Педагогический проект "Национальная одежда хакасов"
проект (подготовительная группа)

Педагогический недельный поисково-исследовательский проект напрвленный на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalnaya_odezhda_hakasov._nedelnyy_proekt.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

«Национальная одежда хакасов»

Знакомство детей с родным краем, с его достопримечательностью и национальным колоритом неотъемлемая часть любой образовательной программы дошкольного учреждения.

К вашему вниманию представляем педагогический проект «Национальная одежда хакасов». Проект комплексный, краткосрочный, фронтальный и имеет поисково – исследовательскую направленность. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.        

 Цель проекта –   создание социальной ситуации развития посредством создания мини-музея  «Хакасская народная одежда»

Знакомя детей с родной республикой, ребята обратили внимание на красоту и необычность хакасского национального костюма. Их заинтересовали платья, у которого подол разной длины, завязанные назад платки у женщин. Воротники и манжеты, украшенные орнаментом. Удивительной красоты украшения. Так и возник проект,  посвященный национальному костюму хакасов.

Основные задачи проекта:  создать условия для:

-  поисковой – исследовательской  деятельности;  

-   развития  представления о хакасской национальной одежде;

-  приобретения опыта презентации мини-музея;

-  воспитание в детях патриотических чувств.

Проект был реализован в несколько этапов.

На подготовительном этапе  выяснили интересы  и представления детей по данной теме, выбирали источники информации, которыми дети будут пользоваться. Дети вместе с педагогами планировали  деятельность и определяли конечный продукт проекта - это создание мини – музея национальной одежды, который  был представлен «Фантазерам», детям старшей группы.

Практический этап проекта осуществляется в недели в разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), в ходе которых у детей развивались представления о национальной одежде.

  Презентационный этап. В пятницу создан и представлен мини – музей.

   На завершающем  этапе  дети обсуждали, о том,  как они представили музей детям другой группы, делились своими успехами с родителями, играли с экспонатами музея.

 Более подробно представим каждый этап проекта.

Проводя утренний сбор, мы с ребятами, часто используем интеллектуальные карты. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.  Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.  

Результативность применения метода интеллект-карт:

  • всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • карта  хорошо запоминается благодаря использованию образов и цвета;
  • дети делают карту самостоятельно, поэтому она интересна, и её приятно рассматривать;
  • интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • при изготовлении карты дети взаимодействуют, что положительно влияет на развитие коммуникативных навыков;
  • интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  •  интеллект-карту через некоторое время можно пересмотреть, что помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Карты могут оформляться по-разному, как определят дети или педагог. Они могут быть, в виде  солнышка, корабля, паровоза, озера с лодочками.  Если рассмотреть карту, которую дети сделали к данному проекту, то можно увидеть солнышко и проследить модель трех вопросов. Солнце, это тема проекта. Розовые лучики, что дети знают о хакасском костюме (что на костюмах есть орнаменты; женщины носят платки, мужчины шапки; у женщин платья длинные, а мужские рубахи завязываются поясом; женщины носят платки, завязывая их назад). На синих лучах дети показали, что они хотят: о национальном платье, а именно «Почему у хакасского платья подол разной длины»; «Какие костюмы одевали хакасы в праздничные дни»; «Какие элементы одежды украшали национальный костюм»; и о чем говорят хакасские орнаменты и украшения. На зеленых лучах дети показали, что нужно сделать, чтобы это узнать

            Созданная нами, и родителями развивающая среда помогла реализовать все планы и задумки детей.

         В понедельник ребята, благодаря альбомам, картинкам, фотографиям и книгам нашли информацию  о национальных костюмах хакасов. Дети сравнили русские народные костюмы и хакасские костюмы и выяснили, что у хакасского костюма есть:

  •  характерные длинные манжеты, застегнутые на несколько мелких пуговиц;
  • остроугольные воротники, которые застегиваются на одну большую пуговицу;
  •  костюм украшают наплечники, украшенные орнаментами.
  • женское платье имеет подол разной длины.

Всю эту информацию дети зафиксировали рисунками.

        Во вторник ребята проводили поисково-исследовательскую деятельность. Из разных источников, а именно из книг, и интернета узнали,  почему хакасское платье очень широкое и имеет подол разной длины.  И почему хакасские женщины завязывают платок назад. По итогам деятельности были составлены мини – рассказы   об  особенностях женского костюма.

       В среду ребята знакомились с праздничной одеждой хакасов, которую, они зарисовали,  и оформили в  альбом «Праздничная одежда хакасов».

     В четверг ребята нашли информацию о хакасском украшении пого. Дети с удовольствием занимались изготовлением данного украшения. Так же ребята, узнали об особенностях хакасского орнамента. Для творческой деятельности детей были созданы все условия: разные виды бисера, бус, монеты, пуговицы, тесьма, ткань.

     Большой вклад в реализации проекта внесли родители наших воспитанников. Они не только принесли картинки, фотографии, книги, но изготовили кукол в национальной одежде, тем самым помогли создать музей.

