Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
материал по рисованию (средняя группа) на тему
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности
изобразительное искусство для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности
изобразительное искусство для детей 4-5 лет.
2015
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности «Изобразительное искусство» для детей 4-5 лет
(один год обучения)
Программу составила воспитатель МКДОУ д/с №5
Зайцева Т.А.
Ивановская область, г. Родники
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал.Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения.Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего хочу обратить внимание на то, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.
Используемые методы:
- Позволяют тренировать руку ребенка к письму;
- Позволяют изучить многоцветное изображение предметов;
- Формируют эмоционально-положительное отношение к процессу рисования;
- Способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.
Внедрение нового
Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием как традиционных так и нетрадиционных техникрисования, развитие изобразительных способностей, речи и интеллекта.
Актуальность.
Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе деятельности, а так же художественные способности.
Основные цели рабочей программы:
Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.
Программа решает следующие задачи:
Обучающая : учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению.
Воспитательная : формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка:
- Заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
- Способствовать развитию связной речи детей.
- Оказывать помощь детям в создании выразительных образов, сохраняя живость детского восприятия.
- Постепенно повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей.
- Способствовать возникновению у детей ощущения, что их рисунки интересны и другим ( педагогу, детям, родителям)
- Развитие речи. Обучить обобщению и рассуждению.
Данная программа составлена с учѐтом реализации межпредметных связей по разделам
КОММУНИКАЦИЯ. На занятиях используется метод комментированного рисования.
В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, в конце занятия дети обсуждают свои работы. На занятиях используются потешки, загадки, считалки. Выполняя практические действия дети способны усвоить много новых слов и выражений, что способствует развитию связной речи.
ПОЗНАНИЕ. Для занятий по изо-деятельности выбраны темы близкие пониманию ребенка, позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить в общение. Много интересного дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о животных.
МУЗЫКА. Использование рисунков в оформлении праздников, а музыкального оформления для лучшего понимания образа и выражения собственных чувств.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждения нарушения осанки.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Данные занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, расположению предметов в пространстве.
Материал:
- Акварельные краски, гуашь;
- Восковые и масляные мелки, свеча;
- Ватные палочки;
- Поролоновые печатки;
- Коктельные трубочки;
- Палочки или старые стержни для процарапывания;
- Матерчатые салфетки;
- Стаканы для воды;
- Подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Виды и формы работ:
Нетрадиционные техники:
1) Оттиск печатками из овощей;
2) тычок жесткой кистью;
3) оттиск печатками из ластика;
4) оттиск поролоном;
5) восковые мелки и акварель;
6) свеча и акварель;
7) отпечатки листьев;
8) рисунки из ладошек;
8) волшебные веревочки;
9) кляксография;
10) монотопия;
11) печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Календарно – тематическое планирование кружковой работы.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1: «Осенний пейзаж»
Задачи:
- Учить детей отражать свои впечатления.
- Изображать объекты разного размера.
- Развивать аккуратность в работе.
Занятие 2: «Народные промыслы» (городецкая роспись)
Задачи:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Учить находить выразительные средства рисования .
- Знакомить с народными промыслами.
Занятие 3: «Аппликация из осенних листьев «Лисички»»
Задачи:
- Учить работе с природным материалом.
- Учить находить образы и черты пригодные для рисования.
- Развивать аккуратность.
Занятие 4: «Что нам приносит осень» (рисование ладошками)
Задачи:
- Знакомство с техникой рисования.
- Развитие аккуратности, образного восприятия и эстетического вкуса.
НОЯБРЬ
Занятие 1: «Веселый автобус»
Задачи:
- Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса,
- Закреплять умение работы пастелью.
- Развивать воображение.
Занятие 2: «Сказочный дворец»
Задачи:
- Учить создавать образ сказочного дворца, передавать форму, строение, части.
- Продолжать учить работать акварелью
- Формировать желание рассматривать свои рисунки, дополнять их.
Занятие 3: «Необычный цветок» (рисование ладошкам)
Задачи:
- Закреплять технику рисования ладошками.
- Учить аккуратности, эстетическому мировосприятию.
- Вызывать удовольствие от рассматривания своих работ.
Занятие 4: «Первый снег»
Задачи:
- Учить детей рисовать с натуры.
- Развивать воображение, творчество.
- Учить работе акварелью и гуашью.
- Использовать различные кисти в работе.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1: «Ёлочки-красавицы»
Задачи:
- Учить правильно располагать изображение на листе и передавать размер объектов их окраску.
- Развивать эстетические чувства.
Занятие 2: «Прилетели снегири»
Задачи:
- Учить подбирать цветовую гамму, расположению объектов на листе.
- Закреплять умение работать акварелью.
- Правильно использовать кисти и краски.
Занятие 3: «Вьюга закружилась» (рисование снежинок)
Задачи:
- Учить создавать образ зимы, сочетать различные материалы в работе, развивать образное восприятие.
Занятие 4: «Новогодняя открытка» (рисование ладошками)
Задачи:
- Продолжать учить технике рисования ладошками.
