Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом
статья (старшая группа)
Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги вашему вниманию представляю тему «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом». Формирование пространственных представлений является одной из важнейших задач коррекционной работы с неслышащими детьми. Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями. Практика воспитания детей с недостатками слуха показывает, что овладение пространственными представлениями и понятиями представляет определённые трудности для данной категории детей. Это связано, прежде всего, с первичным сенсорным дефектом, нарушением слуха. Нарушение слуха, в ряде случаев сопровождается и вестибулярными нарушениями. У маленького глухого ребёнка происходит нарушение ранних пространственных ориентировок, а также сужение “ближнего” пространства. Поскольку нарушение вестибулярного аппарата у глухих малышей даёт отставание в развитии моторики, то и освоение “дальнего” пространства у детей недостаточное. Таким образом, чтобы у ребёнка с недостатками слуха сформировались пространственные понятия в полном объёме и для того чтобы он успешно овладел сложными пространственными отношениями, необходима чётко спланированная поэтапная специальная коррекционная работа. И эта работа строится с учётом того, что ведущая деятельность дошкольников – игровая. Поэтому целью данной работы: эффективность применения дидактических игр при формировании пространственных представлений у дошкольников с нарушением слуха. С задачами вы можете ознакомится на слайде. Подробнее расскажу о дидактических играх, которые подбираются с учётом программных требований по каждому году обучения. Следует отметить, что любая дидактическая игра имеет этапы освоения. Вначале детей надо заинтересовать целью игры, затем приступить к освоению содержания, этот этап особенно важен для «слабых» детей. На третьем этапе Дети играют самостоятельно, взрослый опосредовано руководит. И заключительный этап – когда дети играют самостоятельно.
Большое место при развитии ориентировки в пространстве занимают игры, в которых дети прячут и находят игрушку, прячутся сами и ищут друг друга. Постепенно у детей формируется возможность осматривать пространство, учитывать расстояние и направление движения в пространстве. Во время игр, занятий, на прогулках детям приходится доставать какие-то предметы сверху, встать на носочки, тянуться вверх – “Дотянись до игрушки” (1 год обучения).
На первом году обучения задача педагога и воспитателя учить детей ориентироваться в дальнем и ближнем пространстве и с помощью зрения, и с помощью сохранного слуха.
Ориентирование детей в пространстве с помощью остатков слуха нужно начинать с использованием барабана, так как он является не только слуховым, но и вибрационным раздражителем. Важное условие – наличие у детей индивидуальных слуховых аппаратов.
Расстояние от барабана до месторасположения детей и сила ударов по барабану во время занятий зависит от слуховых возможностей детей. (с большой потерей слуха ближе, с меньшей потерей – дальше). На первом году обучения практиковались такие игры, целью, которых была знакомить малышей с обстановкой группы. Дети накапливали богатые мышечные ощущения, двигательный опыт, их реакции становились более быстрыми, точными. Пространство становится делимым: оно может быть слева, справа, спереди, сзади, высоко-низко, далеко-близко. Представления о перечисленных параметрах формируется через движения тела, через визуальные признаки, которые дополняют пространственные представления у детей, затем соединяются с понятием (словом) тут-там, туда-сюда, наверху-внизу.
Игра “Кто скорее возьмёт мишку”.
Цель: знакомить детей с обстановкой группы. Ориентировка в окружающем и обучение речи.
Оборудование: скамейка, стул, барабан, игрушка, таблички.
Ход игры: сначала играет один ребёнок и воспитатель. Они стоят на одном конце комнаты, в другом на стуле сидит мишка. Между ребёнком и мишкой – препятствие (скамейка, стул).
Правила игры: бежать по сигналу; перелезать через препятствие нельзя. После сигнала взрослый и ребёнок бегут к игрушке. Если ребёнок выберет кратчайший путь, то он берёт игрушку первым. Если ребёнок перелезает (подлезает) через скамейку– игрушку берёт взрослый. После того, как дети поймут правила игры , в игре участвуют двое детей. Место, где стоит препятствие и где лежит игрушка нужно менять.
Словарь: скамейка(т), стул(т), барабан(с-з), мишка(т).
Игра “Внизу – наверху”.
Цель: учить восприятию пространственных отношений; раскладывать кружки и овалы внизу и вверху от черты (по образцу).
Закрепить: пространственные отношения между предметами наверху
и внизу (весь материал даётся слухо-зрительно).
Ход игры: детям раздаются карточки с чертой. На столе приготовлены кружки и овалы (красного, синего, жёлтого и зелёного цвета). Дети должны разложить эти фигурки по образцу, учитывая цвет. Деятельность детей сопровождается словами (говорят так, как могут): тут, там, туда, сюда.
