Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_otchet.docx | 130.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Улыбка»
Аналитический отчет
педагога-психолога
Гладышевой М.Д.
за 2016-2017 учебный год
г. Бор, 2017
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- Психопрофилактика, психологическое просвещение;
- Психологическая диагностика;
- Развивающая работа и психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа.
Количество охваченных групп – 6 групп.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, семинары-практикумы, круглые столы, консультации).
В течение года использовалась стендовая информация:
- Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
- Игрушка в жизни ребенка;
- Если ребенок не хочет идти в детский сад;
- Адаптационный период в детском саду;
- Гиперактивный ребенок;
- Детские обиды;
- Психологическая готовность к школе;
- Скоро в школу;
- Детская ложь;
- Страхи - это серьезно.
Консультации размещались в папках передвижках в раздевалках групповых комнат
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
2. Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):
Таблица 1. Психодиагностика
Категории обследуемых, сроки выполнения | Методика и цель |
Дети группы раннего возраста (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения |
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении |
Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель) | Диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике «Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко) для детей 6-7 лет |
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года | Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей |
Дети старшей группы (октябрь, ноябрь) | Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Секрет», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Страхи в домиках» и др. |
Диагностика родителей | Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета) |
Диагностика готовности детей подготовительной к школе группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания ) | |
Диагностика педагогического коллектива | Стиль общения с детьми (Анкета) |
Результатом данной работы являлось:
- Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
- Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
- Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей) к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% - средний уровень адаптации (рис.1).
Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ
Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали дошкольное учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетирование родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
В подготовительных к школе группах был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Результаты представлены в таблице:
Распределение показателей психологической готовности к школе в начале года
Группа Уровень | Подготовительная группа №2 | Подготовительная группа №1 | Всего |
высокий | 1 | 2 | 3 (9%) |
средний | 18 | 19 | 40 (85%) |
низкий | 2 | 1 | 3 (6%) |
В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и подгрупповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
Результаты оказались следующие:
Распределение показателей психологической готовности к школе в конце года
Группа Уровень | Подготовительная логопедическая группа №2 | Подготовительная группа №1 | Всего |
высокий | 16 | 20 | 37(79%) |
средний | 5 | 2 | 10 (21%) |
низкий | 0 | 0 | 0 |
Представим полученные результаты (см. рис. 3, 4, 5).
Рисунок 3. Подготовительная к школе группа №1
Рисунок 4. Подготовительная к школе группа №2
Рисунок 5.Обобщенные результаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и др. Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в список детей для занятий с психологом. работы с . С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.
Изучение статуса каждого ребенка в старших и подготовительной группах, характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Дети имеют положительные выборы, но есть ребята, которые являются изолированными, т.е. не имеют ни одного предпочтения у сверстников (в беседе с воспитателями выяснилось, что такие дети очень редко посещают ДОУ, поэтому их ребята не выбрали). Воспитателям были предложены рекомендации: особое внимание следует уделить детям, относящимся к категории «непринятые». Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.
С целью определения самооценки была проведена методика «Лесенка».
Были получены следующие данные :
Рис.7, 8 Синий – подготовительная №2; красный – подготовительная №1
Рис. 7. Типы самооценок в начале года
Рис. 8. Типы самооценок в конце года
Не всегда самооценка дошкольников была адекватной и соответствовала его реальным проявлениям. Воспитателям и родителям были предложены рекомендации как формировать адекватную самооценку у дошкольников. С детьми с неадекватной низкой и завышенной самооценкой проводились коррекционно-развивающие занятия, в результате которых сформировалась адекватная самооценка.
В старшей группе в ноябре была проведена диагностика эмоционального благополучия в ДОУ (Т. С. Воробьева): отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям, к игре. Выявлено:
- 79% детей ходят в дошкольное учреждение с удовольствием,
- 21% нейтральное отношение к детскому саду.
Отношение к занятиям:
- у 68%-хорошее,
- у 7%-плохое,
- у 25%-нейтральное.
Отношение ко сну:
- у 8% детей - хорошее,
- у 24%-плохое,
- у 68 %-нейтральное.
Отношение к обеду:
- у 78% детей - хорошее,
- у 10 %-плохое,
- у 12 %-нейтральное.
Отношение к игре:
- у 84% детей - хорошее,
- у 16 %-нейтральное.
Можно сделать вывод о том, что большинство детей любят ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. Детям в саду интересно. По результатам диагностики были проведены консультации с воспитателями.
В феврале была исследована мотивационная готовность к школе. Использовалась методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова). Результаты представлены на рис.9.
Рис.9. Распределение уровней мотивационной готовности к обучению в школе
Обследование проводилось индивидуально. Большинство детей показало высокую мотивационную готовность к школе.
Выявлено 10% детей с I этапом формирования внутренней позиции школьника (ВПШ). Дети ориентированы лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).
II этап формирования ВПШ характерен для 32% ребят. Дети ориентированы на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе дети выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.
У 52% детей данной группы (III этап) внутренняя позиция школьника полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Результаты опроса были освещены на индивидуальных консультациях с воспитателями, было рекомендовано обратить внимание на детей с I этапом формирования ВПШ. В работе с такими детьми использовались беседы с целью повышения мотивации. Общие результаты обследования были освещены на родительских собраниях.
