Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnaya_ruchka.docx | 77.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 Дюймовочка»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
К утверждению Заведующий МБДОУ №3 «Дюймовочка»
Педагогическим советом Короткова М.А.
Протокол № от « »_____20____ Приказ № ___ от ___ ____ 2014 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально- педагогической направленности «Волшебная ручка»
для детей от 6 до7 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Составили: воспитатели: Голенкова Лариса Николаевна
Хохлова Светлана Вячеславовна
Моршанск 2014г.
Пояснительная записка
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение
Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через занятия в кружке «Волшебная ручка»
Целью программы является
Развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, создание условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
- Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
Развивающие:
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Воспитательные:
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе. Воспитывать аккуратность в работе.
Особенности программы:
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, простым или цветным карандашами.
Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку
Дети 6 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.:
Особенности возрастной группы
Дети 6 года жизни начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличающиеся от ролевой речи. Продолжает совершенствоваться образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Развивается воображение. У детей формируется художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Дети более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Программа рассчитана на один год (дети 6-7 лет)
Способы и формы работы с детьми
Занятие проводится 2 раз в неделю. 8 раз в месяц. 72 занятия в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Продолжительность занятия: занятия проводятся по -30 минут. Форма занятий: подгрупповая, практическая
Методы работы:
Дидактические игры и игровые упражнения.
Занимательные задания и игры-соревнования.
Наглядный метод обучения и метод практических действий.
Моделирование и кодирование информации
Прогнозируемый результат освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки. | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. |
Знать правила работы с тетрадью. | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. | |
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице. |
Итоговая диагностика
К концу посещения кружка «Волшебная ручка» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентировка в пространстве | Развитие графических навыков | Срисовывание образца | Графический диктант | Штриховка |
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Пальчиковые игры
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
Средства для реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
-Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», -Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
-Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки.
-Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
-«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
-Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
-Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
-Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
-Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
-Тематические иллюстрации.
Учебный- тематический план
Продолжительность | Периодичность | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
30 мин | 2 раза | 2 часа | 72 часа |
№ | Тема | Всего часов | теория | практика |
Сентябрь | ||||
1 | Знакомство с тетрадью | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Ориентировка на листе бумаги | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Пальчиковые игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Зарисовка точек и прямых вертикальных линий по точкам | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Зарисовка прямых линий по точкам и без них. Зрительный диктант | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Зарисовка коротких, длинных и наклонных линий. Зрительный диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Зарисовка прямых вертикальных линий, наклонных по длине 2 клеточки. Зрительный диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Зарисовка прямых вертикальных, горизонтальных линий разных по длине. Работа со счетными палочками. | 1 | 0,5 | 0.5 |
Октябрь | ||||
9 | Штриховка фигур прямыми и наклонными линиями. Зарисовка прямых вертикальных линий и горизонтальных линий коротких и длинных | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Зарисовка прямых вертикальных коротких линий. Слуховой диктант работа с палочками. Штриховка . | 1 | 0,5 | 0.5 |
11 | Слуховой диктант Штриховка каемочки. | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Зарисовка коротких и длинных наклонных линий. Зарисовка элемента- овала. Зрительный диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Закрепление зарисовки прямых, наклонных палочек, овалов. Штриховка наклонными линиями. Зрительный диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Зарисовка больших и маленьких кругов Закрепление зарисовки прямых, наклонных линий, овалов. Штриховка прямыми короткими горизонтальными линиями. | 1 | 0.5 | 0,5 |