Словарь: тут, там, туда, сюда.
Оборудование: карточки с чертой, кружочки и овалы разного цвета (красного, жёлтого, синего и зелёного).
На втором году обучения формирование пространственных отношений неслышащих дошкольников продолжается, и решаются более сложные задачи. От ориентировки в пространстве помещения дети переходят на ориентировку на листе бумаги. Необходимо научить детей воспринимать пространственные отношения между двумя предметами по вертикали: внизу-наверху. Мне как воспитателю важно показать относительность пространственных отношений по вертикали: предмет, который по отношению к одному объекту находится наверху, по отношению к другому находится внизу и наоборот. Далее дети учатся составлять из разрезного текста фразу, определяющую положение предмета, данного на плоскости (солнышко наверху, собака внизу).
Смоделировать вертикальное положение в пространстве с его изображением на плоскости (например, игра “Вертушка”). Соединить воспринятые пространственные отношения со словом “внизу”, “наверху”, “рядом” и в ситуации конструирования “за-перед”.
Игра “Что наверху? Что внизу?”
Цель: самостоятельно воспроизводить на плоскости отношения предметов в пространстве.
Оборудование: игровое поле, карточки-картинки, таблички.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображениями. Дети должны разложить эти карточки наверху или внизу, в зависимости от того, где должен находиться данный предмет на игровом поле. Далее дети составляют из разрезного текста фразу, определяющую положение предмета, данного на плоскости (солнышко наверху, собака внизу).
Словарь: наверху (т), внизу(т), положи(т), верно(т), неверно(т), солнышко(т), цветы(с-з), шар(т), собака(с-з), утка(т), бабочка(т), мышь(с-з), зайка(т), авто(т), ёлка(т), мяч(т), самолёт(т), птица(т), кукла(т), коза(т), мишка(т), жук(т), дом(т).
Игра “Цветной кубик”.
Цель: соединять определения пространственных отношений с названиями предметов, закреплять значение предлогов “на”, “под”, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: разноцветный кубик, карточки-таблички, игрушка собака.
Словарь: кубик (т), собака(т).Фразы “Положи под (на) шкаф” (т), “ Положи под (на) ковёр” (т), “Положи под (на) стол” (т), “Положи под (на) стул” (т).
Ход игры: ребёнку даётся кубик, стороны которого разноцветные. Ребёнок бросает кубик и смотрит, стороной какого цвета он упал. На цветных карточках написаны задания. Ориентируясь на цвет стороны кубика, ребёнок находит карточку с заданием такого же цвета и выполняет его (кладёт игрушку-собаку в заданное место).
Игра “Вертушка”.
Цель: учить моделировать пространственные отношения на плоскости по плоскостному и объёмному образцам, и по словесной инструкции.
Оборудование: вертушка (на середину квадратного листа картона наклеен цветной круг; по углам квадрата приклеены маленькие квадраты так, чтобы между ними от круга шли дорожки-пазы, в пазы вставляются и свободно двигаются квадраты того же цвета, что и круг); плоскостной образец сложной формы, представляющий собой соединение квадрата и круга того же цвета, что и на вертушке; пластмассовые объёмные фигурки – кубик и шарик.
Ход игры: 1. (проводится индивидуально). Воспитатель кладёт перед перемещается по кругу картонный квадрат, предлагает ребёнку сделать то же по подражанию. Затем рассматривает с ним плоскостной образец, кладёт его рядом с вертушкой и просит сделать такую же фигуру на вертушке, продвигая квадрат в один из пазов. Положение образца меняется несколько раз. Когда дети поймут назначение “ вертушки” можно играть всем вместе.
2. Воспитатель строит образец из кубика и шарика, а дети воспроизводят его на “вертушке” (перенесение пространственных отношений с объёма на плоскость). Результаты
закрепляются в слове . (сначала это делает воспитатель, а потом и сам ребёнок).
3. Воспитатель предлагает детям выполнять различные варианты пространственных отношений по словесной инструкции (т.е. дети выполняют задания по табличкам)
Словарь: кубик (т), шарик(т), круг(т), квадрат(т), (не) верно(т), “шарик на кубике”(т), “кубик на шарике”(т), “шарик и кубик”(т), “кубик под шариком”(т), “шарик под кубиком”(т).
На третьем году обучения дети продолжают осознавать своё положение в пространстве:
– учатся обходить препятствия, определять положение товарищей среди окружающих предметов;
– у детей появляются представления о расположении частей тела: голова наверху, ноги внизу; есть правая и левая рука (называется только правая рука);
– обращать внимание детей на парность пространственных отношений, если один предмет наверху, то другой внизу; если один предмет на другом, то другой под ним; если предметы расположены рядом, то один из них справа, а другой слева.