     В пятницу, утром, дети оформляли сам мини музей. Самостоятельно решали,  какую информацию они могут рассказать, какие альбомы и рисунки можно выставить, какие экспонаты можно представить.  Выбирали,  кто из детей будет проводить экскурсию по музею. А после обеда был представлен музей детям группы «Фантазеры». Детям очень понравилась быть экскурсоводами. Поэтому данный музей был представлен и другим детям нашего детского сада, а так же и родителям.

В ходе реализации и проведения данного проекта мы столкнулись и с трудностями. Это слабая материальная база, и конечно некоторое непонимания родителей. Но трудности помогают нам развиваться и двигаться дальше. Благодаря реализованному проекту мы пополнили свою развивающую среду, сблизились с родителями. А  у детей была уникальная возможность больше узнать о своей республике, проявить инициативу и самостоятельность.

Проект для подготовительной к школе группы: «Хакасская народная одежда».

Срок: 1 неделя.

Ресурсы: альбомы, картинки, книги, фотографии, предметы одежды, предметы быта хакасского народа.

Проблемное поле проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста историческому и культурному наследию Республики Хакасия.

Цель:  создание социальной ситуации развития посредством создания мини-музея  «Хакасская народная одежда»

Задачи:  создать условия для:

-  поисковой и исследовательской деятельности;  

-   развития  представления о жизни хакасов в прошлом;

-  приобретения опыта презентации мини-музея;

-  воспитание в детях патриотических чувств.

Подготовительный этап

- Выбор темы, обозначение проблемы.

- Определение цели и задач проекта.

- Разработка проекта совместно с детьми и  родителями, выбор возможных источников информации.

- Подбор необходимых источников информации.

Практический этап        

- Изучение  информационных источников по вопросам (общая работа участников проекта).

- Сбор и систематизация  материалов.

- Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта (познавательная, исследовательская и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада).

- Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд).

- Оформление мини-музея.

Завершающий этап

- Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

- Презентация мини-музея в группе «Фантазеры»

Деятельность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Образовательнаядеятельность

«Познавательная деятельность»

Тема: «Хакасская народная одежда»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе  поисковой деятельности

Цель детей: найти информацию о национальной одежде хакасов

Продукт деятельности: знание детей об особенностях хакасского костюма

«Коммуникативная деятельность»

Тема: «Национальное платье»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе  составлений описательных рассказов

Цель детей: составление  рассказа о национальном платье

Продукт деятельности:  рассказ об  особенностях хакасского платья

«Познавательная деятельность»

Тема «Что носили хакасы в праздники?»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе   исследовательской деятельности

Цель детей: найти информацию о праздничной одежде

Продукт деятельности:

 выпуск  альбома«Праздничная одежда хакасов»

«Художественно-творческая деятельность»

(Синтез искусств)

Тема: «Красота хакасского костюма»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе    посещения виртуального музея

Цель детей: классификация   характерных особенностей праздничной одежды  Продукт деятельности:

фотоматериал «Праздничная одежда хакасов»

«Коммуникативная деятельность»

(хакасский язык)

Тема: «Таначах пiскенаакин-азахтарогылды»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе   коммуникативной деятельности

Задачи: создать условия для: развития умения называть одежду на хакасском языке, правильно называть и показывать по картинке.

Цель детей:научиться называть одежду на хакасском языке

Продукт деятельности:

правильно называть новые хакасские слова и выражения (пого, сигедек,  кип-азах, порiк, одiк)

Совместная деятельность

Восприятие художественной литературы

Тема: «Как бедняк с баем судился»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе чтения сказки

Цель детей:  помочь определить какие головные уборы носили хакасы

Продукт деятельности: рисунки«Национальные головные уборы»

«Художественно-творческая деятельность»

Плоскостная лепка

Тема: «Украшения для Маши и подружек»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе  творческой деятельности

Цель детей: изготовление женских украшений для музея

Продукт деятельности: пого

«Художественно-творческая деятельность»

Аппликация

Тема: «Хакасский орнамент»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе  творческой деятельности

Цель детей: оформление хакасских костюмов орнаментами

Продукт деятельности:

красиво оформленные орнаментом хакасские народные костюмы

«Художественно-творческая деятельность»

Рисование

Тема: «Хакасский платок»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития в процессе  творческой деятельности

Цель детей: рисование платка

Продукт деятельности:

«Хакасский платок»

  Событийность проекта

Презентация мини-музея:«Хакасская народная одежда»

Цель воспитателя: создание социальной ситуации развития посредством презентации мини-музея

Цель детей: познакомить детей группы «Фантазеры» с мини-музеем и рассказать об особенностях хакасского костюма

Познавательно-исследовательскаядеятельность

Рассматривание фотографий «История хакасской одежды»

Продукт деятельности: характерные элементы хакасской одежды в схематичных рисунках

Поисково-исследовательскаядеятельность

«Мужская одежда», «Женская  одежда»

Продукт деятельности: характерные элементы мужской одежды в мини-презентациях

Д/игра«Удивительный орнамент»

(растительный, геометрический)

Продукт деятельности: выложенный орнамент из геометрических фигур

Презентации исследовательских (домашних) работ  о национальной одежде: «Что носили хакасы в будни», «Почему у хакасского платья подол разной длины?», «Как шьют хакасскую одежду», «Обувь хакасов»

Решение проблемной ситуации: «Носят ли  национальную одежду в наше время?»

