Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Шахматы-детям"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа подготовительной группы №2 (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки» Ханты – Мансийского автономного округа Югра г. Нефтеюганск, Положением о рабочей программе педагогов МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки» Ханты – Мансийского автономного округа Югра г. Нефтеюганск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_shahmaty_-_detyam.docx | 211.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №10 «ГУСЕЛЬКИ»
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом |
УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад № 10 «Гусельки»
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Шахматы - детям»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель:
Огорельцева Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Нефтеюганск, 2021г.
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематический план | 9 |
3. | Содержание изучаемого курса | 16 |
4. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 29 |
5. | Список литературы | 33 |
Приложение | 34 |
1. Пояснительная записка
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Образовательная программа «Шахматы детям» разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счёт, анализ и самоанализ). Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения.
Нормативно-правовое обеспечение
Программа разработана в соответствии с основными действующими нормативно-правовыми документами РФ и Ханты-Мансийского Автономного округа, регламентирующими деятельность дошкольников:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.);
• Концепция дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
• Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Уровень программы
Программа имеет «Стартовый уровень», использует и реализует общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Направленность программы: Социально-педагогическая.
Актуальность программы «Шахматы детям» состоит в том, что она позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Она направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. При реализации программы предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Новизна
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Программа предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста, учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- воспитывать навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками в соревновательной деятельности и потребность в здоровом образе жизни.
Задачи первого года обучения:
1) Привитие навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.
2) Развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей.
3) Освоение азов игры в шахматы.
4) Воспитывать навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками в соревновательной деятельности и потребность в здоровом образе жизни.
Особенность первого года обучения
Особенность обучения в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дети шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основными формами и средствами обучения являются:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Задачи второго года обучения
1) Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
2) Познакомить с шахматной нотацией.
3) Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
4) Познакомить с творчеством выдающихся шахматистов.
5) Воспитывать навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками в соревновательной деятельности и потребность в здоровом образе жизни.
Особенности второго года обучения
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Воспитанники принимают участие в соревнованиях различного уровня.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Условия реализации программы
К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки» корпус 2, г. Нефтеюганска ХМАО-Югры. Состав постоянный, набор обучающихся свободный.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 2 года.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью – 30 минут
Формы занятий
Форма занятий - беседа, игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, развивающие игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные развивающие игры, соревнования.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребёнка. Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения программы.
Ребенок
- приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и
взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.
Педагог (воспитатель)
- создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка; укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».
Родитель
- получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.
Планируемые результаты освоения программы первого года обучения
К концу первого года обучения воспитанник знает:
- имеет представление о шахматной доске;
- правильно размещает доску между партнерами;
-ориентируется на шахматной доске;
-различает и называет шахматные фигуры;
-правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией.
К концу первого года обучения воспитанник умеет:
-умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
-имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
-умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
-знает правила хода, взятие каждой фигуры;
-владеет основными шахматными терминами;
- умеет объявлять шах;
Планируемые результаты освоения программы второго года обучения
К концу второго года обучения воспитанник знает:
- шахматную нотацию;
- абсолютную и относительную ценность фигур.
- правила игры.
К концу второго года обучения воспитанник умеет:
- пользоваться шахматными часами;
- проводить шахматные комбинации;
- владеть техникой матования одинокого короля;
- умеет разыгрывать дебюты;
-умеет ставить мат.
Педагогическая диагностика
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Педагогическая диагностика включает в себя комплекс методик, направленный на определение уровня усвоения программного материала, степени сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме викторины, шахматной партии.
- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков.
Оценивание результатов.
