Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год
материал

Машкова Татьяна Александровна

Здесь содержится полный отчет по работе психолога за год в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 «ОЛЕНЕНОК»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за 2021 – 2022 учебный год

педагога-психолога

Машковой Татьяны Александровны

Цель и задачи деятельности педагога-психолога

Создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей и обеспечивающих эмоциональное благополучие, свободное и эффективное развитие личности ребёнка

Задачи:

  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

Результаты работы:

  1. Психологическая диагностика
  1. Выявление степени адаптации к ДОУ вновь прибывших детей. По мере поступления детей в ДОУ выявлялась степень их адаптации. На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось: Настроение; Качество сна и питания; Общение с детьми и взрослыми; Активность в игре и речи. Из этих показателей сделан вывод о степени адаптации ребенка к детскому саду. Результаты таковы: из 37 детей -
  • Легкая степень адаптации (до 30 дней) – 15 ребенок (41%)
  • Средняя степень адаптации (до 1,5 месяцев) – 19 ребенка (51 %)
  • Тяжелая степень адаптации (от 2 до 6 месяцев) – 3 ребенка (8%).

С родителями и воспитателями детей, у которых наблюдалась тяжелая адаптация, проводилась разъяснительная работа, давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации. Результаты работы оказались положительными, трудности адаптации были преодолены.

  1. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 7 лет. Всего обследовано 177 детей. Диагностика проводилась с целью исследования познавательных процессов детей, определения группы детей с уровнем развития ниже среднего для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, составления рекомендаций педагогам и родителям по развитию детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

  1. В возрастных группах 3-4 года обследовано 42 ребенка.

Используемые методики: комплект методик Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.: «Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве), «Матрешка 3 - составная» (выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятие величины; оценка уровня развития наглядно-  действенного мышления), «Разрезные картинки 2-3- составные»   (оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом), «Цветные кубики» (оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции), «Парные картинки» (оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти), «Угадай, чего не стало?» (оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания). 

Результаты обследования:

Уровень готовности

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

26

62

Средний

12

28,6

Низкий

4

9,4

Таким образом, 4 детей имеют низкий уровень психолого – педагогичекого развития. Родителям были даны рекомендации по улучшению познавательного развития детей. Дети взяты на контроль для дальнейшего развития в следующем учебном году 2021 – 2022г.

  1. В возрастной группе 4-5 лет обследовано 54 ребенка.

Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.: «Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений), «Покажи и назови» (выявление общей осведомленности ребенка) , «Матрешка 4-составная» (выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса), «Разрезные картинки 4-составные» (выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу), «8 предметов» (исследование объема образной памяти), «Лабиринты» (оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия),

«Найди такую же картинку» (выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия), «Найди домик для картинки» (выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова), «На что это похоже?» (выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления).

Результаты обследования:

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

33

61,1

Средний

18

33,3

Низкий

3

5,6

Из таблицы видно, что 94,4% исследуемых детей имеют соответствующий  возрасту уровень психического развития. 3 ребенка (5,6%) нуждаются в специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Дети взяты на контроль с целью формирования коррекционной группы на 2022 – 2023 уч. год. Воспитателям и   специалистам были даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с уровнем психического развития низкого уровня.

  1. В возрастной группе 5-6 лет обследовано 32 ребенка.

Используемые методики: диагностический комплект методики «Цветик – семицветик» Н.Ю. Куражевой.

Коммуникативная сфера: «Беседа – знакомство» (цель: знакомство, изучение степени развития коммуникативной сферы).

Зрительный синтез: «Разрезная картинка» (цель: выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ).

Установление последовательности: «Мультфильм» (методика «последовательность событий» Н. Бернштейн, цель: исследование развития логического мышления, способности установления причинно-следственных связей).

Обобщение: «Назови одним словом» (модифицированная методика «Овладение общей структурой мыслительной деятельности» У.В. Ульенковой, цель: исследование мыслительных операций: обобщение, конкретизация, сравнение, умение делать простые умозаключение).

Исключение: «Что лишнее?» (методика Р.С. Немова, цель: исследование мыслительной операции «исключение»).

Удержание слуховой инструкции: «Пожалуйста» (цель: исследование слухового внимания, пространственного восприятия).

Воображение: «Дорисовывание фигур» (методика О.М. Дьяченко, цель: исследование творческого воображения).

Слуховая память: «Говорливая ворона» (методика «10 слов» А.Р. Лурия, цель: исследование слуховой памяти, утомляемости, устойчивости внимания).

Распределение внимания: «Голодный волк» (цель: выявление способности целенаправленного восприятия, наблюдательности, распределения внимания).

