Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юные следопыты»
рабочая программа

Попкова Юлия Васильевна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юные следопыты» ориентирована на дополнительное образование детей в возрасте 5-7 лет по туристско-краеведческой направленности, является программой стартового уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sledopyty.docx636.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юные следопыты» (далее – Программа) ориентирована на дополнительное образование детей в возрасте 5-7 лет по туристско-краеведческой направленности, является программой стартового уровня.

Актуальность Программы заключается в том, что она даёт воспитанникам дополнительные возможности для познавательного, речевого, интеллектуального и физического развития. В силу специфики работы по этой направленности появляется особая возможность содействия первоначальному становлению личностного самоопределения дошкольников, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни.

Краеведение и туризм - два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной исследовательской деятельности, объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. У детей расширятся первичные навыки и умения, необходимые в туристско-краеведческой работе, которые они получат при обучении по Программе на экскурсиях, в совместной исследовательской деятельности. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность туризма в том, что он – всесезонен.

Отличительная особенность Программы заключается в туристскокраеведческой направленности обучения, в огромном воспитательном потенциале, развитии кругозора в данном направлении. Она развивает у  детей умение переносить бытовую неустроенность, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности у детей.

Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 5 -7 лет. Для прохождения программы не требуется предварительная подготовка. Группа может состоять из учащихся разных возрастов. Прием детей осуществляется без специальных условий. Наполняемость группы до 15 человек.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения Программы – 8 месяцев.

На полное освоение Программы требуется 64 часа, включая индивидуальные игры, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий. Программа реализуется через кружковую деятельность.

Формы обучения очная.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы до 15 человек

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах - 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю

Набор в группу осуществляется исходя из физических возможностей детей, согласно желанию родителей (законных представителей), желания самих детей, по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Целью Программы является развитие личности ребенка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма; формирование мотивации к самостоятельной и эколого-познавательной деятельности, воспитания желания вести здоровый образ жизни

Задачи дополнительной Программы

Оздоровительные: 

- создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;

Образовательные:

  • дать детям доступные знания по истории, географии города;
  • знакомить с флорой, фауной, традициями, с известными людьми своего города, края;
  • развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
  • прививать элементарные навыки туриста (ориентирование, выполнение пеших походов, установка палатки, разведение костра, ведение наблюдения за погодой, умение преодолевать препятствия, пользоваться страховкой).

Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников  потребность в здоровом образе жизни;
  • воспитывать заботливое отношение к природе, умение видеть, ценить и преумножить ее красоту и богатство края;
  • воспитывать желание принимать участие в экологических проектах и  акциях.

Развивающие

  • развивать у детей познавательную активность;
  • развивать чувство товарищества и коллективизма.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма

контроля

теория

практика

всего

Раздел 1. Туризм и туристы

5

4

9

1.

Кто такие туристы?

1

1

2.

Правила поведения на привале.

1

1

2

Игра-опрос мнемотаблица

3.

Правила поведения на прогулке

1

1

2

Квиз-игра

мнемотаблица

4.

Богатство наших лесов (знакомство с флорой города)

1

1

2

Книга растений

5.

Птицы, рыбы звери нам открыли двери (край)

1

1

2

Книга животных

Раздел 2. Туристическое снаряжение

7

7

14

7.

Знакомство с туристическим снаряжением

1

1

2

8.

Личное снаряжение туриста

3

3

6

Квиз-игра

9.

Специальное снаряжение туриста

3

3

6

Игра -опрос

Раздел 3. Знакомство с топографическими

знаками. Ориентация на листе бумаги

9

24

33

10.

Первоначальное понятие о топографических знаках.

1

1

2

11.

Знакомство с топографичечкими знаками.

1

1

2

Топографический

диктант

12.

Различие топознаков на рисунке и плане

1

3

4

Топографический

диктант

13.

Эстафеты соревновательного характера

1

1

14.

Дидактическая игра «Найди место игрушек».

1

1

Игра

15.

Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец).

1

1

Игра

16.