- Развивать образное мышление и восприятие, аккуратность, эстетику рисунка.
ЯНВАРЬ
Занятие 1: «Девочка в зимней шубе»
Задачи:
- Учить детей рисовать фигуру человека, правильно передавать форму одежды, частей тела, соблюдать пропорции.
Занятие 2:»Маленький котенок»
Задачи:
- Учить детей передавать образ котенка.
- Закреплять умение изображать животных.
- Учить смешивать краски на палитре.
- Использовать в работе различные материалы
Занятие 3: «Помощница –метелка!» (рисование ладошками)
Задачи:
- Развитие образного восприятия детей.
- Обучать работе различными средствами выразительности.
- Прививать аккуратность.
Занятие 4: «Зимняя прогулка»
Задачи:
- Продолжать учить изображать на рисунке несложный сюжет
- Развивать умение изображать на рисунке фигуру человека.
- учить передавать форму и пропорции человеческого тела, движения рук и ног.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1: «Золотые рыбки в аквариуме»
Задачи:
- Продолжать учить изображать образы животных, создавать их по впечатлению.
- закреплять технические навыки и умения в рисовании.
- Учить детей рассказывать о своих рисунках и о рисунках товарищей.
Занятие 2: Рисуем сказку («Кот в сапогах»)
Задачи:
- Формировать познавательную деятельность детей (рассказ о автопортретах).
- Расширять образное восприятие.
- Совершенствовать технические навыки в работе пастелью.
Занятие 3: «Золотая хохлома»
Задачи:
- Продолжать знакомить с народными промыслами.
- Развивать художественный вкус.
- Учить основным приемам хохломской росписи.
- Закреплять умение работать красками.
Занятие 4: «Сиреневый слон»
Задачи:
- Продолжать учить создавать образ по представлению.
- Расширять технику работы гуашью.
МАРТ
Занятие 1: «Вертолет летит сквозь облака»
Задачи:
- Учить детей изображать военную технику.
- Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности.
- Развивать технические навыки рисования пастелью.
Занятие 2: «Жостовский поднос»
Задачи:
- Учить создавать узор по мотивам , используя соответствующие элементы и колорит.
- Закреплять приемы рисования кистью и красками.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Закреплять умение смешивать цвета и оттенки.
Занятие 3: «Букет на восьмое марта»
Задачи:
- Развивать у детей желание нарисовать рисунок к празднику мам.
- Закреплять умение правильного расположения объектов на листе.
- Стимулировать эмоциональное развитие и восприятие.
Занятие 4: «На зарядку детский сад!
Задачи:
- Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, строение фигуры человека.
- Закреплять технические навыки работы.
АПРЕЛЬ
Занятие 1: «Веселый жираф» (рисование ладошками)
Задачи:
- Развитие эстетического мировосприятия.
- Уметь преобразовывать образ, технические навыки работы.
Занятие 2: Рисуем сказку ( Грибок-теремок ) витраж
Задачи:
- Продолжать развивать образное представление и воображение, умение передавать в рисунке образы сказок.
- Тренировать в новой технике работы (пластилин).
Занятие 3: «Красивый букет»
Задачи:
- Учить детей создавать изображение с натуры.
- Закреплять технику работы различными средствами.
- Передавать различные цвета и оттенки.
Занятие 4: «Где-то в космосе…»
Задачи:
- Учить задумывать сюжет по представлению.
- Закреплять умение работы красками и пастелью.
МАЙ
Занятие 1: «Пасхальное яйцо»
Задачи:
- Учить добиваться выразительности образа.
- Закреплять приемы рисования нетрадиционными средствами.
- Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображения
Занятие 2: «Цыплята»
Задачи:
- Продолжать формировать умение детей создавать образы животных, передавать форму их частей тела.
- Развивать воображение и творчество.
Занятие 3: «Пчелка Майя» (рисование героев мультфильма)
Задачи:
- Упражнять в использовании различных техник для рисования.
- Развивать творческое отношение к работе.
Занятие 4: «День Победы»
Задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы.
- Учить красиво подбирать цвета.
- Развивать эстетические чувства и воображение.
Ожидаемые результаты:
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля, рисунка, стремится развивать свои способности. положительную динамику в развитии творческих и технических способностей, умений и навыков детей посещающих кружок в течении года.
Литература:
1. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн:
ООО «Попурри», 2005. – 256с.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
– 96с.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2003.– 96с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
9. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 144с.
10. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство
«ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз
– Дидактика», 2006. – 108с.
12. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД
«Корифей». 2006. – 128с.
13. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство
«Мозаика-Синтез», 2007г.
14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.:
КАРО, 2007. - 96с.
15. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
16. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ
Сфера, 2010. – 128с.
17. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
18. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией Н.Веракса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-6380-1541500838.jpg)
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237764-1365329352.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Ступеньки к творчеству"
для детей старшей и подготовительной к школе группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Раз ступенька, два ступенька»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-794579-1675723834.jpg)
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/11/picture-1180328-1631378654.jpg)
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-558018-1538062966.jpg)
Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...
- Мне нравится (1)