По итогам тестирования каждому ребенку дается педагогическая оценка: 1- плохо, 2 - не удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично. Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
2. Учебно-тематический план
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с шахматным королевством | 1 | 1 | - | Наблюдение, опрос, игра, викторины, шахматные партии, тестирование |
2. | Шахматная доска | 3 | 1 | 2 | |
3. | Знакомство с шахматными фигурами | 26 | 7 | 19 | |
4. | Ценность фигур | 2 | 1 | 1 | |
5. | Шах и Мат. Ничья | 14 | 4 | 10 | |
6. | Шахматная партия | 5 | - | 5 | |
7. | Аттестация | 2 | 2 | ||
8. | Итоговое занятие. Шахматный турнир | 1 | - | 1 | |
Итого часов: | 54 | 14 | 40 |
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Введение. Из истории шахмат. Этика шахматной борьбы | 1 | 1 | - | Наблюдение, опрос, игра, викторины, шахматные партии, тестирование |
2. | Короткие шахматные партии | 2 | 1 | 1 | |
3. | Матование одинокого короля | 9 | 1 | 8 | |
4. | Рокировка | 3 | 1 | 2 | |
5. | Тактика | 10 | 1 | 9 | |
6. | Стратегия | 8 | 1 | 7 | |
7. | Эндшпиль | 4 | 1 | 3 | |
8. | Дебют | 7 | 1 | 6 | |
9. | Выдающиеся шахматисты нашего времени | 1 | 1 | - | |
10. | Занимательные шахматные истории | 1 | 1 | - | |
11. | Практикум | 5 | 5 | ||
12 | Аттестация | 2 | 2 | ||
13 | Итоговое занятие. Шахматный турнир | 1 | - | 1 | |
Итого: | 54 | 10 | 44 |
Календарный учебный график первого года обучения
№ п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| |||||||
1.1 | 04.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Знакомство с Шахматным королевством | Уч. кабинет | Опрос |
| |||||||
2.1 | 6.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шахматная доска | Уч. кабинет | Опрос |
2.2 | 12.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Горизонталь. Вертикаль | Уч. кабинет | Опрос |
2.3 | 14.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Диагональ Центр | Уч. кабинет | Опрос Игра |
| |||||||
3.1 | 18.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Знакомство с шахматными фигурами | Уч. кабинет | Опрос Игра |
3.2 | 20.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Белая и Черная армии | Уч. кабинет | Опрос Игра |
3.3 | 26.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Благородные Пешки | Уч. кабинет | Опрос Игра |
3.4 | 28.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | В бой идут одни только Пешки | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.5 | 1.11. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Взятие на проходе «Подножка» | Уч. кабинет | Наблюдение |
3.6 | 9.11. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Знакомство с Ладьями | Уч. кабинет | Опрос |
3.7 | 11.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Ладья в лабиринте | Уч. кабинет | Игра Практическое задание |
3.8 | 15.11 | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Перехитри часовых. Захват контрольного поля | Уч. кабинет | Игра Практическое задание Наблюдение |
3.9 | 17.11. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Знакомство со Слонами | Уч. кабинет | Опрос Игра |
3.10 | 23.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Слон. Кратчайший путь | Уч. кабинет | Игра Практическое задание |
3.11 | 25.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Слон. Перехитри часовых | Уч. кабинет | Игра Практическое задание |
3.12 | 29.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Ладья против Слона | Уч. кабинет | Игра Практическое задание |
3.13 | 1.12. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Двойной удар. Взятие. Защита | Уч. кабинет | Игра Практическое задание |
3.14 | 7.12. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Знакомство с Ферзями | Уч. кабинет | Опрос |
3.15 | 9.12. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Ферзь и пешки. Кратчайший путь | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.16 | 13.12. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Ограничение подвижности | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение |
3.17 | 15.12. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Ферзь против Ладьи, Слона | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.18 | 21.12. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Выиграй фигуру. Сними часовых | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение |
3.19 | 23.12 | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Знакомство с Конями | Уч. кабинет | Опрос |
3.20 | 11.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Конь. Кратчайший путь | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.21 | 13.01. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Ограничение подвижности | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение |
3.22 | 17.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Конь против Ферзя, Ладьи, Слона | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.23 | 19.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Конь. Сними часовых. Игра на уничтожение | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.24 | 25.01. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Знакомство с Королями. Задержи проходные | Уч. кабинет | Опрос |
3.25 | 27.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Король. Двойной удар | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.26 | 02.02. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Король. Нападение и защита | Уч. кабинет | Практическое задание |
| |||||||
4.1 | 08.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Ценность фигур | Уч. кабинет | Опрос |
4.2 | 10.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Ценность фигур | Уч. кабинет | Практическое задание |
| |||||||
5.1 | 14.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Понятие о Шахе | Уч. кабинет | Опрос |
