Консультация "Анализ (самоанализ) организованной образовательной деятельности"
консультация
Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_samoanaliz_ood.docx | 104.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Золушка»
муниципального образования Ясненский городской округ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
старшего воспитателя
Методические рекомендации по составлению самоанализа организованной образовательной деятельности
Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие. Предлагаю рассмотреть схему самоанализа (анализа) непрерывной образовательной деятельности (НОД), организованной образовательной деятельности (ООД), занятия – мы с вами допускаем все названия.
Ребенок познает мир, развивается, социализируется, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура НОД будет примерно такой же, как структура деятельности человека в общем смысле:
Воспитатель так организует образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов совместно с ним поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил его.
В начале анализа воспитатель озвучивает цель НОД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты НОД. Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов НОД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм. Данная схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа — отправную точку — для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе НОД.
Например:
Была ли цель привлекательна для воспитанников? — К сожалению, не для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика не проявили интереса к организованной деятельности и захотели играть с машинками. Только во второй половине занятия они присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.
Осуществлялась ли в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом? — В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми. Но вместе мы достигли желаемого результата.
Какие вопросы не включены в самоанализ (анализ) НОД?
- Формальные вопросы. Например, вопрос об интеграции образовательных областей или соответствии материала возрастным особенностям детей.
- Выполнение санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны выполняться по умолчанию. Однако если педагог нарушил их, обратите на это внимание.
- Вопросы о формах и методах организации детской деятельности. Они могут быть названы, но не списком, а в контексте анализа конкретного этапа, с обоснованием их выбора
Все этапы НОД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии – один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия НОД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:
- обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
- обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
- выявить ценность полученного нового знания, умения;
- провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
- выявить перспективы и новые возможности.
Например:
- Если цель НОД — сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?».
- Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?»
- Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного движения).
- Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в итоге НОД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно? Что можно было бы добавить к..? Что ты будешь делать в следующий раз?».
Кроме того, в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно для формирования положительной самооценки ребенка, его самоутверждения.
Таким образом, с помощью предлагаемой схемы самоанализа НОД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен аргументами (развернутыми ответами на вопросы), а педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной им образовательной деятельности.
Схема самоанализа (анализа) ООД
Этап ООД | Вопросы-ориентиры |
Мотивация | Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью? |
Постановка цели | Была ли четко сформулирована детская цель? |
Совместная работа по нахождению способов деятельности | Как происходил выбор способов деятельности? |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним? |
Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов) | Каким образом педагог подвел итог НОД? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОАНАЛИЗ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОТВЕТСТВИИ С ФГТ
1.Тема организованной образовательной деятельности.2.Направление развития.3.Образовательная область.4. Интеграция образовательных областей.5.Учёт возрастных особенностей детей при составле...
САМОАНАЛИЗ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самоанализ ООД по татарскому языку Тема: “Куян кунакка чакыра” (закрепление пройденного материала по блоку “Овощи” из проекта “Уйный-уйный үсәбез” в старшей группе)....
Самоанализ организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В стране насекомых (бабочек)»
Вашему вниманию была представлена организованная образовательная деятельность на тему: «В стране насекомых (бабочек)».Цель: Расширение и уточнение представлени...
Семинар практикум для педагогов. Анализ и самоанализ организованной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС ДО.
Соответственно, и организованная образовательная деятельность в группах должна соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ ООД...
Самоанализ организованной образовательной деятельности
Самоанализ организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста...
Самоанализ организованной образовательной деятельности: «Мы за чаем не скучаем».
Познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурного чаепития. Прививать любовь к русскому народному фольклору. Учить отгадывать загадки. Задачи:- привлекать детей к активному вза...
Самоанализ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФЭМП в средней группе №6
Самоанализ ООД по ФЭМП...