Коммуникативная деятельность

  Решения проблемного вопроса  

«Кому будет полезен и интересен  наш мини-музей?»

Продукт - итог: рассуждения детей о пользе или не пользе мини-музея

Рассуждение на тему: «Что мы можем разместить в мини-музее»

Продукт деятельности: план мини-музея

Составление описательных рассказов «Национальная женская (мужская одежда)

Продукт деятельности: рассказы о мужской и женской одежде

 Д/И  «Что есть»  

Продукт - итог: знание элементов одежды  хакасов

 Д/И  «Название  элементов одежды»  на  хакасском языке

Продукт - итог: знание элементов одежды  на  хакасском языке

Восприятие

художественнойлитературы

Выставка книг по теме проекта(альбомы, книги, хакасские народные сказки с иллюстрациями одежды)

  Рассказывание  рассказа «Словно бисер в украшении» К.Нербышев

(о пого)

Рассматриваниеиллюстраций одежды в книге «Хакасские народные сказки», знакомство с художником – иллюстратором В.Тодыковым

 Чтение перед сном

хакаской народной сказки»

«Волшебный чатхан»

Хакасские народные пословицы и поговорки

Конструктивнаядеятельность

  Тема: «Сундук»

Продукт деятельности: сундук

(разные виды сундуков для одежды)

Тема:Пого

Продукт деятельности:

пого из мозаики

Тема: «Бусы и серёжки»

Продукт деятельности:  бусы и серёжки из разного вида бисера, бусинок и т.д.

 Тема: «Газета»

Продукт деятельности: газета (листы бумаги, картон)

Тема: «Юрта»

Продукт деятельности: юрта (выложенная из природного материала, разного вида конструктора)

Игроваядеятельность

 Соц. игра  

«Волшебный микрофон»

Продукт – итог:

положительное отношение к проекту; интерес к одежде хакасов;

- у педагога знание того, что детям интересно, что хотят узнать и что знают

СР/И     «Ателье»

  Продукт – итог:

- у детей  представление о работе ателье, об изготовлении хакасской одежды

 Хакасская народная игра  «Мелей тастызах»

(рукавица)

Продукт – итог:

- у детей

самостоятельная игровая  деятельность  

СР/И «Музей национального костюма»  

 Продукт – итог:

- у детей

представление о работе  музея, об элементах одежды

- у педагога

 пополнение центра игры атрибутами для игры в «Музей»

ТВ/И     «Дефиле»

Продукт – итог:

 - у детей  представление о том,  как нужно носить   хакасскую одежду,  хорошее настроение

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание альбомов  «Русские и хакасские народные костюмы»

Продукт – итог:   видеть красоту народного костюма, особенности хакасской одежды

Ручной труд«Пого»

Продукт деятельности: пого из пуговиц (фото для газеты)

Квиллинг

«Орнамент для манжеты»

 Продукт деятельности:  

украшенные манжеты для платья и рубахи

Трафареты «Хакасские орнаменты»

Продукт деятельности:  

хакасский орнамент

Выставка  кукол в хакасских народных одеждах

Продукт – итог:

Оформление мини-музея

Двигательнаядеятельность

Хакасские народные п/и «Спрячь рукавичку», «Береги своё ожерелье»

«Двигательная деятельность»

Хакасские народные п/и «Пробеги мимо «Обаа»

Хакасские народные п/и «Чол кизил ойнири», «Потаралтынанпоосотирер»

«Двигательная деятельность»

Хакасские народные п/и «Пробеги мимо «Обаа»,

 «Двигательная деятельность»

(на улице)

Хакасские народные п/и

«Спрячь рукавичку», «Береги своё ожерелье»

Взаимодействие с родителями

Познакомить родителей с проектом. Принять участие организации мини-музея «Куклы в национальном костюме»

Родительская рубрика для газеты

(индивидуальные беседы)

Оказать помощь детям в исследовательских работах о национальной одежде хакасов

Папка – передвижка «Воспитание любви к малой родине посредством знакомства с национальной одеждой»

Презентация мини-музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»

Цели:коррекционно-образовательная:—      обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей ...

Педагогический проект "Одежда"

Педагогический проект "Одежда", разработанный для детей младшей группы....

«Хакасия моя, ты часть большой России» (педагогический проект)

Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является  очень актуальной.  Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине в дальнейшем пос...

Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари;  устного...

педагогического проекта «О чём рассказала одежда?»

Несколько веков тому назад люди не знали, что такое ткань. Но они уже умели, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник...

Проект "Национальная одежда хакасов"

Цель проекта: Создание условий для обобщения и систематизации знаний в процессе реализации проекта "Национальная одежда хакасов ".Задачи проекта:   создать условия для система...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Национальная одежда хакасов"

Цель: Создание условий для развития познавательной активности           посредством ознакомления с украшением хакасского платья. Задачи: - с...