Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
материал на тему

Гладышева Мария Дмитриевна
 
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения  образовательных областей.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_otchet.docx130.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №3 «Улыбка»

Аналитический отчет

 педагога-психолога

 Гладышевой М.Д.

за 2016-2017 учебный год

г. Бор, 2017

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:

Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения  образовательных областей.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.

Деятельность  осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Психопрофилактика, психологическое просвещение;
  2. Психологическая диагностика;
  3. Развивающая работа и психологическая коррекция;
  4. Психологическое консультирование;
  5. Организационно-методическая работа.

Количество охваченных групп –  6 групп.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

  Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.

С педагогами была направлена на предотвращение профилактику и своевременное разрешение  конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, семинары-практикумы, круглые столы, консультации).

В течение года использовалась стендовая информация:

  • Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
  • Игрушка в жизни ребенка;
  • Если ребенок не хочет идти в детский сад;
  • Адаптационный период в детском саду;
  • Гиперактивный ребенок;
  • Детские обиды;
  • Психологическая готовность к школе;
  • Скоро в школу;
  • Детская ложь;
  • Страхи - это серьезно.

Консультации размещались в папках передвижках в раздевалках групповых комнат

В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

2. Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):

Таблица 1.  Психодиагностика

Категории обследуемых, сроки выполнения

Методика и цель

Дети группы раннего возраста (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения

Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)

Диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике «Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко) для детей 6-7 лет

Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года

Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей

Дети старшей группы (октябрь, ноябрь)

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Секрет», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Страхи в домиках» и др.

Диагностика родителей

Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета)

Диагностика готовности детей подготовительной к школе группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания )

Диагностика педагогического коллектива

Стиль общения с детьми (Анкета)

Результатом данной работы являлось:

  • Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
  • Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
  • Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
  • Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
  • Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.

Диагностическая работа с воспитанниками

В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей) к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% - средний уровень адаптации (рис.1).

Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ

Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали дошкольное  учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному  учреждению», анкетирование родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.

В подготовительных к школе группах был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Результаты представлены в таблице:

Распределение показателей психологической  готовности к школе в начале года

Группа

Уровень

Подготовительная группа №2

Подготовительная

группа №1

Всего

высокий

1

2

3 (9%)

средний

18

19

40 (85%)

низкий

2

1

3 (6%)

В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким  уровнем психического развития и развивающей  – со средним уровнем психологической готовности к школе.

Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и подгрупповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.

В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.

Результаты оказались следующие:

 Распределение показателей психологической  готовности к школе в конце года

Группа

Уровень

Подготовительная логопедическая группа №2

Подготовительная

группа №1

Всего

высокий

16

20

37(79%)

средний

5

2

10 (21%)

низкий

0

0

0

Представим полученные результаты (см. рис. 3, 4, 5).

Рисунок 3. Подготовительная к школе группа №1

Рисунок 4. Подготовительная к школе  группа №2

Рисунок 5.Обобщенные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.

В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп  по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и др. Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в список детей для занятий с психологом. работы с . С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.

Изучение статуса каждого ребенка в старших и подготовительной группах,  характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Дети имеют положительные выборы, но есть ребята, которые являются изолированными, т.е. не имеют ни одного предпочтения у сверстников (в беседе  с воспитателями выяснилось, что такие дети очень редко посещают ДОУ, поэтому их ребята не выбрали). Воспитателям были предложены рекомендации: особое внимание следует уделить детям, относящимся к категории «непринятые». Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.

С целью определения самооценки была проведена методика «Лесенка».

 Были получены следующие данные :

Рис.7, 8  Синий – подготовительная №2; красный – подготовительная №1

Рис. 7. Типы самооценок в начале года

Рис. 8. Типы самооценок в конце года

Не всегда самооценка дошкольников была адекватной и соответствовала его реальным проявлениям. Воспитателям и родителям были предложены рекомендации как формировать  адекватную самооценку у дошкольников. С детьми с неадекватной низкой и завышенной самооценкой  проводились коррекционно-развивающие занятия, в результате которых сформировалась  адекватная самооценка.