15 | Зарисовка больших и малых кругов, наклонных линий, прямых вертикальных и горизонтальных линий. Штриховка фигуры наклонными линиями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Зарисовка прямых и наклонных линий. Зрительный диктант | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ноябрь | ||||
17 | Зарисовка вертикальных и горизонтальных линий. Штриховка каемочки наклонными линиями. | 1 | 0,5 | 0.5 |
18 | Закрепление зарисовки прямых и наклонных линий в слуховом диктанте | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Чередование прямых коротких с длинными наклонными линиями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Закрепление зарисовки кругов и овалов, прямых вертикальных и горизонтальных линий. Зрительный диктант | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Закрепление зарисовки кругов и овалов. Зарисовка крючков, зрительный диктант | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Закрепление зарисовки крючков. Зарисовка геометрических фигур | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Пространственная ориентировка. Зарисовка знакомых элементов. Слуховой диктант | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Закрепление зарисовки крючков. Штриховка фигур наклонными линиями. Слуховой диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Декабрь | ||||
25 | Закрепление зарисовки крючков .Зрительный диктант. Штриховка фигур наклонными линиями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Зарисовка крючков, овалов. Штриховка фигур наклонными линиями. | 1 | 0,5 | О,5 |
27 | Штриховка фигур прямыми и наклонными линиями. Письмо знакомых элементов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Закрепление зарисовки крючков, овалов. Письмо новых элементов. Зрительный диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Закрепление зарисовки крючков, овалов, горизонтальных, вертикальных линий, непрерывных дуг. Графический диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Зарисовка знакомых элементов. Зарисовка нового элемента петля Слуховой диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Зарисовка крючков, петель, вертикальных и наклонных линий. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Закреплять зарисовку петель прямых и наклонных линий, овалов, кругов. Зрительный диктант. Штриховка форм разными способами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Январь | ||||
33 | Зарисовка прямых и наклонных линий, петель. Письмо новых элементов. Зрительный диктант | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Зарисовка горизонтальных и вертикальных овалов. Зарисовка новых элементов. Зрительный диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Зарисовка сочетающихся элементов. Зрительный диктант. Штриховка прямыми и наклонными линиями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
36 | Зарисовка знакомых сочетающихся элементов. Письмо новых элементов Слуховой диктант. | 1 | 0,5 | 0,5 |
37 | Зарисовка уголков, ромбов. Графический диктант. Каемочка разного цвета | 1 | 0,5 | 0,5 |
38 | Зарисовка знакомых элементов. Слуховой диктант. Каемочка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
39 | Графический диктант «Танк» | 1 | 0,5 | 0,5 |
40 | Зарисовка наклонных коротких и длинных линий. Штриховка разными способами. Упражнение «Лабиринт | 1 | 0,5 | 0,5 |
Февраль | ||||
41 | Зарисовка уголков, ромбов, квадратов. Штриховка разными способами. Зарисовка крючков по точкам и без в косой линейке. Обведение рисунка по линиям | 1 | 0,5 | 0,5 |
42 | Зарисовка наклонных длинных и коротких линий. Обведение рисунка по линиям. Штриховка разними способами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
43 | Зарисовка больших и малых крючков в косой линейке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
44 | Зарисовка елок короткими линиями. Штриховка разными способами. Дорисовка элементов по образцу. Зарисовка новых элементов в прописи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
45 | Зарисовка больших и малых кругов, грибочков. Обведение рисунка по линиям. Штриховка разними способами .Рисование кругов и овалов в прописи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
46 | Зарисовка дуг разных по высоте и ширине. Штриховка разными способами. Дорисовка узоров по образцу. Зарисовка петелек и овалов в прописи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
47 | Зарисовка дуг чередуя большую и маленькую. Штриховка разными способами. Закрашивание одинаковых фигур. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0.5 |
48 | Зарисовка кругов, овалов, яблок. Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Март | ||||
49 | Зарисовка элементов домика, месяца. Штриховка прямыми линиями в разных направлениях. Дорисовка рыбок по образцу. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
50 | Зарисовка морковок, груш. Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
51 | Зарисовка волнистых линий. Штриховка прямыми линиями Закрашивание бабочки по цифрам. Работа в прописи по образцу | 1 | 0,5 | 0,5 |
52 | Зарисовка машин, корабликов. . Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Работа в прописи по образцу | 1 | 0,5 | 0,5 |
53 | Зарисовка шаров, вишенок. Штриховка прямыми линиями в разных направлениях. Обведение рисунков по пунктирам. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
54 | Зарисовка бабочек , пирамид. Штриховка: чередуя волнистые и прямые линии. Закрашивание рисунка в соответствии с цифрами. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
55 | Зарисовка бабочек , пирамид. Штриховка: чередуя волнистые и прямые линии. Закрашивание рисунка в соответствии с цифрами. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
