Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
рабочая программа по математике (старшая группа)
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
В педагогической деятельности дополнительной общеобразовательной программы предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» | 48.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САПОЖКОВСКИЙДЕТСКИЙ САД №3
САПОЖКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Принято на Педагогическом совете Протокол № ____от_____________ | Утверждаю: Заведующий МДОУ №3 ______________________________________ Приказ №____ от ____________ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный математик»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность программы – социально-педагогическая
Автор - составитель:
Колотвина Г.А.
воспитатель
Сапожок, 2019 г.
Оглавление
| 3 |
| 7 - 11 |
| 12 - 14 |
| 14 – 15 |
| 15 – 16 |
Список литературы ……………………………………………………… | 17 |
- Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;
- ФГОС ДО Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Устав МБДОУ №3.
Актуальность программы
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
В педагогической деятельности дополнительной общеобразовательной программы предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Цель: Развитие образного и логического мышления, воображения, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
- расширять математический кругозор обучающихся;
- формировать умение анализировать, делать логические выводы;
- познакомить с простейшими геометрическими фигурами;
- научить решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать умение владеть математической терминологией;
- поддержать и развить интерес к предмету математики;
Воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию;
- расширить коммуникативные способности;
- развивать самостоятельность обучающихся;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление;
- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- развивать мелкую моторику рук;
- выявлять и развивать математические и творческие способности;
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам.
Новизна, отличительные особенности программы
- позволяет в условиях Детского сада через дополнительное образование расширить возможности подготовки по предмету математики;
- разработана единая комплексная программа, рассчитанная на один год, включающая следующие направления: арифметика, геометрия, логика, комбинаторика;
- программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умения работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности;
- программа учитывает возрастные особенности дошкольников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе; с этой целью в кружок включены математические игры;
Принципы и подходы к реализации программы.
- Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка со взрослым;
- Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей;
- Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- Сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
- Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
- Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей учащихся).
Категория обучающихся: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Количество обучающихся: 7-10 человек.
Продолжительность обучения: 18 месяцев (в течении учебного года, с сентября по май)
Место реализации образовательной программы: МБДОУ №3
Условия реализации программы
Организационные условия:
Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на безплатной основе в форме дополнительного образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 1 часу с учетом здоровьесберегающих технологий и игровых технологий. В течение занятия происходит смена видов деятельности.
Материально-технические условия реализации программы:
Занятия проводятся в просторном, светлом, убранном кабинете со специальной мебелью: детские индивидуальные столы, стульчики, шкафы для хранения методических пособий и игр, а также:
- меловая доска
- магнитная доска.
- таблицы, открытки, картинки, игрушки.
- дидактические игры из серии «Готовимся к школе»
- модели геометрических фигур.
- игры с кубиками, занимательные головоломки «Кубики для всех», «Уникум», игры «Рамки и вкладыши Монтессори»
- блоки Дьенеша и др.
Кадровые:
Педагог, имеющий специальное образование в данной области и постоянно повышающий свою педагогическую квалификацию, владеющий знанием возрастных физиологических, эмоциональных и психологических особенностей учащихся, обладающий всеми специфическими знаниями курса.
Составитель и исполнитель программы воспитатель МБДОУ №3 Колотвина Галина Александровна, педагогическое образование, высшая квалификационная категория с 2009 года.
Методическое обеспечение программы:
Формами и методами организации детей на занятиях в соответствии с возрастными особенностями являются: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, с рабочей тетрадью, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры, элементы изобразительной деятельности (конструирование, аппликация, рисование), элементы театрализованной деятельности, т.е. занятие организуется через применение широкого спектра педагогических приемов (наглядных, игровых, практических, словесных, поисковых)
В организации образовательного процесса используются следующие приемы педагогической техники:
- прием удивления (необычный материал, форма преподнесения и т. д.);
- прием «фантастическая добавка» (дополнение реальной ситуации, фантастической);
- прием «особое задание» (наиболее сильные ученики получают право на выполнение особо сложное задание);
- организация работы в группах;
- игры-тренинги;
- сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации;
- эмоциональный настрой (разминка); использование несловесных команд.
Развитие ребенка идет через зрительные, слуховые, тактильные и двигательные ощущения.
Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Воспитанникам предлагается много разнообразных форм для проявления активности и самостоятельности.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
Предметные картинки, плакаты.
Раздаточный и счетный материал.
Набор цифр.
Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
Говорящие часы (механические и электронные), песочные часы, весы.
Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
Развивающие игры ( Игротека Школы семи гномов, IQ-игры Счет и форма
(логика + моторика), развивающие карточки «Школа для дошколят»).
