Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЕПКОМАНИЯ»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЕПКОМАНИЯ» имеет художественную направленность, предназначена для оказания дополнительных образовательных услуг в условиях МАДОУ «ДСКН №7» г. Сосновоборска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_lepkomaniya.docx | 725.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЕПКОМАНИЯ» имеет художественную направленность, предназначена для оказания дополнительных образовательных услуг в условиях МАДОУ «ДСКН №7» г. Сосновоборска.
Уровень программы стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
В программе акцент делается на предметные результаты, выделяются три вида результатов освоения основных образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования детей от 31.03. 2022 г. № 678.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
- СанПин от 04.07.2014 г. №41: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Устав и локальные акты МАДОУ «ДСКН №7» г. Сосновоборска.
Новизна и актуальность
Новизна данной программы состоит в том, что программа включает занятия по художественной лепке с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка, через художественно-прикладную деятельность. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Адресат программы
Для прохождения программы не требуется предварительная подготовка. Возраст учащихся 5-6 лет. Наполняемость групп: 10-12 человек. В группу могут входить учащихся с ОВЗ. Прием детей осуществляется без специальных условий.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 64 часа (1 год обучения), занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут с 10-минутным перерывом.
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: обеспечение навыков лепки из различных материалов.
Задачи:
Обучающие:
формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах лепки; научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
познакомить детей с различными видами материалов для лепки
Развивающие:
развивать память, внимание, воображение, мышление, мелкую моторику рук, глазомер;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Учебный план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроль | |||||||||||||
всего | теория | практика | ||||||||||||||
1. Введение в образовательную программу | 5 | 2 | 3 | |||||||||||||
1. | Вводный урок. Основные понятия и приемы лепки. Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |||||||||||
2. | Основы композиции. Цветоведение. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |||||||||||
2. Пластилинография | 20 | 3 | 17 |
| ||||||||||||
1.
| Плоская лепка. Технология изготовления плоских объектов. | 6
| 1 | 5 | Просмотр | |||||||||||
2. | Лепка жгутиками. | 6 | 1 | 5 | Просмотр | |||||||||||
3. | Мозаичная (точечная) лепка. | 8 | 1 | 7 | Выставка | |||||||||||
3. Полуобъемная лепка | 6 | 1 | 5 |
| ||||||||||||
1. | Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. | 6 | 1 | 5 | Наблюдение | |||||||||||
4. Объемная лепка | 11 | 3 | 8 |
| ||||||||||||
1. | Особенности лепки объемной игрушки. Изготовление объемных игрушек из пластилина. | 6 | 1 | 5 | Просмотр | |||||||||||
2. | Народная игрушка. История глиняной игрушки. Различия по происхождению и методу изготовления. | 5 | 2 | 3 | Тематическая выставка | |||||||||||
5.Тестопластика | 10 | 2 | 8 |
| ||||||||||||
1. | Лепка из соленого теста. | 10 | 2 | 8 | Просмотр | |||||||||||
6. Проектная деятельность | 8 | 3 | 5 | Защита | ||||||||||||
7. Итоговое занятие. | 4 | - | 4 | Выставка | ||||||||||||
Итого: | 64 | 14 | 50 |
| ||||||||||||
Содержание программы
1. Введение в образовательную программу (5 часов)
1.1.Вводное занятие. Основные понятия и приемы лепки. Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы.
Теория 1 час
Знакомство детей друг с другом. Просмотр презентации по ИЗО. Знакомство с правилами техники безопасности. История возникновения лепки. Свойства материалов, из которых можно лепить. Виды пластических материалов. Традиционные способы лепки.
Практика 1 час
Знакомство с физическими и химическими свойствами пластилина. Знакомство с инструментами и материалами.
Практическая работа: выполнение несложных элементов, объектов из пластилина: животные, птицы, рыбы, насекомые и др.
1.2. Основы композиции. Цветоведение.
Теория 1 час
Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «ритм», «колорит». Законы построения композиции. Особенности растительных и геометрических орнаментов.
Практика 2 часа
Цветовой круг. «Основные и составные цвета». Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое (колористическое) решение. Форма и пропорция.
Практическая работа: Построение растительных и геометрических орнаментов. Смешивание красок для получения нужного цвета.
2.Пластилинография (20 часов)
2.1.Плоская лепка. Выполнение несложных изделий из простых элементов.(6 часов)
Теория 1 час
Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Понятие «пластилинография» Основные приемы пластилинографии. Стилизация. Понятие стилизации растительных и животных форм. Умение правильно расположить рисунок на плоскости стекла, пластике, дощечке.
Практика 5 часов
Изготовление индивидуальных работ на разных основах (майонезной крышке, пластинках, дощечках, стекле).
2.2. Лепка жгутиками. (6 часов)
Теория 1 час
Лепка жгутиками. Технология лепки из жгутиков. Материалы и приспособления.