56 | Графический диктант. Штриховка: чередуя волнистые и прямые линии. Закрашивание рисунка. Работа в прописи по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Апрель | ||||
57 | Знакомство с буквами А Л Написание букв А, Л по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
58 | Знакомство с буквами Г, Т Написание буквы Г,Т по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
59 | Знакомство с буквами П,Н Написание букв П,Н по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
60 | Знакомство с буквами К,М .Написание букв К, М по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
61 | Знакомство с буквами У,Х Написание букв У,Х по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
62 | Знакомство с буквами Д,Ж Написание букв Д,Ж по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
63 | Знакомство с буквами Ш,Щ .Написание букв Ш,Щ по точкам | 1 | 0,5 | 0,5 |
64 | Знакомство с буквами Е,Ё Написание букв Е,Ё по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Май | ||||
65 | Знакомство с буквами И, Й. Написание букв И, Й по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
66 | Знакомство с буквами Ч, Ц. Написание букв по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
67 | Знакомство с буквами О, С. Написание букв О, С по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
68 | Знакомство с буквами Э, Ф. Написание букв Э, Ф по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
69 | Знакомство с буквами Ж, В. Написание букв Ж, В по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
70 | Знакомство с буквой. Ю Я. Написание букв Ю, Я по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
71 | Знакомство с буквами Б, Р. Написание буквы по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
72 | Знакомство с буквами Ы, Ь,Ъ. Написание букв по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего | 72 | 36 | 36 |
Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная ручка»
1.Знакомство с тетрадью. Теория: рассказ «Как появилась тетрадь», объяснение. Практика: работа с тетрадью, итог.
2.Ориентировка на листе бумаги. Теория: объяснение, показ (лево, право ,верх, низ). Практика: работа в тетради, итог.
3.Пальчиковые игры. Теория : беседа «Умелые пальчики». Практика; разучивание пальчиковых игр, итог
4.Зарисовка точек и прямых вертикальных линий по точкам. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
5 Зарисовка прямых линий по точкам и без них. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов по образцу. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
6.Зарисовка коротких, длинных и наклонных линий. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
7.Зарисовка прямых вертикальных линий, наклонных по длине 2 клеточки. Зрительный диктант Теория: объяснение, показ зарисовки элементов по образцу. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
8.Зарисовка прямых вертикальных, горизонтальных линий разных по длине. Работа со счетными палочками. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: игры со счетными палочками, зарисовка элементов в тетради, итог.
9.Штриховка фигур прямыми и наклонными линиями. Зарисовка прямых вертикальных линий и горизонтальных линий коротких и длинных Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов. Практика: штриховка фигур, зарисовка элементов в тетради, итог.
10.Зарисовка прямых вертикальных коротких линий. Слуховой диктант работа с палочками. Штриховка . Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов. Практика: игры со счетными палочками, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
11.Слуховой диктант .Штриховка каемочки. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов на слух, штриховки, Практика: штриховка фигур, зарисовка элементов на слух, итог.
12.Зарисовка коротких и длинных наклонных линий. Зарисовка элемента- овала. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов по образцу. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог
13.Закрепление зарисовки прямых, наклонных палочек, овалов. Штриховка наклонными линиями. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов. Практика: игры со счетными палочками, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
14.Зарисовка больших и маленьких кругов Закрепление зарисовки прямых, наклонных линий, овалов. Штриховка прямыми короткими горизонтальными линиями. Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов. Практика: игры со счетными палочками, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
15.Зарисовка больших и маленьких кругов Закрепление зарисовки прямых, наклонных линий, овалов. Штриховка прямыми короткими горизонтальными линиями. Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов. Практика: игры со счетными палочками, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
16. Зарисовка больших и малых кругов, наклонных линий, прямых вертикальных и горизонтальных линий. Штриховка фигуры наклонными линиями. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика:, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
17.Зарисовка прямых и наклонных линий. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов по образцу. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
18.Зарисовка вертикальных и горизонтальных линий. Штриховка каемочки наклонными линиями. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
19.Закрепление зарисовки прямых и наклонных линий в слуховом диктанте. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов на слух. Практика: зарисовка элементов на слух, итог.
