Рабочая программа кружка «Парикмахерское искусство»
рабочая программа
Рабочая программа «Парикмахерское искусство» представляет собой разработанный дополнительный курс художественно-культурологической направленности. Данная программа дает возможность детям самим выполнить ту или иную стрижку или прическу. Кроме того, данная программа обеспечивает занятость детей, прививает любовь к труду и творчеству. Она направлена на эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося; создание основы для приобретения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rogoshchenkova_n_g_parikmaherskoe_iskusstvo.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Гнёздышко»
Утверждаю:
Директор СОГБОУ
«Детский дом «Гнёздышко»
_______________Зайцева Ю.В.
«___»___________2022 г.
Рабочая программа кружка «Парикмахерское искусство»
Программу разработал:
Воспитатель группы №6:
Рогощенкова Н.Г.
Смоленск
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Парикмахерское искусство» представляет собой разработанный дополнительный курс художественно-культурологической направленности. Данная программа дает возможность детям самим выполнить ту или иную стрижку или прическу. Кроме того, данная программа обеспечивает занятость детей, прививает любовь к труду и творчеству. Она направлена на эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося; создание основы для приобретения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.
В возрасте 12-18 лет дети начинают задумываться о выборе профессии. Этот период характеризуется бурной социальной активностью детей. Происходящие сдвиги во всех областях жизнедеятельности подростков, делают этот возраст “переходным” от детства к взрослости. В этот период складываются, формируются устойчивые формы поведения, черты характера - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции.
Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по профессии парикмахера и уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Актуальность программы. Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано оно не только со сменой новейших тенденций, но и с изобретением новых технологий стрижки, укладки и окрашивания волос. Ежегодно выпускаются новые окрашивающие составы, которые отличаются огромной палитрой оттенков и к тому же не нарушают структуру волос, а, напротив, ухаживают за ними.
Парикмахерская деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области парикмахерского искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
В ходе данной программы ребенок создает новое, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Данная программа даёт возможность каждому обучающимся попробовать свои силы в разных видах работ парикмахера, помогает им сделать осознанный выбор в пользу определенного вида работ, то есть самореализоваться и самоопределиться в них. Кроме того, обучающиеся получают навыки работы с парикмахерскими инструментами, знакомятся с современными косметическими материалами, используемыми в парикмахерском деле.
Новизна программы - заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности обучающихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя их знания в парикмахерском искусстве.
В программу курса включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся вне зависимости от выбранного ими дальнейшего направления профессионального обучения.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности воспитанников.
В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер.
Цель программы: выявление и развитие способности каждого воспитанника к творческому самопроявлению, как в области парикмахерского искусства, так и в социуме; профориентация; адаптация в сложном современном обществе.
Задачи:
- Образовательные - познакомить детей с историй и развитием парикмахерского искусства; дать теоретические знания и обучить основным навыкам и приемам выполнения парикмахерских работ; Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Развивающие - развивать внимание, логическое и пространственное мышление, развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире; овладение техникой выполнения парикмахерских работ.
- Воспитательные - Воспитание культуры общения и поведения в коллективе; воспитывать трудолюбие, аккуратность,
Педагогические приемы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д.);
- сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Методы проведения занятия:
словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
Для работы в объединении созданы необходимые условия:
- просторное светлое хорошо проветриваемое помещение;
- проточная вода;
- аптечка с набором медикаментов;
- столы и стулья для каждого обучающегося;
- зеркало с полками;
- шкаф для хранения препаратов;
- Компьютер и проектор для демонстрации фото и видеоматериалов
- Инструкция по ТБ
- Пособия по парикмахерскому искусству
- Удлинитель-тройник
Инструменты и принадлежности:
- Парикмахерские ножницы прямые и филировочные;
- Щетки, расчески, щетка для чистки расчесок;
- Зажимы;
- Машинки для стрижки волос;
- Фены;
- Пеньюар;
- Фартук;
- Одноразовые воротнички;
- Распылитель;
- Одноразовые полотенца;
- Лак для волос, шпильки, невидимки.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности:
Техника безопасности при работе с режущими инструментами:
Набор парикмахерских инструментов должен находится в специальном плотно закрытом мешке или футляре с отделениями для каждого инструмента.