Дидактическая игра ««Где план, а где рисунок».

1

1

Игра

17.

Наш детский сад (мини-исследование) Мой детский сад. Адрес детского сада. Участок детского сада.

1

3

4

18.

Наш город (обзорные прогулки).

1

5

6

экскурсия

19

Наш лес

1

2

3

минипоход

20

Наша река

1

1

2

минипоход

21.

Что такое горизонт?

1

1

2

Опрос

22.

Знакомство с компасом

1

3

4

Опрос

Раздел 4. «Наш город»

3

5

8

23.

Достопримечательности нашего города

1

1

2

24.

Библиотека «Лукоморье»

1

1

2

25.

БМК «Аврора»

1

1

2

26.

Квиз-игра «Путешественники-везеходы»

1

1

27

Итоговое занятие (поход)

1

1

Итого часов по Программе:

24

40

64

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Туризм и туристы (октябрь)

Цель: Формировать знание о туристах и туризме.

Беседы на тему:

  1. Кто такие туристы? Туризм и его разновидности. Игра путешествие «Мы собираемся в поход» (Игра проводится в спортивном зале.)
  2. Правила поведения на привале. Правила поведения туристов на природных условиях. Просмотр презентации о походах. Составление памятки (мнемотаблица)
  3. Правила поведения на прогулке. Составление памятки (мнемотаблица)

4. Богатство наших лесов (знакомство с флорой) Составление книги с рисунками «Растения нашего леса»

5. Птицы, рыбы, звери нам открыли двери. Составление книги с рисунками «Животные нашего леса»

Туристическое снаряжение (ноябрь)

Цель: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового, специального туристического снаряжения

Беседы на тему

1. Знакомство с туристическим снаряжением. Рассматривание предметов туристического снаряжения.

  1. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туриста.
  2. Специальное снаряжение туриста.

4. Эстафета с элементами соревнования. Практическое занятие по использованию туристического снаряжения («Пора в поход», «Трудное препятствие», «Найти конверт»)

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового, специального туристического снаряжения

Знакомство с топографическими знаками (ноябрь)

Беседы на тему:

  1. Первоначальное понятие о топографических знаках.

2. Знакомство с туристическими знаками.

3. Различие топознаков на рисунке и плане. Учимся ориентироваться на листе бумаги, карте

4. Эстафеты соревновательного характера: Пора в поход, Разберись сам, Что ты заметил? найди клад

Ориентация на листе бумаги (декабрь, январь)

  1. Дидактическая игра «Найди место игрушек». Цель: учить определять углы, стороны и центр листа.
  2. Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец). Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на предметы на столе). Цель: знакомство с планом.

3. Дидактическая игра «Где план, а где рисунок».

Цель: научиться отличить план от рисунка.

Практическое занятие по составлению планов «Составь план своей комнаты» (привлечение родителей (законных представителей) воспитанников.

4. Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате». Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.

5. Наш детский сад (мини-исследование) Мой детский сад. Адрес детского сада. Участок детского сада

Прогулка по территории сада (январь)

Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.

Ориентирование на территории детского сада

Прогулка на территории детского сада.

Обследование участка.

Прогулка по городу (февраль)

Цель: научить детей обследовать территорию города и наносить расположение оборудования на план.

Ориентирование на ближайшую территорию детского сада

Прогулка по лесопарковой зоне города (февраль)

Цель: научить детей обследовать территорию лесопарка наносить расположение оборудования на план.

Ориентирование на территории детского сада

Что такое горизонт? (март)

Цель: познакомить детей с понятием горизонта; учить определять стороны горизонта по солнцу; учить определять стороны горизонта по местным признакам

1.Занятие - беседа по ознакомлению детей с горизонтом. Прогулка к «горизонту».

Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

  1. Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?» Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу
  2. Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (работа с родителями).

Знакомство с компасом (апрель)

Цель: познакомить детей с компасом; учить определять стороны горизонта по компасу; учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.

Беседы на тему

  • .Что такое компас?
  • Для чего предназначен компас?
  • Как работать с компасом?
  • Чтение художественной литературы об использовании компаса.

