Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
материал по рисованию (средняя группа) на тему

ФРОЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности

изобразительное искусство для детей  4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности

изобразительное искусство для детей  4-5 лет.

2015

Рабочая программа кружка по дополнительной  образовательной деятельности «Изобразительное искусство» для детей 4-5 лет

(один год обучения)

Программу составила воспитатель МКДОУ д/с №5

Зайцева Т.А.

Ивановская область, г. Родники

       Пояснительная записка

       В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал.Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения.Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют  всестороннему развитию  (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего хочу обратить внимание на то, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.

      Используемые методы:

  • Позволяют тренировать руку ребенка к письму;
  • Позволяют изучить многоцветное изображение предметов;
  • Формируют эмоционально-положительное отношение к процессу рисования;
  • Способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.

       Внедрение нового

Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием как традиционных так и нетрадиционных техникрисования, развитие изобразительных способностей, речи и интеллекта.

       Актуальность.

Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе деятельности, а так же художественные способности.

     

       Основные цели рабочей программы:

Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.

       Программа решает следующие задачи:

Обучающая : учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению.

Воспитательная : формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

       Задачи кружка:

  • Заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  • Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
  • Способствовать развитию связной речи детей.
  • Оказывать помощь детям в создании выразительных образов, сохраняя живость детского восприятия.
  • Постепенно повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей.
  • Способствовать возникновению у детей ощущения, что их рисунки интересны и другим ( педагогу, детям, родителям)
  • Развитие речи. Обучить обобщению и рассуждению.

Данная программа составлена с учѐтом реализации межпредметных связей по разделам

 КОММУНИКАЦИЯ. На занятиях используется метод комментированного рисования.

В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, в конце занятия дети обсуждают свои работы. На занятиях используются потешки, загадки, считалки. Выполняя практические действия дети способны усвоить много новых слов и выражений, что способствует развитию связной речи.

ПОЗНАНИЕ. Для занятий по изо-деятельности выбраны темы близкие пониманию ребенка, позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить в общение. Много интересного дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о животных.

МУЗЫКА. Использование рисунков в оформлении праздников, а музыкального оформления для лучшего понимания образа и выражения собственных чувств.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждения нарушения осанки.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Данные занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, расположению предметов в пространстве.

Материал:

  • Акварельные краски, гуашь;
  • Восковые и масляные мелки, свеча;
  • Ватные палочки;
  • Поролоновые печатки;
  • Коктельные трубочки;
  • Палочки или старые стержни для процарапывания;
  • Матерчатые салфетки;
  • Стаканы для воды;
  • Подставки под кисти; кисти.

       Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка

  1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  2. Практические – упражнения, игр методы,
  3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
  4. Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Виды и формы работ:

Нетрадиционные техники:

1) Оттиск печатками из овощей;

2) тычок жесткой кистью;

3) оттиск печатками из ластика;

4) оттиск поролоном;

5) восковые мелки и акварель;

6) свеча и акварель;

7) отпечатки листьев;

8) рисунки из ладошек;

8) волшебные веревочки;

9) кляксография;

10) монотопия;

11) печать по трафарету.

     Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Календарно – тематическое планирование кружковой работы.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1: «Осенний пейзаж»

Задачи:

  • Учить детей отражать свои впечатления.
  • Изображать объекты разного размера.
  • Развивать аккуратность в работе.

Занятие 2: «Народные промыслы» (городецкая роспись)

Задачи:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Учить находить выразительные средства рисования .
  • Знакомить с народными промыслами.

Занятие 3: «Аппликация из осенних листьев «Лисички»»

Задачи:

  • Учить работе с природным материалом.
  • Учить находить образы и черты пригодные для рисования.
  • Развивать аккуратность.

Занятие 4: «Что нам приносит осень» (рисование ладошками)

Задачи:

  • Знакомство с техникой рисования.
  • Развитие аккуратности, образного восприятия и эстетического вкуса.

НОЯБРЬ

Занятие 1: «Веселый автобус»

Задачи:

  • Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса,
  • Закреплять умение работы пастелью.
  • Развивать воображение.

Занятие 2: «Сказочный дворец»

Задачи:

  • Учить создавать образ сказочного дворца, передавать форму, строение, части.
  • Продолжать учить работать акварелью
  • Формировать желание рассматривать свои рисунки, дополнять их.

Занятие 3: «Необычный цветок» (рисование ладошкам)

Задачи:

  • Закреплять технику рисования ладошками.
  • Учить аккуратности, эстетическому мировосприятию.
  • Вызывать удовольствие от рассматривания своих работ.

Занятие 4: «Первый снег»

Задачи:

  • Учить детей рисовать с натуры.
  • Развивать воображение, творчество.
  • Учить работе акварелью и гуашью.
  • Использовать различные кисти в работе.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1: «Ёлочки-красавицы»

Задачи:

  • Учить правильно располагать изображение на листе и передавать размер объектов их окраску.
  • Развивать эстетические чувства.

Занятие 2: «Прилетели снегири»

Задачи:

  • Учить подбирать цветовую гамму, расположению объектов на листе.
  • Закреплять умение работать акварелью.
  • Правильно использовать кисти и краски.

Занятие 3: «Вьюга закружилась» (рисование снежинок)

Задачи:

  • Учить создавать образ зимы, сочетать различные материалы в работе, развивать образное восприятие.

