Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству "Колорит"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Москальцова Алена Ивановна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kolorit.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №2»

                                   

                                 

                                                         Утверждено

                                                         Заведующим МБДОУ

                                                          «Детский сад №2»

Рабочая программа

кружка по декоративно-прикладному искусству

"Колорит"

  (старший дошкольный возраст)

                                                                         

                                                                                                                     

       Воспитатель:

                                                                                                                            Москальцова А.И

2017г

                                                       Список детей        

Время проведения кружка:

                                      Четверг  15.25 – 15.50

«Колорит»


Программа кружка

по декоративно-прикладному искусству

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка 

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. В теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах еѐ становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, еѐ культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребѐнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребѐнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребѐнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –  подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребѐнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества. Познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на один год обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью программы «Колорита» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и еѐ значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Программа знакомства ребѐнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Программа кружка  направлена на ознакомление детей с городецской, гжельской, жостовской, Полхов - Майданской росписями, вологодскими кружевами, Павлово - Посадскими платками, вышивкой, плетением, что способствует расширению  знаний детей о народных промыслах России. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  

Актуальность: Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. На занятиях кружка помогаем детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель :

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

- научить различать и называть народные игрушки, их характерные особенности( дымковская, городецская, гжель);

- познакомить с новыми видами декоративно -прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городецкая, гжель, Полхов – Майдан;

- научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;

-обогащать словарный запас детей.

Общеразвивающие:

- развивать чувство цвета, формы, композиции;

- развивать эстетическое восприятие;

- развивать творчество.

Воспитательные:

-воспитывать художественно – эстетический вкус;

- воспитывать уважение к народным традициям.

Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. 

Программа кружка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь - май.

Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка :

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

Просмотр видеофильмов;

Дидактические игры;

Использование силуэтного моделирования

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

Рассказы педагога;

 Чтение художественной литературы;

Изготовление альбомов;

Составление творческих рассказов.

А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи, встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты:

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

  Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

  Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

  Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

 Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

 Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

       

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, что они знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением.

Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«Знакомство с работой кружка «Колорита»

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Колорита». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами.

4 неделя

«Путешествие по народным промыслам. Экскурсия в мини-музей детского сада»

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Октябрь

1 неделя

«Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини- музей детского сада.»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

2 неделя

Конструирование + рисование

«Барышни-франтихи»

Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

3 неделя

Рисование + конструировании. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра» (коллективная работа)

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей.

4 неделя

«Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла»

 

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Ноябрь

1 неделя

Лепка «Филимоновские олени и коровки»

           

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

2 неделя

Рисование «Филимоновский табунок».

З а к р е п л я т ь представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

3неделя

Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла.            

Познакомить с каргопольской игрушкой . Закреплять знания детей о традициях русского народа , прожива ющего на севере России . Дать предс тавления об особенностях каргопольской росписи . Учить рисовать элементы росписи .

4 неделя

Рисование «Сказочная птица»            .

Р а з в и в а т ь у д е т е й з а м ы с е л , самостоятельно выбирать элементы р о с п и с и и ц в е т о в ую г а м м у. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Декабрь

1 неделя

Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла.

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

2 неделя

Рисование «Шарфики для козлят»

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком»..

3 неделя

Веселый Городец. Рассказ об истории промысла.

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками

4 неделя

Рисование «Сарафан для Матрешки»            

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с с о б л ю д е н и е м х а р а к т е р н ы х цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками

Январь

1 неделя

Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи

2 неделя

Лепка «Гжельские фигурки»

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

3 неделя

Русская матрешка. Экскурсия

Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

4 неделя

Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрѐшек).

Закрепить знания детей о русской матрѐшке, способами еѐ изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрѐшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

Февраль

1 неделя

Знакомство с русским народным костюмом. Экскурсия в краеведческий музей        .

Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

2 неделя

 Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

3 неделя

Искусство Жостова. Рассказ о промысле.

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

4 неделя

Рисование «Жостовские подносы»        

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края - кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Март

1 неделя

Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой.

Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

2 неделя

Рисование «Богородские игрушки» (графика)

Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.

3 неделя

Знакомство с вологодскими кружевами.

Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить.

4 неделя

Рисование «Праздничная скатерть»

Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

Апрель

1 неделя

Знакомство с тряпичными куклами

Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.  Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа

2 неделя

Изготовление «тряпичные куклы»

        

обучать изготовлению тряпичной куклы; расширить знания в области декоративно прикладного искусства, воспитывать интерес к народному творчеству, развивать творческое воображение

3 неделя

        

«Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы» 

Познакомить детей с платками из Павловского Посада. Учить выделять элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков. Учить рисовать цветы по мотивам Павлово - Посадских платков.

Развивать чувство цвета и композиции

4 неделя

«Уголок Павлово - посадского платка»

Продолжать знакомить детей с работой Павлово - Посадских мастеров. Учить выделять кайму, цветы, угол платка. Учить украшать угол платка. Совершенствовать умение сочетать цвета фона и элементов узора. Воспитывать желание составлять коллективную композицию из четырех работ, объединив цветом фона. 

Май

1 неделя

«Королева иголочка»

Познакомить с ниткой и ее спутницей иголкой.

Учить вдевать нить в иголку, делать простейшие швы;

Прививать любовь и интерес к декоративно- прикладному творчеству;

Развивать мелкую моторику, гибкость и ловкость пальцев.

2 неделя

Плетение 

        

Познакомиться с историей плетения. организация практической деятельности, направленной на овладение приёмами плетения из газетных трубочек.

-познакомить с техникой кручения газетных трубочек;

3 неделя

Вышивка

Познакомить с историей вышивки крестом; Научить изготавливать и пользоваться  схемами вышивания.

4 неделя

«Проведение итогового мониторинга.»

Определение уровня знаний детей.

Литература:

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001. 3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

 6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.

9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

10.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.

 11.Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998

12.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Очумелые ручки"

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к с...

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству "Колорит"

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прик...

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ»

    Творчество обучающихся – это создание ими оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Результатом раз...

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Пояснительная записка.Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству для детей 6-7 лет

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черт...