Работа с ножницами:
1. На конце ножниц (в нерабочем состоянии) должен быть надет резиновый ободок.
2. Передавать ножницы следует только кольцами вперед.
3. Класть ножницы в карман строго запрещено.
4. Чередуя работу ножниц с расческой при выполнении стрижки, кольцо ножниц большого пальца следует снимать и зажимать ножницы в руке, оставляя второе кольцо на безымянном пальце.
5. Работать ножницами следует только теми приемами, которые предусмотрены определенными правилами и методами.
Конечная цель программы – развитие личности воспитанника как процесс становления мыслительных, творческих, деятельностных способностей.
Ведущая идея программы: провести воспитанников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности, культура социального взаимодействия.
Ребята 12-17 лет еще не знают, как выразить свою индивидуальность. Поэтому в данной программе не ставится задача обучить детей “высокому” парикмахерскому искусству, а научить их начальным навыкам мастерства. Эта задача - творческая. Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:
- приобретение основных профессиональных знаний и навыков;
- желание и способность творчески использовать полученные знания и умения.
Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах дизайнерской деятельности. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий.
В работе с обучающимися большое значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов причесок и стрижек. При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия.
Ожидаемые результаты освоения программы - формирование компетенций для практической деятельности по созданию объектов парикмахерского искусства, развитие творческой личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению; знакомство со знаниями и умениями, необходимыми для работы парикмахера; умения оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы.
Главным результатом реализации программы являются сформированные компетенции у обучающихся для практической деятельности по созданию объектов парикмахерского искусства. У обучающихся выработаются личностные качества, способствующие приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду; будет формирована общественная активность, реализация в социуме.
Программа предназначена для девушек и юношей. Наполняемость групп составляет 7 человек. Режим занятий групп составляет 2 раза в неделю по 2 часа, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03, введенным 20.06.2021 г. постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ 3 апреля 2021 г. № 27 Д.
В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т п.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития обучающихся.
В конце обучения, обучающиеся должны знать и уметь:
Знать:
- общие представления об истории парикмахерского искусства,
- основы парикмахерского искусства,
- пропорции лица, особенности строения головы, волоса,
Уметь
- владеть основными приемами женских и мужских стрижек,
- уметь с помощью прически скорректировать внешность,
- владеть техникой укладки прически,
- общаться с «клиентом», друг с другом, педагогом в соответствии с нормами поведения в обществе, правилами этикета.
Должны быть развиты моторные навыки, глазомер, образное мышление, художественный вкус, осанка, точность движений, должна появиться адекватная самооценка деятельности; должны развиться трудолюбие, терпение, стремление к красоте, коммуникабельность, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к людям. К концу обучения у воспитанников должны быть сформирован возрастающий интерес к профессии парикмахера, а также проявиться творческая индивидуальность воспитанника.
Программа является примерной и может корректироваться педагогом с учетом особенностей работы.
Календарно-тематический план кружка «Парикмахерское искусство»:
на 2022 – 2023 учебный год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Месяц |
1 | Занятие 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с историей парикмахерского искусства. Формирование устойчивого интереса к занятиям. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 2 часа | Октябрь |
2 | Занятие 2. Работа с инструментами на деле, приёмы держания ножниц. Подготовка рабочего места для занятий. Отработка приемов держания и работы с ножницами, расческами, феном. Выполнение алгоритма подготовки рабочего места. | 2 часа | Октябрь |
3 | Занятие 3. Анатомия, физиология кожи головы и волос. Структура и строение волос и кожи. Цель: Знакомство детей с строением волос и кожи головы. Фазы роста и развития волоса. Физические свойства волос. Типы волос и способы ухода за ними. волос. | 2 часа | Октябрь |