Занятие 4: «Новогодняя открытка» (рисование ладошками)

Задачи:

  • Продолжать учить технике рисования ладошками.
  • Развивать образное мышление и восприятие, аккуратность, эстетику рисунка.

ЯНВАРЬ

Занятие 1: «Девочка в зимней шубе»

Задачи:

  • Учить детей рисовать фигуру человека, правильно передавать форму одежды, частей тела, соблюдать пропорции.

Занятие 2:»Маленький котенок»

Задачи:

  • Учить детей передавать образ котенка.
  • Закреплять умение изображать животных.
  • Учить смешивать краски на палитре.
  • Использовать в работе различные материалы

Занятие 3: «Помощница –метелка!» (рисование ладошками)

Задачи:

  • Развитие образного восприятия детей.
  • Обучать работе различными средствами выразительности.
  • Прививать аккуратность.

Занятие 4: «Зимняя прогулка»

Задачи:

  • Продолжать учить изображать на рисунке несложный сюжет
  • Развивать умение изображать на рисунке фигуру человека.
  •  учить передавать форму и пропорции человеческого тела, движения рук и ног.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1: «Золотые рыбки в аквариуме»

Задачи:

  • Продолжать учить изображать образы животных, создавать их по впечатлению.
  • закреплять технические навыки и умения в рисовании.
  • Учить детей рассказывать о своих рисунках и о рисунках товарищей.

Занятие 2: Рисуем сказку («Кот в сапогах»)

Задачи:

  • Формировать познавательную деятельность детей (рассказ о автопортретах).
  • Расширять образное восприятие.
  • Совершенствовать технические навыки в работе пастелью.

Занятие 3: «Золотая хохлома»

Задачи:

  • Продолжать знакомить с народными промыслами.
  • Развивать художественный вкус.
  • Учить основным приемам хохломской росписи.
  • Закреплять умение работать красками.

Занятие 4: «Сиреневый слон»

Задачи:

  • Продолжать учить создавать образ по представлению.
  • Расширять технику работы гуашью.

МАРТ

Занятие 1: «Вертолет летит сквозь облака»

Задачи:

  • Учить детей изображать военную технику.
  • Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности.
  • Развивать технические навыки рисования пастелью.

Занятие 2: «Жостовский поднос»

Задачи:

  • Учить создавать узор по мотивам , используя соответствующие элементы и колорит.
  • Закреплять приемы рисования кистью и красками.
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Закреплять умение смешивать цвета и оттенки.

Занятие 3: «Букет на восьмое марта»

Задачи:

  • Развивать у детей желание нарисовать рисунок к празднику мам.
  • Закреплять умение правильного расположения объектов на листе.
  • Стимулировать эмоциональное развитие и восприятие.

Занятие 4: «На зарядку детский сад!

Задачи:

  • Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, строение фигуры человека.
  • Закреплять технические навыки работы.

АПРЕЛЬ

Занятие 1: «Веселый жираф» (рисование ладошками)

Задачи:

  • Развитие эстетического мировосприятия.
  • Уметь преобразовывать образ, технические навыки работы.

Занятие 2: Рисуем сказку ( Грибок-теремок ) витраж

Задачи:

  • Продолжать развивать образное представление и воображение, умение передавать в рисунке образы сказок.
  • Тренировать в новой технике работы (пластилин).

Занятие 3: «Красивый букет»

Задачи:

  • Учить детей создавать изображение с натуры.
  • Закреплять технику работы различными средствами.
  • Передавать различные цвета и оттенки.

Занятие 4: «Где-то в космосе…»

Задачи:

  • Учить задумывать сюжет по представлению.
  •  Закреплять умение работы красками и пастелью.

МАЙ

Занятие 1: «Пасхальное яйцо»

Задачи:

  • Учить добиваться выразительности образа.
  • Закреплять приемы рисования нетрадиционными средствами.
  • Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображения

Занятие 2: «Цыплята»

Задачи:

  • Продолжать формировать умение детей создавать образы животных, передавать форму их частей тела.
  • Развивать воображение и творчество.

Занятие 3: «Пчелка Майя» (рисование героев мультфильма)

Задачи:

  • Упражнять в использовании различных техник для рисования.
  • Развивать творческое отношение к работе.

Занятие 4: «День Победы»

Задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы.
  • Учить красиво подбирать цвета.
  • Развивать эстетические чувства и воображение.

       Ожидаемые результаты:

       В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля, рисунка, стремится развивать свои способности. положительную динамику в развитии творческих и технических способностей, умений и навыков детей посещающих кружок в течении года.

Литература:

 1. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн:

ООО «Попурри», 2005. – 256с.

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

– 96с.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:

Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –

ПРЕСС», 2003.– 96с.

6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.

Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных

образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми

дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты

занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

9. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри»,

2005. – 144с.

10. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с

детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство

«ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз

– Дидактика», 2006. – 108с.

12. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД

«Корифей». 2006. – 128с.

13. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство

«Мозаика-Синтез», 2007г.

14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.:

КАРО, 2007. - 96с.

15. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.

16. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ

Сфера, 2010. – 128с.

17. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,

издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

18. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в

детском саду» под редакцией Н.Веракса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Почемучка"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей ...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Раз ступенька, два ступенька»...

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы

   Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...

Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.

 «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...