В старшей группе в ноябре была проведена диагностика эмоционального благополучия в ДОУ (Т. С. Воробьева): отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям, к игре. Выявлено:

  • 79% детей ходят в дошкольное учреждение с удовольствием,
  • 21% нейтральное отношение к детскому саду.

Отношение к занятиям:

  • у 68%-хорошее,
  • у 7%-плохое,
  • у 25%-нейтральное.

 Отношение ко сну:

  • у 8% детей - хорошее,
  • у 24%-плохое,
  • у 68 %-нейтральное.

Отношение к обеду:

  • у 78% детей - хорошее,
  • у 10 %-плохое,
  • у 12 %-нейтральное.

Отношение к игре:

  • у 84% детей - хорошее,
  • у 16 %-нейтральное.

 Можно сделать вывод о том, что большинство детей любят ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. Детям в саду интересно. По результатам диагностики были проведены консультации с воспитателями.

В феврале была исследована мотивационная готовность к школе. Использовалась методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова). Результаты представлены на рис.9.

Рис.9. Распределение уровней мотивационной готовности к обучению в школе

Обследование проводилось индивидуально. Большинство детей показало высокую мотивационную готовность к школе.

Выявлено 10% детей с I этапом формирования внутренней позиции школьника (ВПШ). Дети ориентированы лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).

II этап формирования ВПШ характерен для 32% ребят. Дети ориентированы на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе дети выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.

У 52% детей данной группы (III этап) внутренняя позиция школьника полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Результаты опроса были освещены на индивидуальных консультациях с воспитателями, было рекомендовано обратить внимание на детей с I этапом формирования ВПШ. В работе с такими детьми использовались беседы с целью повышения мотивации. Общие результаты обследования были освещены на родительских собраниях.

Диагностическая работа с педагогами

С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педагогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.

Вывод:

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;

положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

3. Психокоррекционная и развивающая работа

По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также  по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.

Мероприятия коррекционной и развивающей работы

Направления работы

Виды и формы работы

Развивающая работа в период адаптации к ДОО

Групповые   развивающие занятия

Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений

Групповые и индивидуальные  развивающие занятия

Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и  познавательной сферы)

Групповые и индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия

Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет

Групповые и индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия

В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:

  1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду»
  2. С. А. Козлова «Мы имеем право» учебно-методическое пособие;
  3. В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;
  4. Е.А. Каралашвили «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы.
  5. О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие;
  6. Карманова И.В., Юрьева И.А., Васильева Т.В. «Психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссия»;
  7. Задровская И.А. «Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду»;
  8. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей»
  9. А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» для занятий с детьми 3-7 лет.

С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.

Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа

Дети

Познавательная сфера

Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера

Индивидуальные занятия

подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

подрупповые занятия

Ранние группы (2-3 года)

5

2-я младшая

(3-4 года)

5

Средняя группа (4-5 лет)

2

Старшая группа (5-6 лет)

2

3

5

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

5

6

39

Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

  1. Психологическое консультирование

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 6)

 «Консультации (индивидуальные)»

Тема

Количество

родители

педагоги

1

Психологическое консультирование по проблемам трудностей в обучении

6

3

2

Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений

6

7

3

Психологическое консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе.

3

6

4

Психологическое консультирование по проблемам раннего развития

5

4

6

Психологическое консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к  обучению в школе

16

4

7

Психологическое консультирование по проблемам возрастных кризисов ребенка

16

2

8

Всего

52

26

Мероприятия, проводимые с родителями (памятки, семинары, тренинги, родительские встречи, собрания и др.):

1. Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей дошкольного возраста) – 3 встречи;

2. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 3 встречи.

3. Родительская встреча «Психологическое  благополучие ребенка»

4.Тренинги детско-родительского взаимодействия-1 встреча.