Наш город (май)

Цель: ознакомление с поселком, его историческими, культурными объектами

  1. Наш город (обзорные прогулки). В этих домах живут наши друзья (выставка рисунков, практическая работа дома с родителями).
  2. Школы, магазины, библиотека (экскурсия).

Итоговое занятие

Цель: подготовить детей к участию в туристическом походе с родителями.

Туристические возможности знатоков Беседы на тему

Кто такие знатоки?

Кем ты будешь в походе? Почему

Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера

Кто быстрее подготовит костер?

Вкусный обед.

Поставь палатку

Планируемые результаты

  • дети обладают знаниями об истории, географии города согласно возраста;
  • дети имеют представления о флоре, фауне края;
  • знакомы с традициями, известными людьми своего города, края;
  • имеют начальные навыки туриста (ориентирование, выполнение пеших походов, установка палатки, разведение костра, ведение наблюдения за погодой, умение преодолевать препятствия, пользоваться страховкой);
  • с удовольствием принимают участие  в экологических в проектах  и акциях;
  • проявляют чувства патриотизма и сопричастности;
  • стремятся к товариществу и коллективизму.

Вся оценочная система делится на три уровня сложности

1 уровень: обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (на выбор).

2 уровень: обучающийся отвечает на все вопросы, озвученные за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.

3 уровень: обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации

1

1

03.10.2022

31.05.2023

36

72

64

2 раза в неделю по 30 минут

16-26 декабря

17-29 мая

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

Образовательная деятельность проводится в помещениях МАДОУ ДСКН № 7 г.Сосновоборска (в физкультурном зале, музыкальном зале, соответствуют санитарным нормам СанПин), а также на территории дошкольной организации, в лесопарковой зоне города Сосновоборска.

Предметно-пространственная среда включает различное туристическое и краеведческое оборудование, отвечающее требованиям содержания программы: палатки, спальные мешки, хобы, бинокль, индивидуальный медицинский пакет туриста, картографические материалы, каремат,  котелки для приготовления пищи (демонстрационные), костровое оборудование (тросик, таганок, сетка), курвиметр, лопата складная, лупа и др.. Методическое пособие по краеведению (историческое, географическое и т. п.)

Материально-технические: радиостанция портативная, конструктор, проектор, ноутбук, фотоаппарат, компас жидкостный, экшн-камера

Социально-психологические условия обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Кадровое обеспечение.

Обучение детей по Программе проводит педагог, имеющий среднее или высшее дошкольное педагогическое образование, или профессиональную подготовку в области дошкольной педагогики. Обязательно наличие курсовой подготовки по оказанию первой помощи

Формы аттестации и оценочные матеиалы

Уровень теоретических знаний

Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами

Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы

Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом

Уровень практических навыков и умений.

«Не владеет» - с трудом повторяет задание после показа педагога, хотя присутствует желание воспроизводить задание также хорошо. Навыков туриста нет.

«Владеет не в полной мере» - Выполняет задание хорошо, владеет навыками туриста.

«Владеет в полной мере» - Имеет навыки туриста. Сразу может повторить после показа педагога.

Степень самостоятельности

Низкий уровень. Не умеют читать и применять в работе топографические карты; не умеет ориентироваться по местным признакам.

Средний уровень. Нуждается в пояснении, в помощи педагога, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.

Высокий уровень. Умеет читать и применять в работе топографические карты. Проявляет умение ориентироваться по местным признакам

Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде педагогического наблюдения за освоением Программы.

Методическое обеспечение Программы включает: формы, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса; дидактический, методический материалы; материально-техническое оснащение занятий.

