Эко-клуб "Экватор" - эффективная практика формирования экологической культуры всех участников образовательных отношений
проект
Началом формирования экологической культуры и природоохранного сознания по праву можно считать дошкольное детство, как начальной ступени непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды. В современных условиях роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, значительно возросла. Несмотря на проводимую дошкольным учреждением работу по экологическому воспитанию, по-прежнему актуальными остаются вопросы по созданию системы совместных действий всех участников образовательного процесса по формированию основ экологического мировоззрения и детей и взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экология начинается с нас! Эко-клуб «Экватор» - эффективная практика формирования экологической культуры всех участников образовательных отношений Руководитель консультационного центра «Дар Родительства»: НЕМЕДОВА САЖИДА , Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 28 комбинированного вида» Троицкий городской округ
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) « Об охране окружающей среды » «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 г.» (утв. Президентом РФ от 30.04.2012 г.) « Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19.04. 2017 г.) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования КОМПЛЕКС нормативных документов 9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач: л) формирование экологической культуры , развитие экологического образования и воспитания К внутренним вызовам отнесены «низкий уровень экологического образования и экологической культуры» (пункт 20н) Конституция Российской Федерации «Правительство Российской Федерации … создаёт условия для развития системы экологического образования граждан, воспитание экологической культуры » (статья 114 (п. е 6)
- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности и общества, самообразования и накопления опыта, нацеленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих и моральных норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. («Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области») Экологическое образование Экологическая культура - это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, чувством ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим. ( Дулатова Г.Е .) Экологическое просвещение - это распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения. (Ермаков Д.С.)
Цель проекта: создание модели Эко-клуб «Экватор» - эффективная практика формирования экологической культуры всех участников образовательных отношений, с учетом идей образования в интересах устойчивого развития. Задачи: развитие системы партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников и детей, не посещающих образовательные организации по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста. Создание условий для организации совместной познавательно-исследовательской деятельности; содействие формированию экологической компетентности, предполагающей овладение основами экологии и развитие способности к разрешению экологических проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности ; содействие становлению мотивационной компетентности, предполагающей развитие потребности формировать у детей дошкольного возраста начала экологической культуры, интереса к природному миру и социально-значимых мотивов его защиты; создание современной, интерактивной развивающей предметно-пространственной экологической среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО; повышение эффективности применения информационно-коммуникационных технологий и электронного оборудования в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.
МБДОУ «Детский сад № 28» Социально-культурные условия Направленные на установление контактов в социуме Организационно-педагогические условия Создание экологической развивающей среды Здоровьесберегающие условия Направленные на охрану здоровья и ориентацию на здоровый образ жизни Материально-технические условия Уголки природы, зимний сад, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты психолога, логопеда УСЛОВИЯ , необходимые для реализации программы/проекта СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 3 ГОДА (сентябрь 2022 года – сентябрь 2025 года)
Совещание при руководителе Цель: обеспечение внедрения инновации, уточнение вопросов и корректировка работы , контроль за качеством работы педагогов. Педагогический совет Цель: внедрение практического материала по теме в практику работы всего педагогического коллектива , совершенствования профессионального мастерства педагогов. Работа в проектной команде Цель: координация и корректировка деятельности членов проектной команды, подборка и создание практических материалов, использование в образовательном процессе наиболее эффективных методов по повышению экологической культуры дошкольников посредством формирования экологической компетентности родителей. Работа педагогов по самообразованию Цель: организация системы непрерывного повышения квалификации через участие в научно-практических семинарах , конференциях, вебинарах , методических объединениях разного уровня; участие в конкурсах профессионального мастерства. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА
ВЛАДЕЮТ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ – 100 % КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ИКТ – 100 % педагогов и специалистов We Create Professional Presentation Designed ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИМЕЮТ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ, НОУТБУКИ – 100 % Цель: сбор информации для управления процессом внедрения , управления процессом инновации, оценка текущей работы, формирования банка данных по теме , размещение информации на официальном сайте , в СМИ.
Сетевые и коммуникационные устройства Стимулирующая и компенсационная надбавка педагогам Рациональное использование бюджетных средств ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принтер ч/б и цветной Персональные компьютеры, ноутбуки Мультимедийные системы, Интерактивная панель Музыкальные центры Т ехнические коммуникационные устройства Выход в Интернет Wi-Fi Группы в социальных сетях. Электронная почта Сайт Цель: анализ материально-технического состояния и состояния , развивающей предметно-пространственной среды, отбор необходимых средств обучения и возможных способов их пополнения , привлечение родителей к оказанию помощи в изготовлении атрибутов, оборудования.
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1. Организационно - подготовительный этап (сентябрь 2022 г. – декабрь 2022 г.) разработка методического аппарата эксперимента ( изучение методической литературы по данной теме, выбор методов , технологий , средств и форм реализации программы ); разработка диагностического инструментария , позволяющего оценивать эффективность реализации программы; диагностика и анализ исходного состояния уровней вовлеченности родителей дошкольников, педагогов в экологообразовательную деятельность ; р азработка комплексной программы деятельности; к оординация деятельности субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги ); регулярное обновление страницы В Контакте «Консультационный центр «Дар родительства » и на официальном сайте ДОУ в сети Интернет.