20.Чередование прямых коротких с длинными наклонными линиями. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
21.Закрепление зарисовки кругов и овалов, прямых вертикальных и горизонтальных линий. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
22.Закрепление зарисовки кругов и овалов. Зарисовка крючков, зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
23.Закрепление зарисовки крючков. Зарисовка геометрических фигур. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
24.Пространственная ориентировка. Зарисовка знакомых элементов. Слуховой диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов на слух. Практика: зарисовка элементов на слух, итог.
25.Закрепление зарисовки крючков. Штриховка фигур наклонными линиями. Слуховой диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
26.Закрепление зарисовки крючков .Зрительный диктант. Штриховка фигур наклонными линиями. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
27. Зарисовка крючков, овалов. Штриховка фигур наклонными линиями. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
28.Штриховка фигур прямыми и наклонными линиями. Письмо знакомых элементов. Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов,. Практика: пальчиковая игра, штриховка ,зарисовка элементов в тетради, итог.
29.Закрепление зарисовки крючков, овалов. Письмо новых элементов. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
30.Закрепление зарисовки крючков, овалов, горизонтальных, вертикальных линий, непрерывных дуг. Графический диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
31.Зарисовка знакомых элементов. Зарисовка нового элемента петля Слуховой диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов на слух. Практика: зарисовка элементов на слух, итог.
32.Зарисовка крючков, петель, вертикальных и наклонных линий. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
33.Закреплять зарисовку петель прямых и наклонных линий, овалов, кругов. Зрительный диктант. Штриховка форм разными способами. Теория: объяснение, показ штриховки, зарисовки элементов,. Практика: пальчиковая игра, штриховка ,зарисовка элементов в тетради, итог.
34.Зарисовка прямых и наклонных линий, петель. Письмо новых элементов. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
35.Зарисовка горизонтальных и вертикальных овалов. Зарисовка новых элементов. Зрительный диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
36.Зарисовка сочетающихся элементов. Зрительный диктант. Штриховка прямыми и наклонными линиями. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
37.Зарисовка знакомых сочетающихся элементов. Письмо новых элементов .Слуховой диктант. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов на слух. Практика: зарисовка элементов на слух, итог.
38.Зарисовка уголков, ромбов. Графический диктант. Каемочка разного цвета. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
39.Графический диктант «Танк» Теория: объяснение. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
40.Зарисовка наклонных коротких и длинных линий. Штриховка разными способами. Упражнение «Лабиринт»
Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
41.Зарисовка уголков, ромбов, квадратов. Штриховка разными способами. Зарисовка крючков по точкам и без в косой линейке. Обведение рисунка по линиям. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
42.Зарисовка наклонных длинных и коротких линий. Обведение рисунка по линиям. Штриховка разними способами. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
43 Зарисовка больших и малых крючков в косой линейке. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, итог.
44.Зарисовка елок короткими линиями. Штриховка разными способами. Дорисовка элементов по образцу. Зарисовка новых элементов в прописи. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
45.Зарисовка больших и малых кругов, грибочков. Обведение рисунка по линиям. Штриховка разними способами .Рисование кругов и овалов в прописи. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
46.Зарисовка дуг разных по высоте и ширине. Штриховка разными способами. Дорисовка узоров по образцу. Зарисовка петелек и овалов в прописи. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
47.Зарисовка дуг чередуя большую и маленькую. Штриховка разными способами. Закрашивание одинаковых фигур. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
48.Зарисовка кругов, овалов, яблок. Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
49.Зарисовка элементов домика, месяца. Штриховка прямыми линиями в разных направлениях. Дорисовка рыбок по образцу. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
50.Зарисовка морковок, груш. Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
51.Зарисовка волнистых линий. Штриховка прямыми линиями Закрашивание бабочки по цифрам. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
52.Зарисовка машин, корабликов. . Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
53.Зарисовка шаров, вишенок. Штриховка прямыми линиями в разных направлениях. Обведение рисунков по пунктирам. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
54.Зарисовка овалов в виде лепестков и цветов Штриховка волнистыми линиями в разных направлениях. Рисование по точкам по образцу. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
55.Зарисовка бабочек , пирамид. Штриховка: чередуя волнистые и прямые линии. Закрашивание рисунка в соответствии с цифрами. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, закрашивание, итог.