5.2 | 16.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шах Ферзем, Ладьёй | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.3 | 18.02. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Решение шахматных задач | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.4 | 24.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шах Слоном, Конем, Пешкой | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.5 | 28.02. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Решение шахматных задач | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.6 | 02.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Защита от Шаха | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение |
5.7 | 10.03. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Защита от Шаха | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение |
5.8 | 14.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Мат – цель игры | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.9 | 16.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Решение шахматных задач | Уч. кабинет | Опрос |
5.10 | 22.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Решение шахматных задач | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.11 | 24.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Ничья | Уч. кабинет | Опрос |
5.12 | 28.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Пат или Ничья | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.13 | 30.03. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Пат или Ничья | Уч. кабинет | Практическое задание |
5.14 | 05.04. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Пат или Ничья | Уч. кабинет | Практическое задание |
| |||||||
6.1 | 07.04. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Короткие шахматные партии | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание |
6.2 | 11.04. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Короткие шахматные партии | Уч. кабинет | Практическое задание |
6.3 | 13.04. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шахматные партии | Уч. кабинет | Практическое задание |
6.4 | 19.04. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Шахматные партии | Уч. кабинет | Практическое задание |
6.5 | 21.04 | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Шахматный турнир | Шахматные партии Наблюдение | |
| |||||||
7.1 | 27.12. | 15.00 – 16.00 | интегр-ная | 1 | Промежуточная аттестация | Уч. кабинет | Тестирование |
7.2 | 25.04 | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Итоговая аттестация | Уч. кабинет | Шахматные партии |
| |||||||
8.1 | 27.04 | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Итоговое занятие | Уч. кабинет | Викторина |
Календарный учебный график второго года обучения
№ п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
I. Вводное занятие | ||||||||
1.1 | 04.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Введение. Из истории шахмат. Этика шахматной борьбы. | Уч. кабинет | Опрос | |
II. Короткие шахматные партии | ||||||||
2.1 | 6.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Короткие шахматные партии. | Уч. кабинет | Опрос | |
2.2 | 12.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Короткие шахматные партии. | Уч. кабинет | Практическое задание | |
III. Матование одинокого Короля | ||||||||
3.1 | 14.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Опрос | |
3.2 | 18.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Наблюдение Опрос | |
3.3 | 20.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Практическое задание | |
3.4 | 26.10. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
3.5 | 28.10. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
3.6 | 01.11. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
3.7 | 19.11. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание | |
3.8 | 11.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
3.9 | 15.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Матование одинокого Короля | Уч. кабинет | Игра Практическое задание Наблюдение | |
IV. Рокировка | ||||||||
4.1 | 17.11 | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Рокировка | Уч. кабинет | Опрос Игра | |
4.2 | 23.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Рокировка | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
4.3 | 25.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Рокировка | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
V. Шахматная тактика | ||||||||
5.1 | 29.11. | 15.00 – 16.00 | групповая, индивид-ая | 1 | Шахматная тактика - Размен | Уч. кабинет | Опрос | |
5.2 | 01.12. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шахматная тактика - Размен | Уч. кабинет | Игра Практическое задание | |
5.3 | 07.12. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шахматная тактика – Двойной удар | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание | |
5.4 | 9.12. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Шахматная тактика – Двойной удар | Уч. кабинет | Практическое задание | |
5.5 | 13.12. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Шахматная тактика - Вилка | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение | |
5.6 | 15.12. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Шахматная тактика - Вилка | Уч. кабинет | Практическое задание | |
5.7 | 21.12. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Шахматная тактика - Связка | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение | |
5.8 | 23.12. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Шахматная тактика - Связка | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание | |
5.9 | 11.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Шахматная тактика - Жертва | Уч. кабинет | Практическое задание | |
5.10 | 13.01 | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Шахматная тактика - Жертва | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение | |
VI. Стратегия | ||||||||
