ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ГРАМОТНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
статья (подготовительная группа)

Лариса Викторовна Колосова

Здоровье – самая главная ценность данная человеку от рождения. В период дошкольного детства о детском здоровье заботятся родители, в детском саду к процессу здоровьесбережения подключаются педагоги. Желания всех взрослых совпадают: воспитание здорового и активного ребенка. Однако мнения и представления о том, как укрепить, сохранить здоровье дошкольника, а также приобщить его к здоровому образу жизни сильно разняться. Одни родители готовы всячески уберечь своего ребенка от вирусов, бактерий, травм и ссадин методом ограждения от влияний внешнего мира, другие, наоборот, позволяют ребенку все, что возможно, объясняя это тем, что таким образом у малыша выработается стойкий иммунитет ко всему чужеродному. Но существует третий подход, научно обоснованный, рациональный, здоровьесберегающий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.72 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ГРАМОТНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Здоровье – самая главная ценность данная человеку от рождения. В период дошкольного детства о детском здоровье заботятся родители, в детском саду к процессу здоровьесбережения подключаются педагоги. Желания всех взрослых совпадают: воспитание здорового и активного ребенка. Однако мнения и представления о том, как укрепить, сохранить здоровье дошкольника, а также приобщить его к здоровому образу жизни сильно разняться. Одни родители готовы всячески уберечь своего ребенка от вирусов, бактерий, травм и ссадин методом ограждения от влияний внешнего мира, другие, наоборот, позволяют ребенку все, что возможно, объясняя это тем, что таким образом у малыша выработается стойкий иммунитет ко всему чужеродному. Но существует третий подход, научно обоснованный, рациональный, здоровьесберегающий. Познакомиться с ним – просто, достаточно прочитать рекомендации в любом журнале по ЗОЖ (Здоровому Образу Жизни) и следовать им. Многочисленные исследования ученых подтверждают тот факт, что у многих взрослых, особенно у родителей, отсутствуют социально-одобряемые ценностные установки на принятие ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей на себя. Как показывает педагогическая практика совместной работы с родителями, что достичь успеха можно только путем формирования здоровьеориентированной грамотности всех участников образовательных отношений.

Родители и педагоги во многом определяют отношение ребенка-дошкольника к своему здоровью, помогают ему закладывать фундамент, на котором он будет возводить свое здание потребностей к здоровому образу жизни. Наглядный образ родителей является незыблемым ориентиром в формировании личности ребенка. Поэтому совместные мероприятия демонстрируют дошкольникам физическую активность мам и пап, их стремление к оказанию всяческого содействия и поддержки успешности их ребенка в выполнении физических упражнений, соревнований, спортивных игр. Регулярность проведения спортивно-оздоровительных досугов родителей и детей дисциплинирует и приобщает семьи к активному и здоровому образу жизни, помогает объединению членов семьи общим увлечением, вооружает родителей практическим опытом организации свободной деятельности в кругу семьи. Взрослые наблюдают своего ребенка в естественной среде спорта и игры, учатся методике ее организации и своей роли в оздоровлении всех членов семьи. Коллективные досуги мотивируют родителей для дальнейшего изучения здоровьесберегающих технологий, применения их в своей жизни и оздоровлении своего ребенка.

В последние годы стали популярными такие формы досуговой деятельности как квест-игры. В детском саду подготавливаются совместно с родителями такие квест-игры как «Волшебный цветок здоровья», «В поисках ключа здоровья». В канун праздника «Дня Защитника Отечества» с целью вовлечения пап в здоровьеориентированное совместное с детьми мероприятие подготовлена и проведена квест-игра «Папа может!». Во время проведения игры детям и папам приходилось не только проявлять свои физкультурно-спортивные умения, но и аргументировано отвечать на теоретические вопросы. Все участники мероприятия с энтузиазмом успешно преодолевали все трудности, опираясь за взаимопомощь друг друга, а главное дети убедились в утверждении, что папа всегда поможет в трудную минуту. В результате проведенного семейного здоровьеориентированного досуга «Папа поможет!» дошкольники обогатили свои знания о здоровом образе жизни, уточнили представления о предметах личной гигиены, о полезных и вредных продуктах питания, расширили знания о видах спорта. Вместе с родителями активно двигались, играли, помогали друг другу побеждать в спортивных эстафетах. При этом все участники праздника продемонстрировали упорство, волю к победе, умение договариваться друг с другом и дружно взаимодействовать всем коллективом команд и получать поддержку со стороны мам и девочек.

Для того, чтобы накопленный опыт совместных мероприятий в детском саду имел продолжение в семьях воспитанников, педагоги организовывали конкурсы среди семей с предоставлением фото и видеоматериалов. Например, в зимний период это конкурс «Лыжный поход в лес всей семьей», весной – «Наша семейная подвижная игра на прогулке», летом родители составляли фотоколлажи о купании в море или в реке, туристических походах по территории Белгородской области. Особенное значением имеют видеоматериалы, в которых родители и дети делятся своим собственным опытом приобщения к здоровому образу жизни и физкультуре.

Для того, чтобы здоровьеориантированная деятельность не осуществлялась от случая к случаю, от мероприятия к мероприятию, всех участников образовательных отношений необходимо объединить в детско-родительские проекты. Методика работы в рамках проектов построена на основе деятельностного подхода, что является актуальным в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На каждом возрастном этапе учитывались особенности физического развития детей, их индивидуальные возможности, подбирались подвижные и дидактические игры, физические упражнения, спортивные увлечения. Освещались теоретические аспекты здоровьесбережения через родительский уголок, лэпбук, совместно издаваемую газету группы. Во время составления плана работы проекта родители сами распределяли между собой обязанности по подготовке и проведению совместных досугов, конкурсов, квест-игр.

Проект «Здоровый дошкольник- здоровое будущее!» (долгосрочный – 1 учебный год) был реализован со старшими детьми совместно с семьями воспитанников. Проект ставил своей целью снижение заболеваемости, достижение положительной динамики двигательного развития дошкольников через применение технологии игрового взаимодействия как в организованных, так и в свободных формах образовательной деятельности. В рамках проекта дети совместно с родителями и педагогами побывали в ледовом дворце, совершили экскурсию в спортивный комплекс «Аркада», участниками образовательных отношений были организованы и проведены спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Детские олимпийские игры», дети овладели элементами игры в футбол.

В результате реализации проектной здоровьеориентированной деятельности у всех участников образовательных отношений сложилось ответственное отношение к своему здоровью и здоровью всех членов семьи.

Литература

  1. Дыбина, О.В. Физическое развитие детей в дошкольной образовательной организации. [Текст]: учебно – методическое пособие / О.В. Дыбина, А.А. Ошкина, Е.А. Сидякина, А.Ю. Козлова, С.Е. Анфисова. под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с. ISBN 978-5-4441-0065-3  
  1. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8. С. 13-20. ISSN 2220-1458.
  2. Кистяковская, М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Академия, 2010. - 230 с. FB Б 78-6/1383
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.[Текст]:Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова.- М.: Академия, 2006.-368 с. ISBN 5-7695-2540-1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...

«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

Система работы в МБДОУ "Детский сад №23" по формированию толерантного сознания всех участников образовательного процесса

Система работы в ДОУ по формированию толерантного сознания всех участников образовательного процесса...

Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования

Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...

Эко-клуб "Экватор" - эффективная практика формирования экологической культуры всех участников образовательных отношений

Началом формирования экологической культуры и природоохранного сознания по праву можно считать дошкольное детство, как начальной ступени непрерывного экологического образования, так как в этот период ...

Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации

В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...