Диагностическая работа с педагогами
С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педагогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.
Вывод:
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
3. Психокоррекционная и развивающая работа
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Направления работы | Виды и формы работы |
Развивающая работа в период адаптации к ДОО | Групповые развивающие занятия |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений | Групповые и индивидуальные развивающие занятия |
Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы) | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:
- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду»
- С. А. Козлова «Мы имеем право» учебно-методическое пособие;
- В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;
- Е.А. Каралашвили «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие;
- Карманова И.В., Юрьева И.А., Васильева Т.В. «Психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссия»;
- Задровская И.А. «Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду»;
- Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей»
- А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» для занятий с детьми 3-7 лет.
С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.
Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа
Дети | Познавательная сфера | Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера | ||
Индивидуальные занятия | подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | подрупповые занятия | |
Ранние группы (2-3 года) | 5 | |||
2-я младшая (3-4 года) | 5 | |||
Средняя группа (4-5 лет) | 2 | |||
Старшая группа (5-6 лет) | 2 | 3 | 5 | |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | 5 | 6 | 39 |
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
- Психологическое консультирование
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 6)
«Консультации (индивидуальные)»
№ | Тема | Количество | |
родители | педагоги | ||
1 | Психологическое консультирование по проблемам трудностей в обучении | 6 | 3 |
2 | Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений | 6 | 7 |
3 | Психологическое консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе. | 3 | 6 |
4 | Психологическое консультирование по проблемам раннего развития | 5 | 4 |
6 | Психологическое консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе | 16 | 4 |
7 | Психологическое консультирование по проблемам возрастных кризисов ребенка | 16 | 2 |
8 | Всего | 52 | 26 |
Мероприятия, проводимые с родителями (памятки, семинары, тренинги, родительские встречи, собрания и др.):
1. Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей дошкольного возраста) – 3 встречи;
2. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 3 встречи.
3. Родительская встреча «Психологическое благополучие ребенка»
4.Тренинги детско-родительского взаимодействия-1 встреча.
5. Групповая консультация «Кризис трехлетнего возраста»
6. Семинар «Страхи - это серьезно»
7. Практикум «Игры, в которые играют ваши дети»
Мероприятия, проводимые с педагогами (семинары, лекции и др.):
1. Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»
2. «Значение игр с песком и водой для детей с тяжелой адаптацией»
3. Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».
4. Круглый стол «Секреты общения»
5. Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»
6. Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».
7. Семинар-практикум: «Создание психологически безопасной образовательной среды».
8. «Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»
Вывод:
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Организационно-методическая работа
Осуществлялось планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, составление индивидуальных маршрутов.
В целях повышения квалификации запланированы курсы повышения квалификации на сентябрь 2017г. в НИРО г.Н,Н, «Основные направления деятельности практического психолога в условиях реализации ФГОС ДО.
«Участие в конкурсах педагога-психолога»
Конкурс | Результат |
Всероссийский конкурс «Сценарий праздника « День матери» (Воспитатель.ру) | 2 место |
| 2 место |
| 1 место |
| 3место |
| 2 место |
| 2 место |
| 1 место |
Участие в конкурсах детей старшего дошкольного возраста, куратором которых я являюсь, привело к следующим результатам:
Конкурс | Результат |
Межрегиональный конкурс детского рисунка и творчества «В космос к звездам» | участие |
Межрегиональный конкурс детского рисунка и творчества «Традиции народов мира» | участие |
Международный конкурс поделок и рисунков «Лучшее решение» «Белая сказка зимы» | 3 место |
Международный конкурс поделок и рисунков «Лучшее решение» «Новогодняя история» | лауреат |
Международный конкурс поделок и рисунков «Лучшее решение» «Маленький художник» | 1 место |
Публикации педагога-психолога в СМИ и участие в семинарах, вебинарах и конференциях.
№п/п | Ф.И.О. педагога | Наименование мероприятия |
1. | Гладышева М.Д. |
|
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
Задачи на следующий год:
Цель: обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья детей в детском саду.
Задачи педагога-психолога:
1. Развитие индивидуальных особенностей и личности каждого ребенка посредством арт- и сказкотерапии.
2. Создание благоприятного для развития детей микроклимата в детском саду.
3. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.
4. Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2014- 2015, 2015 -2016, 2017-2018 учебные года.
Мониторинги усвоения программы...
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год
Аналитическая справкапо итогам мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образова...
Аналитический отчёт воспитателя о проделанной работе за первое полугодие 2016-2017 учебного года по ФГОС 1-ой младшей группы №2 «Солнышки»
Аналитический отчёт воспитателя о проделанной работе....
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики на начало 2016 - 2017 учебного года
Данный материал показывает используемые воспитателями методы, приемы для организации воспитательно - образовательной работы в разновозрастных группах детского сада....
Аналитический отчет за 2016-2017 учебный год.
презентация...
Аналитический отчет за 2014-2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017 учебные годы.
Отчет составлен с детьми второй младшей, средней и старшей групп....
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2013-2014,2014-2015,2015-2016,2016-2017,2017- учебные года
Мониторинги усвоения программы...