6.1 | 17.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Практическое задание | |
6.2 | 19.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Практическое задание | |
6.3 | 25.01. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание | |
6.4 | 27.01. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Практическое задание | |
6.5 | 02.02. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Стратегия. | Уч. кабинет | Практическое задание | |
6.6 | 08.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание | |
6.7 | 10.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Практическое задание | |
6.8 | 14.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Стратегия | Уч. кабинет | Практическое задание | |
VII. Эндшпиль | ||||||||
7.1 | 16.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Эндшпиль | Уч. кабинет | Опрос | |
7.2 | 18.02. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Эндшпиль | Уч. кабинет | Практическое задание | |
7.3 | 24.02. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Эндшпиль | Уч. кабинет | Практическое задание | |
7.4 | 28.02 | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Эндшпиль | Уч. кабинет | Практическое задание | |
VIII. Дебюд | ||||||||
8.1 | 02.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Дебют | Уч. кабинет | Опрос Игра | |
8.2 | 10.03. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Дебют | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение | |
8.3 | 14.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Основы дебютной стратегии | Уч. кабинет | Практическое задание | |
8.4 | 16.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Основы дебютной стратегии | Уч. кабинет | Опрос | |
8.5 | 22.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Основы дебютной стратегии | Уч. кабинет | Практическое задание | |
8.6 | 24.03. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Дебютные ошибки. | Уч. кабинет | Опрос | |
8.7 | 28.03 | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Дебютные ошибки. | Уч. кабинет | Практическое задание | |
IX. Выдающиеся шахматисты нашего времени | ||||||||
9.1 | 30.03 | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Выдающиеся шахматисты нашего времени | Уч. кабинет | Опрос | |
X. Занимательные шахматные истории | ||||||||
10.1 | 5.04. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Занимательные шахматные истории | Уч. кабинет | Опрос | |
XI. Практикум | ||||||||
11.1 | 07.04 | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Практикум | Уч. кабинет | Опрос Практическое задание | |
11.2 | 11.04. | 15.00 – 16.00 | групповая индивид-ая | 1 | Практикум | Уч. кабинет | Практическое задание | |
11.3 | 13.04. | 15.00 – 16.00 | групповая | 1 | Практикум | Уч. кабинет | Практическое задание | |
11.4 | 19.04. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Практикум | Уч. кабинет | Практическое задание | |
11.5 | 21.04. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Практикум | Уч. кабинет | Шахматные партии Наблюдение | |
XII. Аттестация | ||||||||
12.1 | 27.12. | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Промежуточная аттестация | Уч. кабинет | Тестирование | |
12.2 | 25.04 | 15.00 – 16.00 | индивид-ая | 1 | Итоговая аттестация | Уч. кабинет | Тестирование | |
XIII. Итоговое занятие | ||||||||
13.1 | 27.04 | 15.00 – 16.00 | интегрированная | 1 | Итоговое занятие | Уч. кабинет | Викторина |
3. Содержание изучаемого курса первого года обучения
Тема «Знакомство с Шахматным королевством». Теория: история возникновения и родина шахмат. Начальные сведения об игре. |
2.1 Тема «Шахматная доска». Теория: понятие «Шахматная доска» и правила её размещения между партнёрами. Практика: развивающие игры и задания, "Какого цвета поле?, "Кто быстрее?". |
2.2 Тема «Горизонталь». Практика: развивающие игры и задания "Горизонталь", "Назови горизонталь" на определение прямой и горизонтальной линий на шахматной доске. |
2.3 Тема «Вертикаль. Диагональ. Центр». Практика: развивающие игры и задания "Вертикаль", "Диагональ", "Назови вертикаль", "Назови диагональ" на определение вертикальной, диагональной линий на шахматной доске и центра. |
Теория: знакомство с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией. Белая и Черная армии. Практика: развивающие игры и задания: "Загадочный мешочек", "Что общего?", "Большая и маленькая" на определение шахматных фигур. |
3.2 Тема «Белая и Черная армии». Теория: знакомство с правилом: "Ферзь любит поле своего цвета!". Определение связи между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Практика: развивающие игры и задания "Да и нет", "Мяч", "Ладья стоит в углу на расстановку фигур в начальную позицию перед шахматной партией. |
Теория: понятие «Пешка», её место в начальном положении партии, ход пешки, как бьёт другие фигуры. Знакомство с правилом «Тронул – ходи!». Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая, всю доску прошла - фигуру нашла». |
Практика: развивающие игры и задания «В бой идут одни только Пешки». «Игра на уничтожение», «Атака неприятельской фигуры» на закрепление навыков игры Пешкой.
|
Практика: Сыграть тренировочные позиции. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Ход Пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).
|
Теория: Знакомство с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит. Ладья - прямолинейная, бесхитростная. Практика: игра «Один в поле воин» на закрепление игры Ладьей против пешек. |
Практика: развивающие игры и задания «Лабиринт», "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Кратчайший путь" на закрепление навыков игры фигурой Ладья. |
Практика: развивающие игры и задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры» на развитие практических навыков, полученных на предыдущих занятиях; тренировочные позиции (Ладья). |
Теория: знакомство с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура.