5. Групповая консультация «Кризис трехлетнего возраста»

6. Семинар «Страхи - это серьезно»

7. Практикум «Игры, в которые играют ваши дети»

Мероприятия, проводимые с педагогами (семинары, лекции и др.):

1. Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»

2.  «Значение игр с песком и водой для детей с тяжелой адаптацией»

3. Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».

4. Круглый стол «Секреты общения»

5. Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»

6.  Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».

7. Семинар-практикум: «Создание психологически безопасной образовательной среды».

8. «Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»

Вывод:

В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.

Организационно-методическая работа

Осуществлялось планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, составление индивидуальных маршрутов.

В целях повышения квалификации запланированы курсы повышения квалификации на сентябрь 2017г. в НИРО г.Н,Н, «Основные направления деятельности практического психолога в условиях реализации ФГОС ДО.

 «Участие в конкурсах педагога-психолога»

Конкурс

Результат

 Всероссийский конкурс «Сценарий праздника « День матери» (Воспитатель.ру)

2 место

  1. Международный конкурс «Золотая медаль» Развлечение для детей старшего «Осенние сестрички»

2 место

  1. Международный конкурс «Педагог по призванию»  Номинация Лучший экологический проект «Юные защитники природы»

1 место

  1. Международный конкурс «Золотая медаль» Патриотическое воспитание дошкольников «Педагогический проект»

3место

  1. Международный конкурс «Педагог по призванию» Региональный компонент «Родной город Бор»

2 место

  1. Международный конкурс «Золотая медаль» «Программа Читай-ка»

2 место

  1. Международный конкурс «Лучшее решение» «Экологический проект»

1 место

Участие в конкурсах   детей старшего дошкольного возраста, куратором которых я являюсь, привело к следующим результатам:

Конкурс

Результат

Межрегиональный конкурс детского рисунка и творчества «В космос к звездам»

участие

Межрегиональный конкурс детского рисунка и творчества «Традиции народов мира»

участие

Международный конкурс поделок и рисунков «Лучшее решение» «Белая сказка зимы»

3 место

Международный конкурс поделок и рисунков «Лучшее решение» «Новогодняя история»

лауреат

Международный конкурс поделок и рисунков «Лучшее решение» «Маленький художник»

1 место

Публикации  педагога-психолога в СМИ и участие в семинарах, вебинарах и конференциях.

№п/п

Ф.И.О.

 педагога

Наименование мероприятия

1.

Гладышева М.Д.

  1. Семинар-практикум «Практические рекомендации к планированию и организации режимных моментов в ДОУ»(Нижегородский губернский колледж)
  2. Вебинар «Здоровьесберегающие технологии и принципы их применения (Центр  в ОУ»(Портал педагога)
  3. Вебинар «Использование интерактивной доски»(Мерсибо)
  4. Вебинар «Традиционные и современные подходы к планированию образовательной деятельности» (Издательство Учитель)
  5. Вебинар «Наставничество в системе образования России» (Центр развития человека «Ментори»)
  6. Вебинар «Время действовать» (НПС)
  7. Всероссийская дистанционная конференция «Современное образование. Методика и практика» доклад «Закаливание детей в ДОУ»
  8. Публикация сайт «Инфо-урок» «Мини-музей в ДОУ»
  9. Вебинар «Проектная деятельность» (Дрофа)
  10. Публикация «Обучение чтению дошкольников» (Контрольные работы)
  11. Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников» (Контрольные работы)

Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.

Задачи на следующий год: 

Цель: обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья детей в детском саду.

Задачи педагога-психолога:

1.     Развитие индивидуальных особенностей  и личности каждого ребенка посредством арт- и сказкотерапии.

2.     Создание благоприятного для развития детей  микроклимата в детском саду.

3.     Оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.

4.     Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики на начало 2016 - 2017 учебного года

Данный материал показывает используемые воспитателями методы, приемы для организации воспитательно - образовательной работы в разновозрастных группах детского сада....

Аналитический отчет за 2014-2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017 учебные годы.

Отчет составлен с детьми второй младшей, средней и старшей  групп....