Концентрация внимания: «Путаница» (методика «Зашумленная картинка» А.Р. Лурия, цель: исследование пространственного восприятия, концентрация внимания).

Анализ. Восприятие сенсорных эталонов: «Бусы» (цель: выявление способности действовать с заданной логикой, выявлять закономерности; определение степени освоения основных сенсорных эталонов).

Зрительная память: «Запоминай-ка» (модифицированная методика «Память на образы» И.В. Стародубцевой, Т.П. Завьяловой, цель: исследование зрительной памяти).

Удержание зрительной инструкции. Мелкая моторика: «Домик» (методика «Домик лесника» У.В. Ульенковой, цель: выявление умения ориентироваться на образец, выявление степени развития произвольного внимания).

Устойчивость внимания: «Лабиринт» (выявление понимания инструкции, устойчивости, объема внимания, целенаправленности деятельности).

Эмоциональная сфера: «Эмоции» (цель: изучение понимания эмоциональных состояний).

Результаты обследования:

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

8

25

Средний

19

59,4

Низкий

5

15,6

Таким образом, 84,4% детей (27 человек) имеют соответствующий возрасту уровень развития. 5 детей (15,6%) имеют уровень развития ниже средневозрастных показателей.

Для детей, уровень развития которых ниже среднего уровня были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. Со всеми детьми, имеющими уровень развития низкий, проводятся коррекционные занятия.

  1. Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет. Было обследовано 45 детей.

Используемые методики: диагностический комплект методики «Цветик – семицветик» Н.Ю. Куражевой.

Коммуникативная сфера, эмоциональная сфера, общий кругозор: «Знакомство» (цель: знакомство, изучение степени развития коммуникативной сферы, восприятие времени).

Зрительная память: «Запоминай-ка» (методика «Память на образы» И.В. Стародубцевой, Т.П. Завьяловой, цель: исследование зрительной памяти).

Обобщение: «Назови одним словом» (цель: выявление способности обобщать предметы в группы, подбирать обобщающее понятие).

Исключение: «Что лишнее?» (цель: выявление способности анализировать, обобщать, исключать предмет из ряда других по существенному признаку).

Концентрация внимания: «Путаница» (модифицированная методика «Какие предметы спрятаны на рисунках?» Р.С. Немова, цель: определение уровня развития концентрации внимания).

Анализ. Восприятие: «Загадки лесной школы» (цель: определение уровня развития мыслительной операции «анализ»: выявление степени освоения основных сенсорных эталонов).

Слуховая память: «Ушки на макушке» (методика «10 слов» А.Р. Лурия, цель: исследование слуховой памяти).

Распределение внимания: «Звездочки и облака» (модифицированная методика «Корректурная проба» Бурдона, цель: определение степени распределения и переключения внимания).

Установление последовательности: «Расскажи историю» (методика «Последовательность событий Н. Бернштейн, цель исследование развития словесно-логического мышления).

Удержание зрительной инструкции. Мелкая моторика: «Флажки» (методика «Рисование флажков» У.В. Ульенковой, цель: выявление степени развития зрительного произвольного внимания и сформированности пространственного восприятия, выявление умения ориентироваться на образец. Исследование степени развития мелкой моторики).

Устойчивость внимания: «Дорожки» (цель: исследование устойчивости внимания).

Зрительный синтез: «В гостях у тетушки коровы» (цель: выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ).

Воображение: «Забавные превращения» (модифицированная методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, цель: исследование творческого воображения, ориентировка на листе).

Удержание слуховой инструкции: «Бусы» (У.В. Ульенковой, цель: выявление степени развития слухового произвольного внимания).

Эмоциональная сфера: «Эмоции» (цель: изучение понимания эмоциональных состояний).

Результаты обследования:

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

24

53,3

Средний

19

42,2

Низкий

2

4,5

Из таблицы видно, что 43 дошкольника (95,5%) готовы к обучению в школе, 2 ребенка также идут в школу. Этим детям был рекомендован индивидуальный подход в школе, занятия со школьным психологом и логопедом.

  1. Консультативная работа:

Всего в течение года проведено 69 консультации, из них:

  • педагогов – 21
  • родителей – 48

Работа с педагогами

Организовывались групповые консультации, составленные на основе диагностических исследований. Были рассмотрены возможности педагога в развитии познавательных процессов у детей с ОВЗ, коррекции поведения и негативных эмоционально – личностных особенностей. Всего проведено 11 групповых консультаций.

Проводились индивидуальные консультации (8 шт.) по проблемам детей, выявленным как в результате психодиагностического обследования, так и в результате собственной деятельности педагогов. Всего проведено 21 консультаций. Анализируя проблематику обращения педагогов за психологической помощью, можно сказать, что частота обращений по поводу трудностей поведения, эмоционального благополучия чаще, чем по поводу обучения ребенка у педагогов.