|
Практика: задания "Игра на уничтожение", "Кратчайший путь" на закрепление представлений о шахматной фигуре Слон. |
Практика: развивающие игры и задания "Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых", "Перехитри часовых" на развитие практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
Практика: игра-задание "Атака неприятельской фигуры» на развитие практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны). |
Практика: отработка практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. Решения простейших шахматных задач. |
Теория: знакомство с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры. «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Где сильнее? Центр, край, угол. |
Практика: развивающие игры и задания "Сними часовых", «Лабиринт» на закрепление навыков игры шахматными фигурами Ферзь и Пешка. |
Практика: задания «Игра на уничтожение», "Захват контрольного поля" на закрепление практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
Практика: развивающие игры и задания "Сними часовых", "Один в поле воин", "Захват контрольного поля" по закреплению практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
Теория: знакомство с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами. Необычный шаг Слона - «Прыг, скок и вбок», ходит буквой «Г» и так и сяк. |
Практика: задания "Лабиринт", "Кратчайший путь" на закрепление навыков игры шахматной фигурой Конь. |
Практика: игра Конем на усеченной доске (центр, край, угол) на закрепление практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
Практика: развивающие игры и задания "Игра на уничтожение", "Захват контрольного поля" на закрепление навыков игры шахматной фигурой Конь; развитие внимания, умения отстаивать свою позицию. |
Практика: развивающие игры и задания "Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Захват контрольного поля" на закрепление навыков игры шахматной фигурой Конь |
Практика: совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость. |
Теория: знакомство с шахматной фигурой Король, местом Короля в начальном положении. Ход Короля. Самая важная, главная фигура. Король в поле воин (взятие). |
Практика: игра "Игра на уничтожение" на закрепление навыков игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение. |
Практика: отработка практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. 4 Раздел «Ценность фигур» |
4.1. Тема «Ценность шахматных фигур». Теория: знакомство с ценностью каждой шахматной фигуры. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Практика: игры "Кто сильнее". "Обе армии равны". |
4.2. Тема «Ценность шахматных фигур». Практика: задания "Выигрыш материала", "Защита" на закрепление знаний о ценности каждой шахматной фигуры и достижения материального перевеса. 5. Раздел «Шах и Мат. Ничья» |
5.1. Тема «Понятие о шахе». Теория: понятие «Шах». Сформировать представление о позиции шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать различные ситуации. Практика: задание "Шах или не Шах". |
5.2. Тема «Шах ферзем, ладьёй». Практика: задания "Дай шах". "Пять шахов" на закрепление понятия Шах. Разбор, обсуждение и анализ различных ситуаций позиции Шах. |
5.3. Тема: «Решение шахматных задач». Практика: игры и задания "Защита от шаха". "Первый шах" на развитие способностей детей думать, рассуждать и анализировать различные ситуации. |
5.4. Тема «Шах слоном, конем, пешкой». Практика: задания "Дай шах", "Пять шахов" на закрепление понятия Шах. Разбор, обсуждение и анализ различных ситуаций. 5.5. Тема «Решение шахматных задач». Практика: решение шахматных задач и упражнений. |
5.6. Тема «Защита от шаха». Практика: задания "Защита от Шаха". Закрепить представление о позиции Шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать сложившиеся ситуации. |
5.7. Тема «Защита от шаха». Практика: задания "Защита от Шаха". Закрепить представление о позиции Шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать сложившиеся ситуации. 5.8. Тема «Мат – цель игры». Теория: сформировать представление о комбинации Мат. Практика: развивающие игры и задания "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король" на закрепление представления о комбинации Мат. |
5.9. Тема «Решение шахматных задач». Практика: игры и задания "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король" на закрепление представления о комбинациях Шах и Мат. |
5.10. Тема «Решение шахматных задач». Практика: игры и задания "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король" на отработку практических навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
5.11. Тема «Ничья». Теория: сформировать представление о позиции – Ничья. Варианты ничьей. |
Практика: игра-задание "Шах, Мат или Ничья" на закрепление знаний о позиции – Ничья. |
5.12. Тема «Пат или Ничья». Теория: познакомить с позицией - Пат. Сформировать представление, чем Пат отличается от Мата. Примеры на Пат. Практика: игра-задание " Пат или Ничья " на закрепление знаний о позиции – Пат. |
5.13. Тема «Пат или ничья». Практика: закрепить представление, чем Пат отличается от Мата. Примеры на Пат. |
5.14. Тема «Пат или ничья». Практика: решение шахматных задач. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. 6. Раздел: «Короткие шахматные партии» 6.1. Тема «Короткие шахматные партии». Теория: понятие «короткая шахматная партия». Самые общие представления о том, как начинать короткую шахматную партию. Практика: игра всеми фигурами из начального положения. |
6.2. Тема «Короткие шахматные партии» Практика: игра всеми фигурами из начального положения на закрепление представления о короткой шахматной партии. |
6.3. Тема «Шахматные партии». Практика: игра всеми фигурами из начального положения. Решение шахматных задач. |
6.4. Тема «Шахматные партии». Практика: игра всеми фигурами из начального положения. Решение шахматных задач. 7. Раздел «Аттестация» 7.1. Тема «Промежуточная аттестация». Практика: выполнение тестовых заданий. 7.2. Тема «Итоговая аттестация». Практика: разыгрывание шахматных партий. 8. Раздел «Итоговое занятие» 8.1. Тема: «Итоговое занятие». Практика: викторина «Путешествие в Шахматное королевство». |
Содержание изучаемого курса второго года обучения
1. Раздел: «Вводное занятие»
1. 1. Тема «Введение. Из истории шахмат. Этика шахматной борьбы».
