Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета МАДОУ детский сад № 50 «28» августа 2021г. Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Н.Н.Юндина Приказ № …….от ………… г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАТОР»
для детей подготовительной группы
Срок реализации 1 года
Автор разработчик: Мадиярова Светлана Юрьевна, воспитатель I кв. категории
г. Ревда, 2021 год
Пояснительная записка
Направленность | Естественнонаучная |
Актуальность | заключается в том, что, не смотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Детское экспериментирование как форма исследовательской деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим особенностям детей. |
Отличительные особенности | Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что в ходе реализации программы «Юный экспериментатор» дети в процессе проведения опытов и экспериментов учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Важным становится не только результат, но и процесс своей работы, воспитатель может быть «научным консультантом». Исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. |
Адресат общеразвивающей программы | Возраст детей 6-7лет, число детей 21. |
Режим занятий | Периодичность и продолжительность |
Объем | 2 раза в месяц; продолжительность –25-30 минут. Кол-во учебных часов, запланированных на весь период обучения 18. |
Срок освоения | 1год обучения, с сентября по май; 18 недель |
Уровень | Стартовый (минимальная сложность освоения предлагаемого материала) |
Формы обучения | Фронтальная-Эксперименты проводятся с участием детей во всех остальных случаях, учитывая возрастные особенности дошкольников(беседа), Демонстрационная: Эксперименты проводит педагог, а дети следят за его выполнением (исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быт дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность. Например, горящая свеча.) групповая, подгрупповая(наблюдение, проведение эксперимента), индивидуальная(работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы). |
Виды занятия | Экскурсия, целевые прогулки, проектная деятельность, занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования) |
Формы подведения результатов | Беседа, творческий отчет, зарисовки, схемы, картинки, таблицы. |
2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель:
Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Обучающие: формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Способствовать развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Развивающие: расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Воспитательные: поддерживать у детей развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Песок и глина–наши помощники | 1 |
2. | Удивительные свойства воды | 1 |
3. | Удивительные свойства воздуха | 1 |
4. | Почва живая земля | 1 |
5. | «Как устроена дыхательная система человека» | 1 |
6. | «Что умеют наши глаза и уши» | 1 |
7. | «Испытание магнита» | 1 |
8. | «Мир бумаги» | 1 |
9. | «Как принцесса Ниточка всю семью одевала» | 1 |
10. | «Сами монтеры» | 1 |
11. | «Свойства дерева и металл» | 1 |
12. | «Мир камней» | 1 |
13. | «В мире стекла» | 1 |
14. | «Волшебное зеркало» | 1 |
15. | «Волшебное электричество» | 1 |
16. | «Как работает термометр» | 1 |
17. | «Извержение вулкана» | 1 |
18. | «Катапульта» | 1 |
Содержание учебного (тематического) плана
Сентябрь
«Песок и глина–наши помощники»
1.Дать представление о свойствах песка и глины.
2.Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глин, а полезные ископаемые.
3.Воспитывать любознательность.
4.Активизация словаря: сыпучий, твердая
«Удивительные свойства воды»
1.Познакомитьдетейсосвойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода–это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
2.Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
3.Воспитывать бережное отношение к воде
Октябрь
«Удивительные свойства воздуха»
1.Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2.Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4.Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5.Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
«Почва живая земля»
1.Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
2.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
3.Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Ноябрь
«Как устроена дыхательная система человека»
1.Датьдетямпредставления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
2.Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
3.Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
4.Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
«Что умеют наши глаза и уши»
1.Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
2.Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
3.Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
4.Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
Декабрь
«Испытание магнита»
1.Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
2.Развивать у детей мышление, сообразительность.
3.Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание
«Мир бумаги»
1.Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. 2.Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
3.Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
4.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон)
Январь
«Как принцесса Ниточка всю семью одевала»
1.Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.
2.Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
3.Познакомить с понятием «ателье и заказ».
4.Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов–бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.
5.Развивать мыслительную деятельность входе экспериментов.
6.Активизировать словарь детей соответствующими тем, словами.
7.Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию
«Сами монтеры»
1.Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
2.Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
3.Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
4.Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме
Февраль
«Свойства дерева и металл»
1.Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
2.Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
3.Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений
«Мир камней»
1.Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
2.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
3.Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
4.Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память
Март
«В мире стекла»
1.Помочь детям выявить свойства стекла(прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
2.Развивать любознательность
3.Воспитывать бережное отношение к
вещам.
«Волшебное зеркало»
1.Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
2.Развивать познавательные способности детей.