Строительный конструктор.
Линейки.
Простой и цветные карандаши, цветные ручки.
Тетрадь в крупную клетку.
II. Учебный план
Первый год обучения 5 – 6 лет
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, общее количество учебных часов – 72.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25 минут, что составляет 1 академический час.
Всего занятий 36 . Всего 36 часов.
№ | Тема раздела | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1. | Количество и счет в пределах десяти | 16 | 3 | 13 |
2. | Величина, сравнение предметов по размеру и форме | 5 | 0 | 5 |
3. | Ознакомление с временными отношениями | 2 | 1 | 1 |
4. | Ориентировка в пространстве | 3 | 1 | 2 |
5. | Геометрические фигуры | 6 | 1 | 5 |
6. | Логические задачи | 3 | 0 | 3 |
7. | Обобщающие занятия | 1 | 0 | 1 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 |
Календарно-тематический график (возраст 5-6 лет)
Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Один и много: сравнение множеств. Большой и маленький. Круг | 1 |
2 | Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу. | 1 |
3 | Установление соответствия между числом и количеством предметов | 1 |
4 | Число и цифра 0. | 1 |
5 | Число и цифра 1. | 1 |
6 | Число и цифра 2. | 1 |
7 | Закрепление знаний о цифре 2. | 1 |
8 | Решение задач. | 1 |
9 | Число и цифра 3. | 1 |
10 | Сравнение чисел 2 и 3. | 1 |
11 | Математические знаки. | 1 |
12 | Сравнение предметов. | 1 |
13 | Число и цифра 4. | 1 |
14 | Сравнение чисел 3 и 4. | 1 |
15 | Число и цифра 5. | 1 |
16 | Цифра, число, количество. | 1 |
17 | Число и цифра 6. | 1 |
18 | Закрепление знаний о числе и цифре 6. | 1 |
19 | Число и цифра 7. | 1 |
20 | Решение задач. | 1 |
21 | Число и цифра 8. | 1 |
22 | Закрепление знаний о числе и цифре 8. | 1 |
23 | Число и цифра 9. | 1 |
24 | Геометрические тела. | 1 |
25 | Число 10. | 1 |
26 | Отношения «больше», «меньше» и «равно». | 1 |
27 | Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Цифра 0. | 1 |
28 | Количественный счет в пределах 10. Состав числа | 1 |
29 | Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 |
30 | Порядковый счет. | 1 |
31 | Цифры от 0 до 9; сложение числа 10 из двух меньших. | 1 |
32 | Целое и часть. | 1 |
33 | Временные отношения | 1 |
34 | Повторение изученного. Конкурс «Лучший математик» | 1 |
35 | Повторение изученного. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры | 1 |
36 | Повторение изученного. Графические диктанты. | 1 |
ИТОГО: | 36 |
Второй год обучения 6 - 7 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут, что составляет 1 академический час.
Всего занятий 36 . Всего 36 часов.
№ | Тема раздела | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1. | Количество и счет | 6 | 2 | 4 |
2. | Величина | 6 | 1 | 5 |
3. | Ориентирование в пространстве | 6 | 2 | 4 |
4. | Ориентирование в пространстве во времени | 5 | 2 | 3 |
5. | Геометрические фигуры | 7 | 2 | 5 |
6. | Логические задачи. | 6 | 0 | 6 |
ИТОГО: | 36 | 9 | 27 |
Календарно-тематический график (возраст 6-7 лет)
Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <,>, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник. | 1 |
2 | Знаки =, #,+,-, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги. | 1 |
3 | Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. | 1 |
4 | Знаки <,>,=,#, соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа 6 из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
5 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве. | 1 |
6 | Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1 |
7 | Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве. Решение примеров. | 1 |
8 | Цифры от 1 до 10, число 11 Логическая задача | 1 |
9 | Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношение между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры | 1 |
10 | Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
11 | Отношение между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. | 1 |
12 | Число 13, ориентировка во времени, логическая задача. | 1 |
13 | Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
14 | Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. | 1 |
15 | Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1 |
16 | Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. | 1 |
17 | Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
18 | Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. | 1 |
19 | Математическая загадка, знаки +,-, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1 |
20 | Число 17 Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. | 1 |
21 | Число 17 Ориентировка в пространстве, , логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
22 | Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
23 | Число 18 Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. | 1 |
24 | Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача. | 1 |
25 | Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. | 1 |
26 | Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. | 1 |
27 | Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. | 1 |
28 | Знаки +,-, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 |
29 | Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры. | 1 |
30 | Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача. | 1 |
31 | Задачи-шутки, ориентировка во времени. Решение примеров, математические загадки. | 1 |
32 | Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, работа в тетради в клетку. | 1 |
33 | Математическая загадка, ориентировка во времени, решение примеров, задачи, логические задачи. | 1 |
34 | Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры. | 1 |
35 | Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. | 1 |
36 | Величина, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
ИТОГО: | 36 |
III. Содержание образовательной программы.
Первый год обучения 5 – 6 лет
Раздел 1. Количество и счет в пределах 10
Теория: Числа от 1 до 10.