56.Графический диктант. Штриховка: чередуя волнистые и прямые линии. Закрашивание рисунка. Работа в прописи по образцу. Теория: объяснение, показ зарисовки элементов, штриховки. Практика: пальчиковая игра, зарисовка элементов в тетради, штриховка, итог.
57. Знакомство с буквой А, Л .Написание буквы А, Л по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
58.Знакомство с буквой Г, Т .Написание буквы Г,Т по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
59.Знакомство с буквами П,Н .Написание букв П,Н по точкам .Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
60.Знакомство с буквами К,М .Написание букв К, М по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
61.Знакомство с буквами У,Х .Написание букв У,Х по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
62.Знакомство с буквами Д,Ж .Написание букв Д,Ж по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
63.Знакомство с буквами Ш,Щ .Написание букв Ш,Щ по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
64.Знакомство с буквами Е,Ё .Написание букв Е,Ё по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
65.Знакомство с буквами И, Й. Написание букв И. Й по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
66.Знакомство с буквами Ч, Ц..Написание буквы Ч, Ц по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
67.Знакомство с буквами О, С .Написание букв О, С по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
68.Знакомство с буквами Э, Ф .Написание букв Э,Ф по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
69.Знакомство с буквами Ж, В .Написание буквы Ж, В по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
70.Знакомство с буквами Ю. Я .Написание буквы Ю,Я по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
71.Знакомство с буквами Б, Р .Написание букв Б. Р по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
72.Знакомство с буквами Ы, Ь, Ъ .Написание букв Ы, Ь, Ъ по точкам. Теория: объяснение, показ написания букв по точкам. Практика: пальчиковая игра, написание букв в тетради, итог.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Методическое обеспечение.
-Обучающая литература: Н.С.Жукова «Букварь» для дошкольников с методическими рекомендациями по обучению Тетради на печатной основе: А..Герасимова «Готовим руку к письму», «Учимся писать», «Развиваем внимание
-Методическая литература для работы с дошкольниками на развитие навыков общения, культуры поведения, грамотной речи, словарного запаса, памяти, мышления, логики, а так же по основам безопасности жизни и охране здоровья.
-Папки с теоретическим и практическим материалом:
Демонстрационный материал: иллюстрации, тематические таблицы и плакаты, демонстрационные буквы, слоги, иллюстрации для работы по развитию речи, предметные тематические картинки, любимые игрушки детей, Дидактический обучающий материал: дидактический материал для штриховки и раскраски обучающие настольные игры, детская литература всех известных авторов, лента букв, ребусы, загадки движения,
раздаточный материал: счетные палочки, алфавиты, трафареты, дополнительные творческие задания, тесты для закрепления.
Литература, используемая педагогом для разработки программы:
Антонова .А. «Развитие графических навыков у дошкольников.»
Бардышеа Т. . «Разговорчивые пальчики»
Гаврилина .В«Я учусь писать»
Герасимова. А «Готовим руку к письму»
Журнал «Ребенок в детском саду» №1-4.2006г
Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2007г
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Жукова. О «Мои самые первые прописи»
Тарасова. Л. «Учимся писать цифры»
Разные виды прописей, раскраски.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кружочки»
Занятия в кружке позволяют развивать речевые и творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; проявлять индивидуальность, получая результат своего художественного творчества. Выполняя п...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...