3.Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
4.Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Апрель
«Волшебное электричество»
1.Обобщать знания детей об электричестве;
2.Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
3.Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
4.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
5.Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
6.Воспитывать умение работать в коллективе.
«Как работает термометр»
1.Познакомитьс работой термометра;
2.Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать
выводы, анализировать;
3.Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;
4.Развиватьмелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь. Воспитывать аккуратность при проведении опытов
Май
«Извержение вулкана»
1.Познакомить детей с природным явлением-вулканом.
2.Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
3.Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
4.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
«Катапульта»
1.Продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной деятельности;
2.Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
3.Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
4.Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха
4. Планируемые результаты
Условия реализации программы:
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Материально техническое обеспечение | Приборы -«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги, ткани; медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д. |
Информационное обеспечение | Аудио, фото, видео, интернет источники |
Кадровое обеспечение | Мадиярова Светлана Юрьевна, воспитатель 1 кв.категории |
Методические материалы | Детские энциклопедии, атласы. Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов. |
5. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Контрольно-измерительный материал
Педагогическое обследование детей 7-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Юный экспериментатор»
Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.
Показатели:
Умеет задавать вопросы.
Умеет ставить проблему, выявляет ее.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет давать определение понятиям.
Умеет классифицировать.
Умеет наблюдать.
Умеет проводить эксперименты.
Умеет рассуждать, делать заключения.
Критерии:
3 балла - умения и навыки сформированы
2 балла – частично, с помощью взрослого
1балл - умения и навыки не сформированы
Результаты:
Высокий уровень – 20-24
Средний уровень – 14-19
Низкий уровень - 8-13
Контрольно-измерительный материал
Педагогическое обследование детей 7-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Юный экспериментатор»
Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.
Показатели:
Умеет задавать вопросы.
Умеет ставить проблему, выявляет ее.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет давать определение понятиям.
Умеет классифицировать.
Умеет наблюдать.
Умеет проводить эксперименты.
Умеет рассуждать, делать заключения.
Критерии:
3 балла - умения и навыки сформированы
2 балла – частично, с помощью взрослого
1балл - умения и навыки не сформированы
Результаты:
Высокий уровень – 20-24
Средний уровень – 14-19
Низкий уровень - 8-13
2021– 2022учебный год Диагностическая карта кружка «юный экспериментатор» Дата _________________ Воспитатель Мадиярова С.Ю..
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умеет задавать вопросы | Умеет ставить проблему, выявляет ее. | Умеет выдвигать гипотезы | Умеет давать определение понятиям | Умеет классифицировать | Умеет наблюдать | Умеет проводить эксперименты | Умеет делать заключения | Баллы | Средний балл |
1 | Аверкина Д. | ||||||||||
2 | Зиновьева К. | ||||||||||
3 | Зиннатова К. | ||||||||||
4 | Ганченков И | ||||||||||
5 | Козырина А. | ||||||||||
6 | Колотов А. | ||||||||||
7 | Кропотова В | ||||||||||
8 | Коростелева | ||||||||||
9 | Кучма Д. | ||||||||||
10 | Кутяков В | ||||||||||
11 | Кутяков С | ||||||||||
12 | Мамае Н. | ||||||||||
13 | Мещерских | ||||||||||
14 | Недугов М | ||||||||||
15 | Образцова А | ||||||||||
16. | Осокин С. | ||||||||||
17. | Павлович В | ||||||||||
18. | Хабирзянова | ||||||||||
19. | Чуфелин И | ||||||||||
20. | Шайхаттарова | ||||||||||
21. | Шляпникова | ||||||||||
итог |
Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %;
Низкий уровень _______ детей ______ %.
Список литературы
1.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры–занятия для дошкольников–М.: ТЦ Сфера, 2010.
2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников– М. ТЦ Сфера, 2010.
3.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера,2010
4.Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
5.Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7лет на экологической тропе. Учитель,2011
6.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. –СПб.: ООО«Издательство«Детство-Пресс»,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Каблучок» Танцевально-ритмические движения
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Каблучок» является приложением к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования, относитс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Ступенька» Степ аэробика
Дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 посещают дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми наруше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей «Карапуз» (бисероплетение), художественная направленность.
Разработчики:Козлова Альфинур Хидиятовна, воспитательСимонова Ирина Борисовна, старший воспитательСавуляк Лилия Владимировна, педагог-психологАктуальность Программы определена запросом родителей, мате...
Методическая разработка.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РИСОВАНИЕ» дети 3-4,4-5 лет.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рисование» с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"...