Отличительной чертой на третьем году обучения является то, что проводится работа над понятиями предлогов “на”, “под”. Работа с предлогами является наиболее сложным этапом у детей с нарушением слуха при формировании пространственных представлений. Во-первых, предлог маленькая короткая звуковая частица, дети её не слышат, и им трудно её вычленить в письменной и устной речи. Когда ребёнок выполняет задание, я стараюсь интонационно выделять предлоги, произнося их замедленно, и добавляю характерные движения. В дальнейшем детей знакомлю с фразами типа: “мишка на столе”, “мишка под столом”, “мишка лежит на столе”, “мишка сидит под столом”. Соответственно и игры подбираются с учетом Расширения устной речи детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов.
Словарь: внизу, наверху, рядом, на, под, справа, слева.
На данном этапе предлагаю играть в следующие игры (игры можно упрощать, усложнять, добавлять словарь).
Игра “Найди игрушку”.
Цель: продолжать знакомить детей с расположением предметов и их частей по горизонтали (рядом, около). Обращать внимание на парность пространственных отношений (на, под).
Оборудование: картинки, таблички с фразами.
Словарь:
фразы | фразы |
Ход игры: 1. Ребёнок читает и запоминает фразу, затем ищет среди картинок ту, что совпадает с описанием.
2. Ребёнку представляется картинка , рассматривается, затем ребёнок составляет нужную фразу.
На четвертом году обучения дидактические игры усложняются. Дети уже знают и закрепляют знания «наверху-внизу, справа-слева, на под, рядом, около» Для меня важно расширять устную речь детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов. Самая любимая игра детей : «сделай, как я скажу», «назови соседа». Вашему вниманию предоставляю несколько видео фрагментов.
Игра “Составь картину”.
Цель: знакомить детей с расположением предметов и их частей по вертикали (внизу, наверху); по горизонтали (рядом, около); обращать внимание на парность пространственных отношений (на, под); уточнять представления о пространственном расположении предметов (справа, слева). Закреплять понимание детьми описательных фраз с предлогами на, под, около, рядом. Расширять устную речь детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов.
Оборудование: фланелеграф, фразы на карточках, мелкие плоскостные изображения игрушек.
Словарь: фразы на карточках (существительное + глагол в единственном числе), словосочетания с предлогами; предложения (развёрнутая фраза по подобной схеме: обстоятельство места + глагол + существительное).
Ход игры: Детям раздаются мелкие плоскостные изображения игрушек. Ведущий описывает расположение игрушек на закрытой картине (макет комнаты), используя разрезной текст: указывает объект и место его расположения на картине, используя словосочетания с предлогами “на”, “под”, “рядом”, “около” и название мебели. Дети прочитывают составленную фразу и располагают плоскостные изображения игрушек на стоящей перед ними картине, идентичной закрытой. Вставляют изображения в прорези. По окончании игры картина сравнивается (одинаково – неодинаково) и составляется рассказ-описание.
Итак, Значительное место в процессе обучение занимают дидактические игры. Они могут быть использованы при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Глухому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения свойств и отношений предметов требуется достаточно много повторений. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений. Таким образом, дидактическая игра способствует более успешному освоению пространственных понятий дошкольниками с нарушением слуха.
Литература, которую использовала.
- Развитие речи у детей с нарушенным слухом в детском саду. Методические рекомендации. Под ред. Э.И. Леонгард. Москва – 1988 г.
- Леонгард Э.И.,Самсонова Е. Г. Развитие речи у детей с нарушенным слухом в семье. М. : Просвещение, 1991 г.
- Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспертная программа. Под ред. Э. И. Леонгард.
- Леонгард Э. И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с паталогией слуха. Часть 2. М.: 2000 г.
- Дилактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под ред. Головчиц – М.: 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста
как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...
Роль игры в формировании пространственных представлений у детей с проблемами речи
Мы учитываем, что пространственные отношения сложны в силу их отвлеченности, поэтому, включая детей в игру и организуя их действия, стремимся представить эти отноше...
Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.
Как развивать пространственные представления, почему это важно....
«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».
laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....
Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»
Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...
Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.
Данный материал поможет педагогам сформировать пространственные представления у детей с нарушениями речи...
Использование "образовательного геокешинга" в формировании познавательно - исследовательской деятельности и пространственных представлений у детей с нарушением слуха.
В данной статье говорится об эффективности использования современной технологии дошкольного образования «Образовательньного геокешинга» в работе с детьми с нарушением слуха....