ. – 19. 09. 2018
- Качалова Т., Федюшкина Е. Новый формат летней оздоровительной работы с детьми – геокешинг // Справочник старшего воспитателя. – 2018. — №7.
- Павленко В.И. Образовательный геокэшинг как комплексный метод развития дошкольников. – УрокРФ. — Режим доступа: https://урок. рф/library/obrazovatelnij_geokeshing_115243. html
- Федяева О.В. Потенциал образовательного геокешинга в развитии самостоятельности и любознательности у детей дошкольного возраста. – Дошколенок. ру, 2020. – Режим доступа: https://dohcolonoc. ru/stati/16472-potentsial-obrazovatelnogo-geokeshinga. html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.
Как развивать пространственные представления, почему это важно....
Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом
Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...
«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».
laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....
Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»
Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями слуха старшей группы и для детей с ТМНР
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в раб...
Использование образовательного геокэшинга в формировании познавательно-исследовательской деятельности и пространственных представлений у дошкольников
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных представлений о пространстве, является одной из актуальных в области педагогики, поскольку лежит в основе познавательной деятельности чел...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Дерево и его свойства"
Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и ...