Практика: Счет по образцу и названному числу. Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Воспроизведение количества движений по названному числу. Написание цифр от 1 до 9 и число 10. Математические загадки. Запись решения задачи с помощью математических знаков и цифр. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Решение логических задач на основе зрительного восприятия информации.
Раздел 2. Величина, сравнение предметов по размеру и форме
Теория: Часть и целое. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий –узкий. Толстый – тонкий.
Практика: Расположение предметов в порядке убывания и возрастания по величине, ширине, высоте и толщине. Сравнение предметов. Деление предмета на части. Соотношение части и целого. Развитие глазомера.
Раздел 3. Геометрические фигуры
Теория: Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Овал. Трапеция.
Практика: Представление о геометрических фигурах. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Работа с тетрадью в клетку. Преобразование фигур. Рисование в тетради в клетку геометрических фигур. Схематические изображения из геометрических фигур. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.
Раздел 4. Ориентировка во времени
Теория: Части суток. Времена года. Дни недели. Вчера, сегодня, завтра. Название месяцев
Практика: Определение частей суток, времён года, различение дней недели. Временные отношения.
Раздел 5. Ориентировка в пространстве
Теория: Вправо, влево, вверх, вниз. Ближе, дальше. Выше, ниже. Прямо, под наклоном.
Практика: Ориентация на листе бумаги. Положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
Раздел 6. Логические задачи
Теория: Логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Практика: Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Раздел 7. Обобщающие занятия
Практика: Систематизация и обобщение имеющихся знаний, умений, навыков.
Второй год обучения 6 – 7 лет
Раздел 1. Количество и счет.
Теория: На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие
представления о множестве: формировать множества по признакам, видят
составные части множества, устанавливать отношения между отдельными
частями, составляют пары предметов. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над
числами. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.
Практика: Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Раздел 2. Величина.
Теория: Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами. Способствовать развитию глазомера.
Практика: Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по
величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения. Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Раздел 3. Геометрические фигуры.
Теория: Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар. Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине). Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)
Практика: Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Раздел 4. Ориентировка во времени.
Теория: Дать элементарные представления о времени: его периодичности,
необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала, потом, до, после,
раньше, позже. Учить различать длительность отдельных временных интервалов,
регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Практика: Учить определять время по часам с точностью до часа.
Раздел 5. Ориентировка в пространстве.
Теория: Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).
Практика: Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).
Раздел 6. Логические задачи.
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение,
классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
IY. Ожидаемые результаты освоения программы
Первый год обучения 5 – 6 лет
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Второй год обучения 6 - 7 лет
- Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого
множества и целое по известным частям;
- Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
- Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
- Измерять длину предметов;
- Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и
его часть;
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар,
куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница);
- Определять временные отношения;
Y. Контрольно-измерительные материалы
Первый год обучения 5 – 6 лет.
- Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
- Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
- Умение узнавать цифры в пределах 10
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
- Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
- Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
- Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
- Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 баллов – средний уровень
21 – 27 баллов – высокий уровень
Второй год обучения 6 - 7 лет
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка
из двух меньших;
- Предшествующее число, последующее число, соседей числа,
предпоследнее число, последнее число;
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
- Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели,
времен года.
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 баллов – средний уровень
21 – 27 баллов – высокий уровень
Список литературы
- Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф, 2000.
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем мышление. – М.: ООО «Издательство Росмэн-Пресс», 2002.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркрва И.Г., Щербинина С.В. Логика в картинках. – Ярославль.: «Издательство Академия развития», 2006
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Издательство «Ось – 89», 2000.
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Пособие для подготовки детей к школе. Завтра в школу:– Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР; М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Развитие воображения. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.
- Светлова И.Е. Логика. – М. : ООО «Издательство «Эксмо», 2002.
- Уроки дошкольной математики. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...
Рабочая программа старшей группы возраст обучающихся 5-6 лет срок реализации программы 1 год
Содержание рабочей программы Целевой раздел.Пояснительная записка…………………………………………&h...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей, по средствам собственных открытий с помощью нетрадиционных техник и декоративного рисования, через занятия по изобраз...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...