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта ) (январь 2023 г. – май 2025 г.) Проведение комплекса мероприятий ПОДПРОЕКТЫ: 1. Приключенческий эколого-образовательный квест «Тайна Пугачёвской пещеры». 2. Семейный квест -приключение «Затерянная книга профессора ». 3. Скандинавская ходьба. Скандипрогулка «Вместе весело шагать». 4. Экоквиз «Ради Жизни». КОНКУРСЫ 1. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Миллионы идей из ненужных вещей ». 2. Конкурс видеороликов «Земля – наш общий дом!», «Человек-Земля-Космос ». 3. Конкурс рисунков «Мой родной поселок Энергетиков», «Мой любимый питомец ». 4. Конкурс выставка фотографий «Родимые просторы», «Дальние странствия по миру, по стране ». АКЦИИ: 1. «Моё зелёное лето !»; КОНСУЛЬТАЦИИ (офлайн, онлайн ); 2. « Дрыц-дыц ! Батарейки !»; МАСТЕР-КЛАССЫ (Творческие мастерские); 3. «Сбор пластика »; 4. «Чистый посёлок »; СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Проблема формирования экологической 5. «Посади цветочек»; культуры ребёнка». 6. «Покормите птиц зимой »;
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Третий этап – заключительный (июнь 2025 г. – сентябрь 2025 г.) Мониторинг показателей, анализ результатов мониторинга . Мониторинг вовлечения участников образовательного процесса и сбор обратной связи. Ретроспектива проекта . Рефлексия результатов взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта. Презентация проекта (статьи, фото, видео – репортажи в социальных сетях, в СМИ). С оздание выставки методического и творческого материала. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
МЕТОДИКИ АНКЕТИРОВАНИЯ 1 . Для определения уровня эффективности педагогических воздействий, определения уровня сформированности экологической культуры дошкольников : Методика диагностики субъективного отношения к природе ( Дерябо С. Д., Ясвин В. А .); Диагностико -дидактический комплект «Мониторинг экологической деятельности» (И . Н. Недомеркова ). 2 . Для анкетирования педагогов, родителей с целью выявления интересов и потребностей в экологическом взаимодействии: Опыт экологического анкетирования Л. Колотилиной , С. Голубевой, а также авторские анкеты, что позволит учесть особенности эколого-просветительской работы в регионе. 3. Для анкетирования педагогов с целью выявления уровня готовности к инновационной деятельности: Методические пособия Никишиной А.В. " Инновационная деятельность современного педагога", Айзенка Г. «Методика «Диагностика ригидности».
Родители: Совместные мероприятия: Дни открытых дверей, праздники, развлечения, семинары-практикумы, акции, мастер-классы, консультации и др. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ КОНКУРСЫ, ВЫСТАВКИ ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ Формы организации взаимодействия Преобразование предметно-пространственной среды ДОУ; Вовлечение родителей в образовательный процесс. Педагоги: Методы и технологии: Проектный метод; Личностно-ориентированные, коммуникативные технологии; Методика проблемного обучения; Моделирование и др. Дети: Совместные с родителями проекты, образовательные игровые ситуации, игры, конкурсы, выставки, экологические акции, детские движения (с учётом потребностей и интересов детей) и др. КОНСУЛЬТАЦИИ
Ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ повышение уровня осведомленности родителей о сущности экологической образованности детей; повышение уровня их заинтересованности вопросами экологического образования; повышение профессионального уровня педагогов по экологическому воспитанию дошкольников и степени их вовлеченности в инновационную деятельность; повышение экологической культуры дошкольников; развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса . .
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Увеличение доли охвата родителей эколого-просветительскими программами и мероприятиями, в т. ч. с использованием цифровой среды ; повышение уровня удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг; обратная связь от участников проекта: отзывы и видео-отзывы родителей и детей; дипломы и грамоты лауреатов, призёров и победителей конкурсов городского, областного и всероссийского уровней. Эко-клуб « Экватор» Эффективная практика формирования экологической культуры .
РИСКИ 80 % 01 Недостаточная заинтересованность родителей (законных представителей) во взаимодействии по экологическому образованию детей. 60 % 02 Не готовность педагогов к технологии проектирования в управлении экологическим образованием. 40 % 03 Недостаточная материально-техническая база. Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!
создание модели, обеспечивающей качество и доступность дошкольного образования детей в разнообразных формах образовательной практики ; модель строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами ; распространение идей устойчивого развития и эффективного экологического взаимодействия между участниками образовательных отношений: детей, родителей, педагогов. Обоснование значимости инновационного проекта Эко-клуб «ЭКВАТОР»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Эко-клуб «ЭКВАТОР» ВМЕСТЕ У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интерактивные методы как основа эффективного общения всех участников образовательных отношений»
В настоящее время важными результатами образования становятся: готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. О...
Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования
Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...
Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации
В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...
«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...
Реализация долгосрочного общесадового проекта по формированию толерантности у всех участников образовательных отношений "Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы" "Интерактивное путешествие по первому микрорайону г.Пыть-ях"
привить любовь и гордость к своему Отечеству, за свой родной город....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ГРАМОТНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Здоровье – самая главная ценность данная человеку от рождения. В период дошкольного детства о детском здоровье заботятся родители, в детском саду к процессу здоровьесбережения подключаются педаг...
Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"
В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...