Практика 5 часов
Освоение технологии лепки из жгутиков. Творческое выполнение индивидуальных изделий.
2.3. Мозаичная точечная лепка (8 часов)
Теория 1 час
Понятия «мозаика», «шаблон», «трафарет». История возникновения мозаики. Виды мозаики и область её применения. Основные способы изготовления мозаичной лепки. Материалы и приспособления.
Практика 7 часов
Творческое выполнение индивидуальных панно и картин в технике мозаичной лепке.
3. Полуобъемная лепка( 6 часов)
3.1. Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения.
Теория 1 час
Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон.
Практика 5 часов
Работа над полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск цветового решения, выполнение работы в материале.
4. Объемная лепка (11 часов)
4.1.Особенности лепки объемной игрушки. Изготовление объемных игрушек из пластилина. (6 часов)
Теория 1 час
Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема.
Практика 5 часов
Выполнение набросков, эскизов полюбившихся героев. Проработка отдельных элементов в сказочных игрушках. Выполнение сказочных героев.
4.2. Народная игрушка. История глиняной игрушки. Различия по происхождению и методу изготовления.(5 часов)
Теория 2 часа
Истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России. История глиняной игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления.
Практика 3 часа
Освоение этапов и приемов лепки народной глиняной игрушки. Различные способы лепки декоративных птиц по типу филимоновских и каргопольских мастеров. Лепка по типу дымковских, филимоновских мастеров.
5.Тестопластика (10 часов)
5.1. Лепка из соленого теста
Теория 2 часа
Как готовить солёное тесто. Технология сушки и обжига изделий из соленого теста. Создание фактуры поверхности. Набор инструментов. Порядок работы. Скрепление деталей между собой. Окрашивание теста. Хранение теста. Технология раскраски изделий из соленого теста.
Практика 8 часов
Лепка простых элементов. Лепка крупных деталей. Отработка техники изготовления цветов и фруктов. Разработка и нанесение эскиза картины. Изготовление основных, дополнительных и вспомогательных деталей к картине. Творческое выполнение индивидуальных изделий.
6. Проектная деятельность (8 часов)
Теория 3 часа
Составление сюжетных, тематических композиций из пластилина или соленого теста по выбору учащихся. Разработка эскиза к работе. Подбор сюжета, продумывания деталей и решение техники, в которой будет исполняться работа. Подбор дополнительных материалов. Навыки составления эскиза и выполнения работ по методу проекта. Составление презентации к проектной работе.
Практика 5 часов
Изготовление творческой работы и презентации по методу проекта с использованием изученных приемов, техник, учитывая применение изделия и его назначение по выбору учащихся.
7. Итоговое занятие. (4 часа)
Подведение итогов работы. Рекомендации по работе во время каникул. Итоговая выставка творческих работ уч-ся детского объединения.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- у ребенка будет сформировано стремление упорядочивать процесс деятельности, достигая запланированных результатов с минимальными затратами;
- проявление осознанного отношения к деятельности.
Метапредметные результаты:
- развитие коммуникативных способностей; креативности.
Предметные результаты:
- овладеет технологиями изготовления изделий из пластилина, соленого теста, глины.
- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Календарно-учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной, итоговой аттестации |
1 | 1 | 03.10. 2022 | 31.05. 2023 | 32 | 64 | 64 | 2 раза в неделю 2 ч. по 30 мин, 10 мин. перерыв | Промежуточная 24.12-29.12.2022 Итоговая 22.05-31.05.2023 |
Материально-техническое обеспечение
- кабинет для проведения теоретических и практических занятий;
- столы и стулья;
- компьютер, магнитная доска.
Материалы и инструменты:
- пластилин,
- соленое тесто,
- полимерная глина,
- природная глина,
- подкладные дощечки,
- деревянные палочки для работы с глиной,
- стеки.
Специальная одежда:
- фартуки;
- нарукавники.
Информационное обеспечение
- https://www.livemaster.ru/ (Ярмарка Мастеров)
- https://vk.com/polimernaya_glina_uroki (Полимерная глина уроки видео мастер-классы)
- https://vse-kursy.com/read/673-uroki-lepki-iz-polimernoi-gliny-dlya-nachinayuschih.html (Уроки лепки из полимерной глины для начинающих)
- https://pulmix.ru/ (Поделки из пластилина для детей)
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Стаж педагогической работы - 10 лет. Образование - высшее педагогическое, окончила «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева». Дошкольная педагогика и психология.
Формы аттестации и оценочные материалы:
Промежуточная аттестация (декабрь):
– Педагогическое наблюдение. Беседа, в ходе которой выявляются теоретические знания учащихся. Выполнение контрольной работы по заданным образцам. Анализ.
Итоговая аттестация (май):
– Педагогическое наблюдение. Беседа, в ходе которой выявляются теоретические знания учащихся. Выполнение творческой самостоятельной работы. Анализ.