Теория: истории о возникновении шахмат. Познакомить с этикой ведения шахматной борьбы. |
2. Раздел: «Короткие шахматные партии» 2.1. Тема «Короткие шахматные партии». Теория: понятие «короткая шахматная партия». Общие представления о том, как начинать короткую шахматную партию. Практика: игра всеми фигурами из начального положения. |
2.2. Тема «Короткие шахматные партии». Практика: Практическая игра всеми фигурами из начального положения. Решение шахматных задач. |
3. Раздел «Матование одинокого короля» 3.1. Тема «Матование одинокого короля». Теория: дать представление о том, как ставиться мат различными фигурами. Практика: развивающие игры и задания "Шах или мат", "Мат или пат". |
3.2. Тема «Мат Ферзем и Ладьей». Теория: дать представление о том, как ставиться мат Ферзем и Ладьей. Мат в один ход. Практика: развивающие игры и задания "Мат в один ход", "На крайнюю линию". |
3.3. Тема «Мат Ферзем и Ладьей». Практика: развивающие игры и задания "Мат в один ход", "На крайнюю линию" на закрепление знаний и умений как ставить Мат в один ход Ферзем и Ладьей. |
3.4. Тема «Мат 2 Ладьями». Теория: дать представление о том, как ставиться Мат 2 Ладьями. Сторож и охотник. Составление плана матования Короля 2 Ладьями. Практика: задания "В угол", "Ограниченный король" на закрепление знаний как ставить Мат в один ход 2 Ладьями. |
3.5. Тема «Мат 2 Ладьями». Практика: задания "В угол", "Ограниченный король" на закрепление знаний и умений как ставить Мат в один ход 2 Ладьями. |
3.6. Тема: «Мат Ферзем». Теория: дать представление о том, как ставиться Мат Ферзем. Составление плана матования Короля Ферзем в два хода (Вдох-выдох). Практика: игра-задание "Объяви мат в два хода". |
3.7. Тема «Мат Ферзем». Практика: игра-задание "Объяви мат в два хода" на закрепление знаний и умений как ставить Мат Ферзем в два хода (Вдох-выдох). |
3.8. Тема «Мат Ладьей». Практика: дать представление о том, как ставиться мат Ладьей. Практика: игра-задание "Защитись от мата" на закрепление знаний как ставить Мат Ладьей. |
3.9. Тема «Мат Ладьей». Практика: игра-задание "Защитись от мата" на закрепление знаний и умений как ставить Мат Ладьей. |
Теория: понятие «Рокировка». Длинная и короткая рокировки. Практика: задание "Рокировка" на закрепление знаний о рокировках. |
Практика: задание "Рокировка" на закрепление знаний и умений делать короткую рокировку. |
Практика: задание "Рокировка" на закрепление знаний и умений делать длинную рокировку.
|
Теория: понятие «размен», выгода или необходимость. |
Практика: разбор приёмов, как можно делать размен.
Практика: упражнения на закрепление знаний тактики – размен.
Теория: понятие «двойной удар», разбор ситуаций, когда фигура делает атакующей другую фигуру. Практика: разбор приёмов, как можно делать двойной удар.
Практика: упражнения на закрепление знаний Шахматной тактики – Двойной удар.
Теория: понятие «вилка», разбор ситуаций, когда Конь или Пешка одновременно нападают на две и более фигуры соперника. Практика: разбор приёмов, как можно делать вилку.
Практика: упражнения на закрепление знаний Шахматной тактики – Вилка.
Теория: понятие «связка», разбор ситуаций, когда фигура противника прикрывает собой более важную фигуру. Практика: разбор приёмов, как можно сделать связку.
Практика: упражнения на закрепление знаний Шахматной тактики – Связка.
Теория: понятие «жертва», разбор ситуаций, когда необходимо пожертвовать своей фигурой, чтоб захватить более сильную фигуру соперника.