Основные формы и методы

При реализации Программы сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, сотрудничество, работа в командах, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются умение работать в команде.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

- 1 часть: организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие

- 2 часть: практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности

- 3 часть: посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на результат. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес учащихся к туризму

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение

Выделяют следующие группы форм организации обучения, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, экскурсия, поход, мастерская, занятие-игра, игра-путешествие, презентация.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

  • словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ)
  • наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдения, показ по образцу)
  • практические (тренировочные упражнения, поход, экскурсия)

Программа реализуется через работу в кружке, в виде теоретических и практических занятий  (в помещении и на местности). Направление работы в течение года может варьировать: зимой и осенью в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной – практические

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Для педагога дополнительного образования:

  1. Бардин К.В. «Азбука Туризма» О технике пешеходных путешествий интернет статья
  2. Берман А.Е. «Юный турист». М.: 1977г.
  3. Васильев В.А. 300 вопросов и ответов о природе и погоде. / - Ярославль: “Академия развития”, 1999. - 240с., ил.
  4. Дыбина О.В. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ детей в ДОО» М., 2015
  5. Куприн А.М. «Ориентирование туриста» М., 1980г.
  6. Куров В.Н. Расширяем кругозор детей. / Самара, 2001. - 180с., ил
  7. Методическое издание Остапец А.А. Педагогика и психология туристической деятельности учащихся М., 2001г
  8. Мигонькина З.Р., Занимательная топография и ориентирование
  9. Отдел экологии и охраны природы Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведении и туризма «Хранители природы» Калининград 2012г
  10. Родная природа словарь в картинках АСТ Пресс
  11. Шальков Ю. «Здоровье туриста». - М.: Физкультура и спорт, 1987г.
  12. Шелегин, Н. Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным [Текст]: основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для учащихся начальной школы/ Н.Н. Шелегин. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун -та, 1997. -84с

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Словарь терминов

  1. АЗИМУТ - горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до заданного направления (предмета, ориентира) в пределах от 0 до 360 градусов.
  2. ГОРИЗОНТ - видимое вокруг нас пространство.
  3. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА - граница видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью земли.
  4. КАРТА - это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе. Видов карт очень много.
  5. КОМПАС - это прибор для определения сторон горизонта.
  6. МАСШТАБ - уменьшенная мерка, которую при черчении условно принимают за какую-нибудь большую меру.
  7. ПЛАН - это чертёж отдельных предметов, помещений, местности. На плане предмет изображают таким, каким он виден, если на него смотреть сверху.
  8. СПОРТИВНАЯ КАРТА - карта, использующаяся в соревнованиях по ориентированию, представляющая собой уменьшенное во много раз плоское графическое изображение местности, выполненное при помощи специальных условных знаков. Отличительная черта современных спортивных карт - высокая точность и подробность. На них отображены все дорожки, тропинки, отдельные строения, т. е. все предметы и естественные образования, имеющиеся на местности.
  9. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - точное уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе и с помощью условных знаков.
  10. УСЛОВНЫЕ ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ - специальные знаки, обозначающие на топографических картах объекты живой и неживой природы. Для туриста - это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Различают три вида знаков: масштабные, внемасштабные, пояснительные.

11. МАСШТАБНЫЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ - знаки, изображающие местные предметы (населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки), которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты. Внешние границы таких местных предметов показывают на карте сплошными линиями (озера, реки) или точками (контуры леса, луга, болота) в точном соответствии с действительными очертаниями на местности. Площадь внутри контура на карте покрывается краской соответствующего цвета или заполняется условными знаками.

12. ВНЕМАСШТАБНЫЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ - знаки, изображающие местные предметы, которые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение: колодцы в пустыне, зимовка в тайге и др. Эти местные предметы изображаются на картах увеличенными

Речёвки туристов

Не плачь, не ной, крепись, терпи.

Друга поддержи плечом. Надежным будь всегда в пути!

Кто шагает с рюкзаком?

Мы - туристы!

Кто со скукой не знаком?

Мы - туристы!

Что турист берет в дорогу? Песню, ложку и рюкзак!

Кто отстал?

Не отставай!

Кто устал?

Не унывай!

Кто идти захочет с нами?

Нас скорее догоняй!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"

Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД,  а также  воспитание у дошкольников культур...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)

Дополнительная Общеобразовательная  Общеразвивающая  Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы

Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...