Уровни | Показатели теория | Показатели практика |
Высокий | - знает названия материала, инструментов и приспособлений для создания поделки, - самостоятельно ориентируется в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, предусмотренных данной программой, -безошибочно озвучивает этапы работы (алгоритм) | -умеет самостоятельно применять алгоритм работы с различным материалом при изготовлении поделки и пользоваться необходимыми инструментами. Возможна незначительная стимулирующая помощь педагога (предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы). |
Выше среднего | - с помощью уточняющих вопросов педагога умеет ориентироваться в направлениях декоративно-прикладного искусства, предусмотренных данной программой, называть инструменты, материал и этапы работы | - при организующей помощи педагога решает поставленную задачу (предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию). |
Средний | - с направляющей помощью педагога, опираясь на технологические карты и наглядный материал, может называть инструменты, материал и этапы работы в знакомых видах ДПИ | - выполняет задание с незначительной направляющей помощью педагога (предусматривается проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры). |
Низкий | - не может обозначить основные этапы работы, назвать материал и инструменты, необходимые для работы даже при помощи наглядно-дидактического материала и смысловых опор. | - требуется непосредственно обучающая помощь педагога (когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку, показать образец выполнения задания, подробно описать алгоритм). |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах, проведение мастер-классов для родителей.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очный.
Методы обучения и воспитания: словесный, практический, наглядный; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; мотивация, упражнения, стимулирование.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, игра, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, Педагогические технологии: технология группового обучения, технологии дистанционного обучения, игровые технологии, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио.
Алгоритм учебного занятия:
Блоки | Этап учебного занятия |
Подготовительный | Организационный |
Проверочный | |
Основной | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) |
Усвоение новых знаний и способов действий | |
Первичная проверка понимания изученного | |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | |
Обобщение и систематизация знаний | |
Контрольный | |
Итоговый | Итоговый |
Рефлексивный | |
Информационный |
Дидактические материалы:
- Естественные (гербарии, чучела, глиняные игрушки и т.д.)
- Объёмные (муляжи растений или плодов, образцы изделий и т.д.)
- Схематические или символические (схемы, рисунки, плакаты, шаблоны и т.д.)
- Картинные (картины, иллюстрации, слайды, фото)
- Звуковые (аудиозаписи)
- Смешанные (видео, учебные фильмы и т.д.)
- Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы, тесты, практические задания и т.д.)
- Обучающие прикладные программы в электронном виде
- Учебные пособия, журналы, книги
- Тематические подборки материалов, стихов и т.д.
Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам:
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учебное пособие / Н.Н. Алексахин. - М.: Агар, 2012. - 47 с.
- Алексеева Н.А. Значение предварительной зрительно-осязательной ориентировки в восприятии предметов и в повышении качества изобразительной деятельности (на примере лепки) у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Алексеева, А.Е. Высоцкая // Ученые записки ГГПИ им. М. Горького. - Горький, 2012. - Вып. 117. - С. 70-95.
- Афанасьева С. Напитать душу красотой. Лепка /С. Афанасьева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8. - С. 67-72.
- Брыкина Е.П. Лепка. Альбом иллюстрированный (раздаточный) для детей старшего дошкольного возраста /Е.П. Брыкина. - М.: АСТ, 2012. - 24 с.
- Ворончихина Ф.М. Лепка и игры /Ф.М. Ворончихина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №5. - С. 30-33.
- Долгоаршинных Н. Учимся лепить дымку /Н. Долгоаршинных // Народное творчество. - 2013. - №4. - С. 31-32.
- Зимина Н.А. Развитие творческого воображения детей на лепке /Н.А. Зимина // Воспитание детей дошкольных учреждений, 2010. - С. 49-57.
- Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей /Е.А. Коссаковская. - М.: Академия, 2012. - 71 с.
Список литературы, рекомендованный обучающимся:
- Волкова А.А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию / А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С. 18-26.
- Курочкина Н.А. Обучение детей (3-7 лет) лепке животных: Методическое пособие / Н.А. Курочкина. - Челябинск, 2013. - 66 с.
- Корзакова Е.И. Овладение формой предмета и ее передача в лепке дошкольников /Е.И. Корзакова // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Логос, 2009. - С. 100-121.
Список литературы, рекомендованный родителям:
- Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов / В.С. Горичева М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 192 с.
- Давыдова Л. Первые уроки лепки /Л. Давыдова // Семья и школа. - 2011. - №4.
- Исаева И. Уроки пластики / И. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С. 50-53.
- Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова Е.В. Лебедева Т.Г. Казакова Н.Б. Халезова. - М.: Логос, 2009. - 68 с.
- Лепилов К.М. Лепка в семье и в школе: Пособие для воспитателей и преподавателей /К.М. Лепилов. - СПб.: Нева, 2012. - 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...