Практика: упражнения на закрепление знаний Шахматной тактики – Жертва.
|
Теория: определения – «стратегия». Практика: начало партии, развитие легких фигур (Коней и Слонов).
|
Практика: начало партии, развитие тяжелых фигур (Ферзей и Ладий).
|
Практика: начало партии, ходы Пешками. Открыть дорогу своим фигурам, избегать повторных ходов пешками на первых порах.
|
Практика: разыгрывание своих фигур. Нападение на фигуры и Пешки соперника. Угроза соперника, увод своих фигур из под ударов.
|
Практика: выигрыш у соперника фигуры или Пешки, стремление к размену фигур. Меньше материала на доске – легче реализовать свое преимущество.
|
Практика: выигрыш у соперника фигуры или пешки, стремление к размену фигур. Меньше материала на доске – легче реализовать свое преимущество. |
Теория: понятие «эндшпиль». Познакомить с основными идеями Эндшпиля. Практика: определение квадрата на шахматной доске.
|
Практика: упражнения на определение ключевых полей. Пешечный эндшпиль (Пешечные окончания - Король и Пешка против Короля). 7.3. Тема: «Эндшпиль». |
Практика: правило квадрата. Пешечный эндшпиль (Пешечные окончания - Король и Пешка против Короля).
Практика: правило квадрата. Пешечный эндшпиль (Пешечные окончания - Король и Пешка против Короля). |
Теория: понятие «дебют», правила и законы дебюта. Дебют и его задачи. Практика: формировать умения начинать шахматную партию разыгрывая Дебют. 8.2. Тема: «Дебют». |
Практика: формировать умения начинать шахматную партию разыгрывая Дебют. 8.3.Тема: «Основы дебютной стратегии». |
Практика: приемы разыгрывания дебюта. Развивающие игры и задания: "Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход не рокированному королю".
|
Практика: приемы разыгрывания дебюта. Развивающие игры и задания: "Поставь детский мат". |
Практика: приемы разыгрывания дебюта. Развивающие игры и задания: " Поставь детский мат" |
Практика: показать на практике различные виды ловушек в дебюте. Развивающие игры и задания: "Защита от мата"
Практика: показать на практике различные виды ловушек в дебюте. Развивающие игры и задания: "Защита от мата"
9.1. Тема: «Выдающиеся шахматисты нашего времени» |
Теория: Познакомить с выдающимися шахматисты нашего времени: Ян Непомнящий, Александр Грищук, Владимир Крамник, Сергей Карякин.
|
10.1. Тема: «Занимательные шахматные истории» Теория: сказка о том, как на Руси в шахматы играли. История о золотом веке шахмат.
11.1. Тема «Практикум». |
Практика: учебно-тренировочные занятия. Задания: "Поставь детский мат", "Мат в 1 ход", "Защитись от мата", "Выведи фигуру". |
11.2. Тема «Практикум». Практика: учебно-тренировочные занятия. Задания: "Ограниченный король". "Поставить мат в 1 ход "повторюшке". |
11.3. Тема «Практикум». Практика: решение шахматных задач и упражнений. Игровая практика. "Мат в 2 хода", "Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". |
Практика: решение шахматных задач и упражнений. Игровая практика. "Можно ли побить пешку?", "Захвати центр". |
Практика: решение шахматных задач и упражнений. Игровая практика. "Можно ли побить пешку?", "Захвати центр". 12. Раздел «Аттестация» 12.1. Тема «Промежуточная аттестация». Практика: выполнение тестовых заданий. 12.2. Тема «Итоговая аттестация». Практика: разыгрывание шахматных партий. 13. Раздел «Итоговое занятие» 13.1. Тема: «Итоговое занятие». Практика: викторина «Путешествие в Шахматное королевство». |
3. Организационный раздел
3.1. Материально техническое обеспечение.
Реализация программы «Шахматы детям» требует наличие кабинета и оборудования.
Оборудование кабинета: дидактические игры для обучения игре в шахматы; наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; настольные шахматы; интерактивная доска, обучающие видео уроки по шахматам; стимуляторы игр; родительский уголок «Шахматы».
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Педагогические методики и технологии
Для повышения эффективности процесса обучения, используются следующие современные образовательные технологии.
При обучении шахматам воспитанники сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной шахматной информации, необходимостью овладения сложной шахматной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется Игровая технология, позволяющая учащимся запомнить шахматные термины и понятия, типовые тактические приемы, названия дебютов, точные позиции.