Работа с родителями

Проводились индивидуальные консультации родителей. Это были консультации после диагностики, а также по проблемам детей. Всего проведено 38 индивидуальных консультаций.

Наиболее характерным запросом со стороны родителей был вопрос по проблемам поведения, эмоционально – волевой сферы, адаптации, по обучению, как в стенах ДОУ, так и в дальнейшем школьном обучении.

  1. Коррекционно - развивающая работа.

Углубленное     диагностическое        обследование детей старшего дошкольного возраста позволило выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.

Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы - коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.

Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещали 11 детей с ОВЗ.

Работа велась с октября, дети были распределены на мини - коррекционные группы. А также велись и индивидуальные занятия. С детьми детского сада 1 раз в неделю проводились групповые занятия. С детьми подготовительной к школе группы – по программе «Цветик -    семицветик: Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой.  

На занятиях проводилась работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.

Кроме того, велась работа с их родителями и педагогами. Воспитателям давались рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка коррекционной группы. Динамика развития высших психических функций была позитивной.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия посещали 11 детей с ОВЗ и 31 ребенок, которые были сгруппированы в мини – группы для коррекции той или иной эмоционально – волевой сферы детей. Занятия с ними проводились с использованием среды сенсорной комнаты, методов песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, психодрамы, арттерапии. Индивидуальные занятия проводились 1 раз в неделю.

По результатам диагностики можно заключить, что по сравнению с результатами обследования детей коррекционной группы детей с ОВЗ в сентябре 2021 года уровень интеллектуально-познавательного развития у большинства повысился. 3 детей вышли на высокий уровень. 5 детей имеют средний уровень, но значительно улучшенный, 3 детей по-прежнему имеют низкий уровень интеллектуально – познавательного развития, но работа с ними будет продолжена. Выявлена положительная динамика в эмоционально – волевом развитии всех детей, которые входили в мини – группы для сокращения тревожности, гиперактивности, агрессии, замкнутости и излишнего стеснения.

Если рассматривать каждую психическую функцию в отдельности, можно увидеть, что в ходе коррекционных занятий хорошую динамику обнаруживают визуальная память, мышление. Немного меньшую - мелкая моторика и внимание. Труднее всех детьми осваиваются процессы аудиального запоминания. Поэтому при дальнейшей коррекционной работе следует учесть это, и уделить большее внимание таким психическим процессам как внимание и слуховая память, а также мелкой моторике. Воспитателям в индивидуальных и подгрупповых занятиях использовать упражнения на развития психических процессов.

  1. Профилактическая работа:

В адаптационный период с детьми раннего и младшего дошкольного возраста (группы №2, №3) проводились занятия по программе И.В. Лапиной «Адаптация детей                                        при поступлении в детский сад». Проведено 6 занятий. В период адаптации вместе с воспитателями педагог-психолог присутствовала при приеме детей, помогая к каждому ребенку найти индивидуальный подход, облегчить процесс  адаптации.

  1. Организационно - методическая работа:

В период с сентября 2021 года по май 2022 года была проведена следующая  работа:

  • Посещение муниципальных МО и семинаров и ГПО для психологов.
  • Участие в педсоветах.
  • Подготовка письменных рекомендаций для родителей с применением коррекционных игр по интеллектуальным и поведенческим проблемам детей.
  • Обработка результатов диагностических исследований, написание                           заключений по результатам.
  • Заполнение карт готовности к обучению в школе.
  • Заполнение индивидуальных карт психолого-педагогической и медико-   социальной помощи.
  • Заполнение ПМПК документов на детей логопатов.
  • Составление тематического планирования работы логопатов     совместно со специалистами ДОУ.
  • Составление рабочей программы педагога-психолога.
  • Составление индивидуальных программ.
  • Обновление диагностического материала.
  • Составление картотеки игр.
  • Участие в утренниках, мероприятиях ДОУ.
  • Публикации.

Задачи на будущий учебный год:

  • Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого- педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников.
  • Проведение тренингов и мастер-классов для педагогов ДОУ и города по психоэмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №11 «Олененок»                                  Т.А. Машкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год

Представлен  аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...

Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год

РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:Цель: создание психолого-педагогических условий, с...

Аналитический отчет о работе за 2021-2022 учебный год

Аналитический отчет о работе за 2021-2022 учебный год...

Аналитический отчет о работе за 2021 – 2022 учебный год старшая группа №1

Аналитический отчет о работе  за 2021 – 2022 учебный год старшая группа №1    ...

Аналитический отчет педагога-психолога о проделанной работе за 2021-2022 год.

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 год....