4 | Занятие 4. Болезни волос и их лечение. Средства для ухода за волосами и их назначение. Цель: Знакомство детей с болезнями волос и способами лечения. Перхоть. Выпадение волос. Укрепление и стимуляция роста волос. Способы и виды мытья и сушки волос. Виды и назначение шампуней, правила их нанесения. | 2 часа | Октябрь |
5 | Занятие 5.Деление головы на зоны и проборы, подготовка пряди для среза, виды среза. Теоретические сведения: Деление волос на голове по зонам перед проведением стрижки. | 2 часа | Ноябрь |
6 | Занятие 6. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. Выполнение тренировочных упражнений приемов базовых стрижек. | 2 часа | Ноябрь |
7 | Занятие 7. Практическая работа: Освоение захвата пряди, видов среза волос. | 2 часа | Ноябрь |
8 | Занятие 8. Морфология лица: особенности формы и черты лица, коррекция лица при помощи стрижки. Теоретические сведения: коррекция формы лица с помощью стрижки (советы). Способы коррекции. Выбор стиля. Подбор прически с учетом типа лица. Обсуждение правильности данных рекомендаций согласно правилам коррекции формы лица. | 2 часа | Ноябрь |
9 | Занятие 9.Технология выполнения стрижек. Теоретические сведения: Виды стрижки. Последовательность выполнения стрижек. | 2 часа | Декабрь |
10 | Занятие 10. Теоретические сведения: Виды женских и мужских стрижек, технология выполнения стрижки. Выполнение мужских стрижек (простая мужская стрижка ножницами, машинкой, на расческе, классическая мужская стрижка). | 2 часа | Декабрь |
11 | Занятие 11. Теоретические сведения: Особенности строения черепа, подбор стрижек учитывая индивидуальное строение черепа | 2 часа | Декабрь |
12 | Занятие 12. Практическое занятие: по женским стрижкам. Теоретические сведения: технология выполнения женской стрижки, закрепление пройденного материала | 2 часа | Декабрь |
13 | Занятие 13. Практическое занятие : по мужским стрижкам, закрепление пройденного материала | 2 часа | Январь |
14 | Занятие 14. Теоретические сведения: Приборы для укладки волос. Укладка волос, технология выполнения укладки волос. | 2 часа | Январь |
15 | Занятие 15. Практическое занятие: Выполнение укладки волос по желанию ребенка. | 2 часа | Январь |
16 | Занятие 16. Практическое занятие: Выполнение стрижки и укладки волос по желанию ребенка. | 2 часа | Январь |
17 | Занятие 17. Стрижки волос различной длинны. Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала | 2 часа | Февраль |
18 | Занятие 18. Практическое занятие: Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала | 2 часа | Февраль |
19 | Занятие 19. Стрижки волос различной длинны. Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала | 2 часа | Февраль |
20 | Занятие 20. Коллективная работа: Цель: Учить умению сотрудничать и помогать друг другу в коллективной работе. Развивать творческое воображение, фантазию. | 2 часа | Февраль |
21 | Занятие 21. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. | 2 часа | Март |
22 | Занятие 22. Стрижки волос различной длинны. Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала | 2 часа | Март |
23 | Занятие 23. Коллективная работа: Цель: Учить умению сотрудничать и помогать друг другу в коллективной работе. Развивать творческое воображение, фантазию. | 2 часа | Март |
24 | Занятие 24. Стрижки волос различной длинны. Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала | 2 часа | Март |
25 | Занятие 25. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. | 2 часа | Апрель |
26 | Занятие 26. Стрижки волос различной длинны. Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала | 2 часа | Апрель |
27 | Занятие 27. Практическая работа: Выполнение стрижек по выбору. | 2 часа | Апрель |
28 | Занятие 28. Теоретические сведения: Косы как вид искусства. Коса как элемент прически. | 2 часа | Апрель |
29 | Занятие 29. Теоретические сведения: История возникновения косы. Виды и способы плетения косы. | 2 часа | Май |
30 | Занятие 30. Практическая работа: плетение кос. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. Закрепление полученных навыков. | 2 часа | Май |
31 | Занятие 31. Практическое занятие по пройдённому материалу, выполнение работ по желанию. Подведение итогов работы за год. Закрепление полученных навыков. Конкурс «Парикмахер года». | 2 часа | Май |
Расписание занятий кружка:
Пятница 17.00 ч. – 19ч.
Воскресенье 13.00 ч. – 15ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
Рабочая программа кружка "Волшебное искусство Оригами"
Благодаря этому материалы дети среднего дошкольного возраста с легкостью освоят азы искусства Оригами....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей 4-5 лет....
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....