На занятиях используются самые разнообразные игры, специально разработанные для группового обучения. Занятия строятся в виде увлекательного путешествия в шахматное королевство, используются сказки, легенды, загадки из книг В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы", «Путешествие в шахматное королевство», из книг И.Г. Сухина «Удивительные приключения шахматной доски», «Приключения в Шахматной стране», «Шахматы для детей 2–5», компьютерные программы «Шахматы в сказках», «Динозавры учат играть в шахматы».
Технология проблемного обучения, при обучении игре в шахматы является ключевой. Изначально шахматные позиции носят проблемный характер выбора хода, и дети постоянно сталкиваются с решением данной задачи. Даже на первых этапах обучения в шахматы, учащиеся должны уметь решать поставленные задачи в разных позициях.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала.
Используются шахматные обучающие и игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика», «Шахматный задачник» «Шахматная стратегия», «Шахматные этюды».
Здоровьесберегающие технологии
С целью недопущения перегрузок особое внимание уделяется объему и сложности материала, задаваемого на дом. На занятиях идет контроль за правильной осанкой воспитанников. Физические упражнения на шахматных занятиях варьируются различным образом, например, в конце занятия на силу фигур детям предлагается отжаться, попрыгать, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) можно использовать "гусиный" шаг, семенящий бег, упражнения для рук и ног. На занятиях обязательно проводятся физкультминутки на расслабление мышц глаз, шеи, плеч, кистей и других частей тела, дыхательная гимнастика, позволяющая не только развивать дыхательную систему, но и повышать культуру общения,
Использование современных образовательных технологий обучения способствует развитию творческого мышления шахматистов и формирует ответственность за принятые решения.
Методы и приёмы
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, воспитанник овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства воспитанников (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Для реализация программы «Шахматы детям» необходимо наличие кабинета, дидактическое и техническое обеспечение.
Наглядно-дидактические пособия для обучения игре в шахматы: «Собери шахматную доску», «Шахматное домино», «Шахматная лесенка», «Больше, меньше, равно», «Узнай фигуру», «Найди шахматную пару», «Диагональ, вертикаль, горизонталь», «Шахматный театр», «Чьи следы», «Шахматные пазлы», «Сделай как я», «Определи адрес», «Четвертый лишний».
Наглядные пособия:
- портреты выдающихся шахматистов;
- тренировочные диаграммы «Ход Пешки», «Ход Слона», «Ход Ладьи», «Ход Коня», «Ход Ферзя», «Ход Коня», «Ход Короля» - по 12 шт.,
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур – 1шт.
Раздаточный материал для проведения практических работ:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей) - 6 шт.;
- шахматные часы - 6шт.;
- цветные карандаши – 12 шт.;
- фломастеры – 12 шт.;
- тетрадь в крупную клетку – 12шт.
Техническое обеспечение:
- Интерактивный комплекс «Колибри»;
- Компьютерные игры «Динозавры учат играть в шахматы», «Знакомство с шахматами», «Шахматная страна»;
- Презентации: «И. Сухин 1 урок. Загадки», «И. Сухин 1 урок. Котята-хвастунишки», «Шахматный экзамен у Котят», «И. Сухин Удивительные приключения шахматной доски», «Пат или Ничья», «Рокировка», «Шахматы».
5. Список литературы
1. Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:
2. Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс(2004 г.) 320 стр.
4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель(2008 г.) 287 стр.
5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
8. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
9. В.Хенкин «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г.,
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развивающие игры и задания
"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры недвижимы).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон, не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника
«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
"Два хода". Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребенок отвечает двумя своими ходами.
"Поставь детский мат", "Мат в 1 ход", "Защитись от мата", "Выведи фигуру".
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
"Поставить мат в 1 ход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
"Мат в 2 хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в 2 хода.
"Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
"Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
"Захвати центр". Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
"Можно ли сделать рокировку?". Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
"В какую сторону можно рокировать?". В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
"Чем бить черную фигуру?". Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
"Сдвой противнику пешки". Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
"Выигрыш материала". Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
"Сделай ничью" Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
"Мат в 2 хода". Белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
"Выигрыш фигуры". Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.
"Квадрат". Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
"Проведи пешку в ферзи". Тут требуется провести пешку в ферзи.
"Выигрыш или ничья?". Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
"Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
"Путь к ничьей". Точной игрой надо добиться ничьей.
Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "неподвижные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки". В основе программы использована методика Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Мой любимый город Лебедянь» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Программа духовно - нравственной направленности (православная культура)...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...